Школа и педагогика в североамериканских штатах в эпоху просвещения
1. ОТМЕТИТЬ НА КАРТЕ КОЛОНИИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ И СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ИМ ОБРАЗОВАНИЕ:
1. Южные колонии Б;
2. Средние (центральные) колонии А ;
3. Северные колонии; В.
2. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Главным учреждением полного общего образования в Северной Америке в XVII – XVIII в.в. становится: 3
пропитанная духом: 3
Начальная школа в Северной Америке появилась: 2
3. СИСТЕМА ШКОЛ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ В XVII – XVIII ВВ.
Городская школа ……грамматическая школа. ... … …колледж…………………...
4. НАЙТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ, ПОДПИСАТЬ ИХ ПОРТРЕТЫ
Р | Ф | И | В | А | Е | Н | И | Н |
Ф | А | Ш | А | Ж | Д | Т | Г | О |
Р | Ф | Е | Д | Р | Д | О | Д | С |
А | Н | Р | Ж | Е | Ф | Ф | Е | Р |
Н | К | А | Р | Ж | Ш | Н | В | Н |
Л | Л | И | Н | А | А | Р | А | О |
К | И | В | А | Ш | И | Н | Г | Т |
:
Франклин, Вашингтон, Джефферсон
5. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Инициатива регулярного посещения школ неграми принадлежит: 4
Б.Франклин в 1751 году открыл: 3.
В учебную программу этого заведения входили: 2,4,6
6. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «СИСТЕМА ШКОЛ ФРАНКЛИНА»
Класс | Содержание образования |
I класс | грамматика родн. яз. чтение текстов занимательных рассказов |
II класс | глубже изучали грамматику, произведения мировой лит-ры |
III класс | риторика, древн. история, естествознание |
IV класс | широкий круг разл. наук |
V класс | логика, филос., натурфилософия |
VI класс | толкование произведений античной лит-ры |
7. НАЗВАТЬ ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП ПОСТРОЕНИЯ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
8. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ»:
Автор | Проект |
1. Уильям Петти | Образовательные трудовые дома для детей всех сословий (элементарное образование + спец. знания + производительный труд) |
2. Бенджамин Франклин | Общеобразовательная школа из 6 классов |
3. Томас Джефферсон | 3-Х ступенчатая общеобраз. школа (1-чтение, письмо, ремесло, 2- знания по сельск. хоз-ву и промышленности, 3- совершенствование знаний и умений) |
9. ЗАПИСАТЬ ТРИ ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ:
Общеобразовательная школа
начальная средней ступени старшая
10. ДОПИСАТЬ
Т. Джефферсоном была разработана модель трехступенчатой общеобразовательной школы
11. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА:
К концу XVIII века в американских штатах сложилась общеобразовательная школа с бесплатным девяти или : двенадцатилетним _ сроком обучения и состоявшая из начальной школа , школа средней ступени и старшая школа __. В программу начальной школы входили чтение, письмо, арифметика, пение и труд. На средней ступени преподавались грамматика, литература, языки, естественная история, география. В школе старшей ступени изучались геометрия, химия, всеобщая история, риторика и другие предметы. Она готовила к поступлению в высшую школу.
12. ОПРЕДЕЛИТЬ АВТОРА ИДЕИ: «Знание в каждой стране служит самой надежной основной благополучия». СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТОЙ МЫСЛЬЮ? ОТВЕТ ОБОСНОВАТЬ. Дж.Вашингтон
13. РЕШИТЬ КРИПТОГРАММУ «ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ»
1. Политическая идеология, рационалистическое движение XVIII века (Просвещение)
2. Педагог, представитель эпохи Просвещения (Гельвеций)
3. Основная идея эпохи Просвещения, влияние (среды) на развитие и воспитание ребенка
4. Источник знаний – ощущения, а процесс (познания) – переработка ощущений разумом (Дени Дидро)
5. Вся просветительская литература овеяна идеями (гуманизма)
6. Для многих представителей эпохи Просвещения характерна (энциклопедичность) интересов
8. Вот ремесло, которому я хочу обучать (жить) (Ж.-Ж.Руссо)
Ответив на вопросы, Вы сможете прочитать известное высказывание Ж.-Ж.Руссо: Все, что мы не имеем при рождении, и в чем нуждаемся, став взрослыми, дает нам воспитание.
ТЕМА 9.ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ
1. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ»
1 этап: 1 четверть 18 в. Создание первых светских школ, дававших практические знания. |
2 этап: 1730-1756. Возникновение закрытых дворянских заведений, формирование системы дворянского образования. Создание университета. |
3 этап: 1766-1782. Реформы под влиянием франц. пед. традиции. Развитие просветительских пед. идей. Возрастание роли университета. |
4 этап: с 1780-х. Под влиянием германского школьно-педагогич. опыта. школьные реформы 1782-86. Первая попытка создания госуд. системы народного образования. |
2. ЗАПИСАТЬ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛ (при Петре I)
1) государственность
2) сочетание энциклопедичности и профессионализма
3) _преобладание матем., навигационных и морских наук в учебном плане
4) принудительность обучения, суровый режим
3. ДОПИСАТЬ
При Петре I была учреждена в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне. Директором школы назначили профессора Г.Фарварсона_. Возраст учащихся был от 12 до 20 лет_. В учебную программу входили арифметика, геом., геогр., тригоном., навигация, астрономия_. За прогулы грозил _штраф . За побег из школы полагалась смертная казнь_.
4. В ПРЕДСТАВЛЕННОМ ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ РЯДУ УКАЗАТЬ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, СОЗДАННЫЕ В РОССИИ В УКАЗАННЫЕ ГОДЫ
1701 г. – Школа математических и навигацких наук, пушкарская школа
1707 г. – хирургич. школа в Москве
1709 г. – открытая интернатная школа
1715 г. – Морская академия
1719 г. – Петербургская инженерная школа
1726 г. – Академический университет и гимназия
1731 г. – Корпус кадет
1746 г. – Смольный иститут
1752 г. – Морской кадетский корпус
1755 г. – Университет и университетские гимназии в Москве
1764 г. – Смольский институт благородных девиц (Академия художеств)
1770 г. – Воспитательный дом в Петербурге
1783 г. – Главное народное училище в Петербурге
1786 г. – Малые и главные народные училища
5. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОСНОВАННЫХ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ»
Тип учреждения | Цель создания | Контингент учащихся | Особенности организации |
Светские государственные начальные школы | общее образование, практическая направленность | дети 10-15 лет всех сословий, кроме крепостных | принудительное зачисление |
Академия наук | научно-просветительский центр | -------- | светский характер |
Университет | светское высшее образование, подготовка ученых | дворяние и разночинцы (номинально – из всех сословий) | отсутствие богословского факультета. лекционная система |
Воспитательный дом | начальн. образование и професс. подготовка | девички и мальчики подкидыши, незаконнорожденные | до 2 лет – нянька, до 7 лет – легк. работа, до 11 – 1 час в денно школа, до 14 – ремесло и обучение |
Московский кадетский и сухопутный шляхетский корпус | подготовка офицеров, гражданских чиновников. Светское воспитание | дворяне | Закрытое сословное заведение. Классы |
Смольный институт | Образование женщин | дворянки, позже - мещанки | 4 уровня (класса). Начальница. Экзамены |
6. ПО ЦИТАТАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕДАГОГА
1.__Радищев__ 2.____Янкович_____ 3. _____Сковорода___
4.____Бецкой_____ 5.___Ломоносов____ 6. ____Новиков______
7. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Российская грамматика М.В. Ломоносовым была написана в: 1.
Смольный институт благородных девиц создал: 4.
Н.И. Новиков является создателем первого детского журнала: 4
А.И. Радищев указывал на связь между: 4
8. ДОПИСАТЬ
С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка.
И.И.Бецкой большое значение придавал физвоспитанию.
Н.И.Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование.
Г.С.Сковорода решительно выступал, как и Руссо, с требованиями природосообразного воспитания.
А. Н.Радищев рассматривал человека как часть_природы
Сковорода считал источником знаний окружающий мир.
Н.И.Новиков решительно выступал против физ. наказаний.
В _1763_году в Москве по инициативе И.И.Бецкого открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц.
Ф.И.Янкович был крупным дидактом, последователем идей _Коменского_
Цель воспитания по Н.И.Новикову – формирование активной добродетельной личности, полезной отечеству.
9. ПО ТРЕМ КОМПОНЕНТАМ ОПРЕДЕЛИТЬ ПЕДАГОГА:
Ответы: 1_Ломоносов_, 2__Новиков__, 3___Радищев_, 4__Бецкой_.
10. ПОЧЕМУ А.Н.РАДИЩЕВ КРИТИКОВАЛ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Ж.-Ж.РУССО?
Радищев считал, что человек рожден для общежития, т.е. что человек является существом социальным, которое развивается только в обществе. Радищев возражал также против идеализации детской природы.
11. СРЕДИ БУКВЕННОГО ТЕКСТА НАЙТИ НАЗВАНИЕ СТАТЬИ Н.И.НОВИКОВА И ПОДЧЕРКНУТЬ ЕЕ
ОКНЮСЭДШИНВОСПИТАНИИЛДОИРПАНАСТАВЛЕНИИГПДОХАЛДОТДЕТЕЙДЭЕКТГМДЛЯНЩЭЯСЫБСНАМРАСПРОСТРАНЕНИЯМЖЭХЧВОБЩЕСТВЕННЫХАМЛРПМЗНАНИЙАКТОЛИЖДРВСЕОБЩЕГОЛРПАМЛЕКБЛАГОПОЛУЧИЯЛОРИУЖД.
12. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ М.В.ЛОМОНОСОВА И И.И.БЕЦКОГО»
Педагог | Цель воспитания | Задачи воспитания | Принципы педагогической системы | Форма организации педагогическо-го процесса | Содержание воспитательно-образовательно-го процесса |
М.В. Ломоносов | научное образование | развитие пытливого разума, мышления, совершенствование нравов | посильность, развивающее обучение. В основе обучения-познавательный интерес. Индивидуализация пед. воздействий | Классно-урочная | Систематические упражнения, самост. работа |
И.И. Бецкой | Создание «новой породы людей», чем улучшить общественный строй | нравственное, физ., умственное воспитание | сословность | изоляция детей от окруж. среды | труд |
13. ДОПИСАТЬ
Частная комиссия об училищах, созданная в 1768 году, возглавляемая П.В.Завадским_, подготовила проекты о низших деревенских, низших городских, средних училищах и училищах для иноверцев_, легшие в основу первой реформы образования в России. В губернских городах_ открывались__главные народные училища, а в уездных городах и селах – малые нар. училища. Основные принципы организации этих школ являлись_бесплатность обучения, госслужба учителей, содержание на средства местных органов_.
14. ДАТЬ ОЦЕНКУ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XVIII ВЕКА. ОТВЕТ ОБОСНОВАТЬ.
Предпринятые Екатериной ІІ старания организовать просвещение народа не удались, т.к. она пыталась механически перенести на отечественную почву чуждые России образцы. Однако надо признать, что в 18 в. в России была предпринята попытка создать сеть учебных заведений, началась подготовка учителей и т.д. Все это стало основой для создания в 19 в. централизованной государственной системы образования.
15. РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД
1л | |||||||||||||||||
2в | о | з | д | у | х | ||||||||||||
м | |||||||||||||||||
о | |||||||||||||||||
3н | о | в | и | к | о | в | |||||||||||
о | |||||||||||||||||
4с | с | ||||||||||||||||
к | о | ||||||||||||||||
5б | е | с | с | о | с | л | о | в | н | о | й | ||||||
в | |||||||||||||||||
о | ф 7 | ||||||||||||||||
6р | и | т | о | р | и | к | а | ||||||||||
о | а | ||||||||||||||||
д | н | ||||||||||||||||
а | ц | ||||||||||||||||
и | |||||||||||||||||
я |
ТЕМА 10.ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США В XIX ВЕКЕ (ДО 90-Х ГОДОВ)