Развитие детского творчества.
Воспитание театром
Именно театр доставляет детям, огромную, ни с чем несравнимую радость - его таинственная атмосфера, радостное и праздничное представление. Дети, особенно дошколята, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию — сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. В силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, который поставлен по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять ее главную идею и настроение.
«С какой верой они глядят на сцену, слушают и стараются запомнить звуки музыки, особенно песни. Какое счастье говорить с ними о том, что мы хотим вырастить их добрыми, воспитать их любящими искусство. Я считаю, что самое важное — воспитать в маленьком человеке интерес к другим, стремление понять всех, подчас похожих на тебя самого, а порой и вовсе не похожих, но достойных внимания живых существ», — писала режиссер Наталия Сац - основательница Детского Музыкального театра «Синяя птица».
Прекрасные образы добрых героев, которые вошли в сердце, навсегда останутся с нашими детьми. И кто знает, может быть, в трудную минуту любимые Дюймовочка или Золушка, Тиль-тиль или лисенок, Людвиг 14-й, напомнят им о том, сколько прекрасного еще сохранилось в нашем мире, удержат от злого и несправедливого поступка!
Целым комплексом средств воздействует простой театр игрушек на маленьких зрителей: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Повзрослев, дети живо интересуются уже драматической игрой актеров, с одной стороны, безусловно, веря в происходящее на сцене, с другой — осознавая, что «это не волк, а дядя-актер». Таким образом, театр становится такой формой искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а, следовательно, и мышление) наших детей бывает скудной и невыраженной.
Домашний театр, кроме эстетического воспитания, в большей мере, чем профессиональный, несет в себе и возможность воспитания педагогического. Ребенок может быть не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации, написать и обсудить сценарий — это один аспект. Второй заключается в том, что умело подобранные родителями пьесы способны оказать на психику ребенка целебное действие. Разыгрывая роль персонажа, наделенного определенными отрицательными чертами, ребенок может заметить их в себе и учится преодолевать или, наоборот, культивировать положительные черты. И самое главное, что это воспитание происходит без нотаций и менторского тона, в процессе игры.
Известно, что множество психотерапевтических методов основано на игровых театральных приемах, где основным принципом является «смеяться не над ребенком, а вместе с ребенком». Поэтому нужно придумать или выбрать такие пьесы и сказки, где бы вы вместе могли посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребенка и неуверенность в себе (не путать со скромностью), трусость и т.п. Для примера покажем, как разыгранная сценка-пьеска может помочь избавиться ребенку от страхов.
Этюд 1. Страшный сон. Мальчик или девочка (кукла) ложится спать, и вдруг... в темном углу появляется что-то страшное, (желательно, чтобы ребенок сам назвал персонаж; не забудьте только, что «чудовище» должно изображаться как можно смешнее!). Кукла-ребенок боится, дрожит (тоже преувеличенно), а потом сам или с помощью куклы-мамы зажигает свет. И тут оказывается, что страшное чудовище — это всего-навсего колышущаяся от ветра занавеска, или брошенная на стуле одежда, или цветочный горшок на окне...
Этюд 2. Гроза. Дело происходит на даче (или в деревне). Хозяин-кукла ложится спать и только начнет засыпать, как вдруг — гроза. Гремит гром, сверкает молния. (Молнию не обязательно показывать, достаточно просто об этом сказать. Кстати, хотим отметить, что так называемый словесный ряд — проговаривание, а не только демонстрация на ширме событий и действий — в психотерапевтических этюдах (как и вообще в любом, особенно кукольном, детском спектакле. — Прим. авт.) чрезвычайно важен. У невротических детей, а именно такие дети чаще всего подвержены страхам, нередко нарушена или ослаблена словесно-образная связь, и восстановление ее в данном случае необходимо для демистификации образов страха.)
Хозяин трясется от ужаса, стучит зубами... А затем слышит, как кто-то жалобно скулит и скребется в дверь. Это продрогшая, испуганная собака. Она хочет войти в теплый дом, но дверь никак не поддается. Хозяину и жаль пса, и страшно открыть дверь на улицу. Какое-то время эти два чувства борются в его душе, потом сострадание побеждает. Он впускает собаку, успокаивает ее, берет к себе в кровать и они мирно засыпают. В этом этюде важно подчеркнуть, что хозяин (ребенок) чувствует себя благородным защитником слабого.
Сейчас я привела примеры «лечебных» сценок, но вы можете использовать эту идею и в своих домашних постановках.
Итак, «вот что происходит с детьми при занятиях театральным творчеством»:
• естественно, без принуждения они погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д., поскольку театр — это синтетический вид искусства;
• рождается сотворчество, потому что театр — это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;
• от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители или учителя: театральное творчество многогранно само и требует многого от участника;
• дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена.
Словом, идет тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений...
В семьях, которые увлекаются домашними постановками, или школах, где есть свой театральный коллектив, всегда царит особый творческий дух, особая атмосфера, а дети более живые, общительные, активные. Юные артисты разносторонне одарены, многое успевают, на них всегда можно опереться в решении любых творческих дел в школе».
Как вид искусства, театр является важной составляющей культуры человечества. Латинский термин «cultura» означает возделывание, обрабатывание; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. Таким образом, культура призвана возделывать человека, воспитывать его. А польский поэт Циприан Норвит предложил другой смысл слова «театр»: teatr — teatrium — atriumdei, значит, коридор к Богу.
Как творение античной культуры, древний театр был безнравственным, он «хранил языческое невежество, идолопоклонство в то время, когда уже было проповедано Евангелие, и именно в этом обвинял его св. Иоанн Златоуст. Классический театр более позднего периода является порождением христианской культуры. Напомню читателям, что первый школьный театр в России был театром при духовных учебных заведениях.
Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению... Мы призваны в мир не затем, чтобы истреблять и разрушать, но, все направлять к добру — даже и то, что уже испортил человек и обратил во зло. Нет такого орудия в мире, которое не было бы предназначено на службу Бога».
Мудрые слова классика И. В. Гоголя можно продолжить высказыванием современного диакона Андрея Кураева: «В условиях нынешнего примитивизирования массового сознания, всеобщей макдональдизации нашей жизни театр Чехова необходимо сохранить».
Театр — это игра
Домашний театр начинается тогда, когда вы, играя с крохотным младенцем, обыгрываете и обговариваете любое свое и его действие.
Каждая мама становится настоящим режиссером, драматургом и актером, когда общается со своим малышом. Ведь маме приходится использовать весь свой опыт, фантазию, природный педагогический талант, знание фольклора («Ладушки, ладушки...»), художественной литературы («Муха по полю пошла, муха денежку нашла...») и артистические способности! Ведь родителю нужно даже самую простую, но необходимую процедуру умывания превратить в игру, которая дает ребенку и эмоциональный заряд, и сведения об окружающем мире.
«Водичка, водичка! Умой мое личико...»
Или: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам».
Ведь любому понятно, что эти простые игровые постановки, все эти пестушки и частушки с успехом заменяют непонятную и занудную лекцию о «гигиене и водных процедурах»!
Чуткий родитель или опытный воспитатель превратит в увлекательный спектакль и переодевание памперса, и обувание ботиночек, и еду!
Так почему же мы совсем забываем об игре и театре, когда наши дети особенно в этом нуждаются? Когда они вырастают и не всегда наши замечания, угрозы и поучения доходят до них? Как научить ребенка красоте и доброте, вниманию и сочувствию, истории и литературе?
В этих вопросах нам может помочь домашний театр, понимаемый не как лицедейство для развлечения публики, а как способ обучения ребенка важным жизненным ценностям и навыкам. Домашний театр — это не просто игра, а игра с глубоким смыслом!
Для детей от полугода до 12 лет игра является одним из основных жизненно важных видов деятельности. Игра — это не просто развлечение. Для ребенка игра — это мир, вселенная. Суть домашнего театра — обучать играя. Обучать эмоциям, общению, творческому мышлению, умению вести себя в обществе.
Еще профессор Василий Зеньковский заметил, что «игра — свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и Творца.
«С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра — современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия. Словом, игра — дело серьезное».
«Тяга к игре — органическое свойство человеческой натуры. Все мы хорошо знаем, как великолепно самые маленькие дети, только что вышедшие из пеленок, воображают себя то шофером, то автомобилем, то деревом, то птичкой на дереве. Потом, постепенно, по мере социализации маленького человека, эта свобода самовыражения пропадает. Ребенок начинает стесняться вести себя не как все, его потребность в игре уходит внутрь, начинает реализовываться в мечтах и фантазиях и со временем становится все более скрытой и подсознательной. При этом творческое начало уходит и из всех внешних проявлений личности, тем более что характер преподавания науки в нашей школе в основном, за редкими исключениями, рассчитан на воспроизведение учениками открытых до них истин, а не на творчество».
Но внутренняя потребность в творческой самореализации остается в человеке навсегда. Но, как это ни парадоксально, у детей школьного возраста, — у которых эта потребность является особенно острой, — возможностей для ее реализации катастрофически мало. Домашний театр — одна из таких возможностей.
Идею домашнего театра лучше всего, как ни странно, подхватывают дети, которые нуждаюются в душевном тепле, имеющие психологические проблемы: заикание, робость, стеснительность, неуверенность в себе. Они интуитивно тянутся к театру, как лекарству — и театр, если правильно организовать его, не подведет.
Самое главное в домашнем театре... не искусство! Важно — помочь детям раскрыться, выявить свои лучшие качества, дать шанс творческой реализации, высвободить таланты общения, сочувствия, познания, которые закопаны в них под грудой зачастую бессмысленных навыков, знаний и комплексов.
И, пожалуйста, не смотрите на ваш спектакль как на произведение искусства, предназначенное для показа любому зрителю. Вы адресуете свои спектакли близким — родным и друзьям. Главное — атмосфера радости, тепла и любви.
Вот еще один секрет: наиболее ценное в домашнем театре — это долгий процесс подготовки к спектаклю. Несколько месяцев вы проживаете, общаясь с героями выбранной пьесы — будь это персонажи сказок Андерсена (Дюймовочка, Снежная королева) или Пушкина (Мертвая царевна), Киплинга (Маугли) или Барри (Питер Пэн). Изготовление декораций и костюмов — тоже долгий процесс, и кто-то из вас лучше всего проявляется в этом. Ведь как интересно сделать своими руками красочные декорации, затейливые костюмы, подобрать реквизит. Зачем торопиться, ведь театр — это еще и место вашего общения. Пока вы все придумываете, рисуете, клеите, потихоньку репетируете ту или иную мизансцену с детьми, спектакль потихонечку созревает, как семечко в горшочке. Вы беседуете о том, какие платья могли надеть Кай и Герда, Питер Пэн или Царевна-несмеяна, а развязка приближается.
И вот — долгожданная премьера, праздник, которого заждались и вы, и сами артисты.
Именно поэтому, особенно на первых порах, рекомендую вам приурочить спектакль к какому-нибудь большому празднику или к началу каникул. Пусть у вас получатся один-два спектакля в год, зато они будут одними из ярких воспоминаний в вашей жизни и жизни детей.
Но премьерой спектакль не кончается. На долгую память у вас останутся видеокассеты с его записью, фотографии. А самое главное — вы сами станете немного другими. Опыт общего труда, невзгод, побед и радости уже никто у вас не отнимет. И значит, вы выполните самую главную родительскую задачу —образования человеческой души.
Основные задачи домашнего театра просты и понятны. Главное, что они, в процессе создания такого театра, решаются как бы сами собой, между делом, в игре.
Через игру ребенок и мы сами учимся разрешать жизненные ситуации, которые связанны с общением, учиться искать решение проблемы вместе с друзьями и взрослыми, действовать в меняющихся условиях, находить общий язык, договариваться, осознавать причинно-следственные связи в жизни.
Показ неоднозначности возможных решений очень важен. Происходит постижение культурных мировых традиций. Каждой национальной культуре присущи свои традиции, свой стиль взаимоотношений, в том числе и внутрисемейных. Эти традиции отражены в религии, литературе, в фольклоре. Для их понимания важно не только знать литературных и фольклорных персонажей, но и чувствовать, понимать происходящее. Участие детей в постановках русских сказок, былин позволит им лучше понять чувства их героев, «пожить» в мире этих образов, впитать в себя все лучшее и научиться распознавать зло под лицемерной маской добра.
Очень важно заронить в детей интерес к важным вопросам мироздания в раннем возрасте. Не читать нотаций и все объяснять, а именно удивить, заинтересовать ребенка, предложить самому подумать. Через театральный экспромт, импровизацию можно рассуждать с детьми на важнейшие этические, социальные, исторические и философские темы: откуда взялся человек; в чем смысл жизни; что такое счастье, справедливость, честность; как бороться со своими недостатками; как научиться дружить; какой была наша Родина много лет назад и т.п. и т.д.
Развитие детского творчества.
В создании постановки участвуют сами дети, предлагая свои изменения. Возможно, сами придумывают (может быть, пишут) и сами играют свои сценки. Происходит освоение родного языка, законов логического мышления, постижение всей душевной красоты и многообразия литературы и искусства. И, может быть, самое важное: умело подобранный репертуар воспитает в детях без «моралей и занудства» любовь к прекрасному, к великому, к настоящему. Ребенок, воспитанный в атмосфере сотрудничества, взаимовыручки, взаимопонимания между взрослыми и детьми, через всю жизнь и все соблазны пронесет искорку любви к родному дому, к красоте, к своему детству. А ведь это та малость, которая зачастую останавливает нас от рокового шага в самые трудные и искусительные мгновения жизни.