Глава iii. управление системой образования 3 страница
Единоначалие осуществляет администрация: руководитель, его заместители, начальники структурных подразделений.
Самоуправление осуществляется в двух формах: непосредственной демократии и представительной демократии.
Формой непосредственной демократии является общее собрание, педагогический совет, когда в нем участвуют все педагоги.
Формами представительной демократии являются: совет образовательного учреждения, различные комиссии, комитеты и др.
Порядок выборов органов самоуправления определяется уставом образовательного учреждения. Каждое образовательное учреждение может установить свой порядок выборов.
В образовательном учреждении нередко устанавливают следующий порядок выборов, например, совета. В него входят все педагоги, представители обучающихся, студентов, родителей обучающихся, общественности. Представители родителей и учащихся избираются на общих собраниях.
§ 3. Руководитель может быть назначен одним из шести способов, указанных в п. 4 статьи. Во всех случаях с руководителем заключается трудовой договор (контракт).
§ 4. В общем собрании образовательного учреждения могут участвовать все работники, обучающиеся, их родители. К компетенции общего собрания обычно относят следующие вопросы:
1) принятие правил внутреннего распорядка (ст. 32 Закона об образовании);
2) принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 130 КЗоТ);
3) рассмотрение проектов всех локальных нормативных актов образовательного учреждения;
4) рассмотрение проекта годового плана образовательного учреждения;
5) решение вопроса о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассмотрение и утверждение его проекта (ст. 235.1 КЗоТ);
6) определение перечня и порядка предоставления работникам образовательного учреждения социальных льгот из фондов трудового коллектива (если такие имеются);
7) определение и регулирование формы и условий деятельности в образовательном учреждении общественных организаций;
8) решение иных вопросов, которые могут быть определены, например, в коллективном договоре или в уставе;
9) рассмотрение и утверждение совместно с учредителем изменений и дополнений, вносимых в устав учреждения;
10) определение совместно с учредителем условий контракта при найме руководителя;
11) участие в решении вопросов об изменении форм собственности и другие.
Совет образовательного учреждения может состоять из представителей всех групп коллектива, обучающихся и родителей. На его заседаниях рекомендуется рассматривать проекты некоторых локальных нормативных актов, например, положение о платных образовательных услугах, предпринимательской деятельности и другие.
Формы самоуправления в образовательном учреждении должны быть такими, чтобы обеспечить право на участие в управлении его работникам (ст. 227 КЗоТ), обучающимся (ст. 50 Закона об образовании), родителей, законных представителей (ст. 52 Закона). Можно считать, что такое право есть и у учредителя, но оно ограничено и определено в договоре, заключенном между ним и образовательным учреждением.
По этому договору, например, образовательное учреждение обязано ежегодно представлять отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.
Учредитель имеет право, например, изъять в свой бюджет средства, заработанные образовательным учреждением за счет платных образовательных услуг, которые одновременно финансировались за счет бюджета (ст. 45 Закона).
§ 5. Согласно п. 3 ст. 35 непосредственно управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию руководитель.
Таким образом, до назначения на должность руководитель должен пройти аттестацию. Фактически возникли два вида аттестации руководителей. Один вид - аттестация, которая проводится до назначения на должность, другой вид - аттестация, которая проводится в процессе трудовой деятельности.
Проводить аттестацию должен тот, кто заключает с руководителем трудовой договор (контракт). Учредителю образовательного учреждения целесообразно утвердить положение об аттестации руководителя образовательного учреждения. Такое положение, например, может принять орган управления образованием муниципального органа самоуправления.
Аттестация руководителя может выступать как элемент процедуры заключения трудового договора (контракта), предшествующий конкурсу, акту избрания, и проходить в виде экзамена или в иной форме.
Аттестация позволяет подготовить претендента на должность руководителя к его будущей деятельности. Очень часто на должность руководителя назначают педагога, который не подготовлен к работе руководителя. Проведение аттестации в форме экзамена может восполнить этот пробел. Например, орган управления образованием организует учебу резерва на выдвижение на должность руководителя с последующей аттестацией. Подготовка резерва может как минимум вестись по четырем темам: образовательному законодательству, менеджменту, бухгалтерскому учету, экономике.
§ 6. Правительство РФ 11 июня 1996 г. приняло Постановление N 695 «Об утверждении Положения о статусе ректора государственного высшего учебного заведения РФ федерального подчинения».
Согласно этому Положению ректор государственного вуза избирается.
Он несет ответственность за подготовку высококвалифицированных специалистов, руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно - хозяйственной деятельностью вуза, исполнение законодательства, реализацию решений органов государственной власти и, в частности, обеспечение выполнения указанных задач, осуществление функции представителя государства в учебном заведении.
Статус ректора составляют его права и обязанности, компетенция в области управления вузом, руководства коллективом вуза.
Постановление устанавливает гарантии деятельности ректора и стимулы. К ним относятся:
должностные оклады устанавливаются по наивысшему разряду в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы;
ему устанавливается надбавка в размере 60 процентов должностного оклада за наличие ученого звания профессора, 40 процентов за звание доцента;
другая ежемесячная доплата к должностному окладу устанавливается за сложность, напряженность и специальный режим работы, размер которого не должен быть более 50 процентов должностного оклада. Эту надбавку устанавливает учредитель своим приказом, решением;
ему предоставляется материальная помощь к ежегодному отпуску в размере должностного оклада;
ректоры вузов, имеющих статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ, имеют право на дополнительную надбавку в размере 50 процентов должностного оклада.
Все перечисленные выплаты осуществляет учредитель из своих средств.
Ректору может быть установлена премия учредителем. Она может выплачиваться из средств вуза. В этом случае премирование осуществляет ученый совет. Целесообразно установить положение о премировании ректора, определив в нем показатели, достигнув которых ректор приобретает право на эту премию. Такими показателями могут быть, например, высокое качество обучения, своевременность выплаты зарплаты, развитие предпринимательской деятельности, платных образовательных услуг и т.д.
Кроме перечисленных, у ректора есть право на санаторно - курортное лечение за счет средств вуза или учредителя, включая оплату проезда к месту лечения и обратно.
Это право сохраняется за ректором и после того, как он покинет свой пост, перейдя на другую должность в вузе, при условии, что он проработал ректором не менее 10 лет.
Ректор, проработав 10 лет на этой должности, получает право на перевод на иную административную или научно - педагогическую должность в своем вузе без конкурсного избрания. В этом случае за ним сохраняются в течение 10 лет должностной оклад, надбавки и условия медицинского обслуживания.
Учредитель имеет право оплачивать ректору расходы на лечение, приобретение медицинских и лекарственных средств. Эти расходы могут компенсироваться по заявлению ректора.
Вуз обязан обеспечить ректора служебным автотранспортом или выдать денежную компенсацию за пользование легковым транспортом (в том числе личным) в служебных целях.
Все расходы, связанные с реализацией мер материального стимулирования ректоров, осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований.
§ 7. Одной из форм самоуправления образовательного учреждения является попечительский совет. Примерное положение о попечительском совете общеобразовательной школы - интерната, общеобразовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рекомендовано письмом Минобразования РФ от 27 марта 1996 г. N 14/120-6.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОПЕЧИТЕЛЬСКОМ СОВЕТЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ -
ИНТЕРНАТА, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ -
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Общие положения
1.1. Попечительский совет создается для оказания содействия школе - интернату, детскому дому в деле воспитания, обучения, улучшения условий жизни и быта воспитанников.
Попечительский совет (далее именуется совет) создается по инициативе учредителя (учредителей) и является общественной организацией. Его деятельность регламентируется уставом учреждения.
1.2. Совет может являться юридическим лицом и регистрироваться в установленном законом порядке.
1.3. В состав совета могут входить представители исполнительной власти, общественных, благотворительных организаций, фондов, предприятий различных форм собственности.
2. Цели и задачи совета
2.1. Совет создается как одна из форм самоуправления по защите прав и интересов детей в целях:
создания необходимых условий жизни, воспитания и обучения;
создания условий для развития творческой активности педагогического коллектива, направленной на выявление и развитие способностей личности, эффективной реализации ее творческого, интеллектуального и физического потенциала;
содействия трудоустройству воспитанников учреждений;
содействия в работе по совершенствованию учебно - воспитательного процесса, созданию условий для дополнительного образования воспитанников;
создания для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий по организации первоначальной трудовой подготовки, допрофессиональной подготовки;
оказания помощи учреждению в проведении оздоровительных мероприятий;
оказания помощи по улучшению быта воспитанников, осуществлению постоянного наблюдения за размещением и обслуживанием воспитанников, целесообразным использованием денежных средств и других материальных ценностей;
содействия в укреплении материально - технической базы, благоустройстве помещений и территорий, оборудовании лечебных кабинетов, мастерских, организации работы подсобного хозяйства, строительстве жилых домов, квартир для воспитанников;
оказания помощи в улучшении условий работы педагогического и обслуживающего персонала.
3. Предмет деятельности
3.1. Оказание всесторонней, в том числе благотворительной, помощи воспитанникам, педагогическому и обслуживающему персоналу;
участие в научном, производственном, правовом, финансовом, материально - техническом и ином обеспечении проектов и программ развития образования;
создание самостоятельно или совместно с российскими и зарубежными партнерами агрошкол, школ бизнеса, иных объединений, товариществ, акционерных обществ и т.д.;
защита прав и интересов работников, формирование у воспитанников здорового образа жизни;
учреждение премий и стипендий совета воспитанникам, педагогам, воспитателям;
производственно - коммерческая деятельность для достижения целей совета;
иные виды деятельности, которые не запрещены действующими законодательными актами.
4. Имущество и средства совета
4.1. Имущество и средства совета формируются за счет:
вступительных и членских взносов (по решению совета), в том числе целевого назначения;
поступлений от хозяйственной и экономической деятельности;
взносов целевого назначения (долевых вкладов) на осуществление проектов и программ совета;
поступлений от мероприятий, проводимых самим советом или другими организациями, предприятиями и учреждениями в пользу совета, иных поступлений.
4.2. Собственностью совета является принадлежащее ему имущество, оборудование, транспортные средства, произведенная продукция, денежные средства от вступительных и членских взносов, средства, переданные в дар, пожертвования в различной форме.
4.3. Средства совета расходуются в соответствии с его целями и задачами.
4.4. Об использовании финансовых средств правление совета информирует общее собрание и своих вкладчиков.
4.5. Совет самостоятельно осуществляет финансово - хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
5. Члены совета
5.1. Членами совета могут быть коллективы предприятий, учреждений, в том числе зарубежных предприятий, организаций, учреждений, а также частные лица (индивидуальные члены), в том числе иностранные граждане.
Прием в члены совета осуществляется на основании регламентирующих актов правления совета после письменного подтверждения, признания устава совета и внесения вступительного взноса.
5.2. Члены совета имеют право:
делегировать своих представителей в правление и ревизионную комиссию совета;
участвовать в управлении советом;
участвовать в мероприятиях, проводимых советом, или его структурными подразделениями, а также в реализации проектов и программ совета;
вступать в члены созданных советом ассоциаций, клубов и т.д.;
делегировать совету свои права;
выйти из числа членов совета по собственному заявлению.
6. Управление советом
6.1. Общее собрание совета - высший орган управления, правомочный принимать решения по всем вопросам его деятельности. Общее собрание совета проводится один раз в год.
Общее собрание:
утверждает устав совета, вносит в него изменения и дополнения;
избирает правление и председателя совета;
определяет основные направления деятельности совета;
определяет численный и персональный состав постоянных и временных комиссий;
заслушивает отчеты председателя и правления совета;
утверждает отчеты о работе председателя, правления, ревизионной комиссии;
решает вопросы о реорганизации и прекращении деятельности совета.
6.2. Правление - орган, руководящий деятельностью совета в период между общими собраниями. Правление избирается общим собранием сроком на 4 года из числа членов правления.
Правление:
определяет приоритетность проектов и программ совета;
определяет размеры вступительных и членских взносов;
устанавливает порядок распределения доходов, виды, размеры и направления использования средств и имущества совета;
утверждает руководителей проектов и программ совета, назначает специалистов, привлекаемых, как правило, на контрактной основе;
утверждает финансирование текущей деятельности совета;
утверждает годовые отчеты, балансы, сметы расходов структурных подразделений совета;
утверждает ежегодные отчеты председателя;
заседания правления проводятся по мере необходимости, но не реже 4 раз в год.
Члены правления совета работают на общественных началах.
6.3. Председатель совета:
решает вопросы, связанные с заключением контрактов, соглашений, договоров с различными организациями и частными лицами;
утверждает решения и рекомендации, принятые правлением и его комиссиями;
представляет совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с иностранными юридическими и физическими лицами;
издает приказы, распоряжения, инструкции и другие акты;
принимает решения в предъявлении от имени совета претензий и исков к юридическим лицам и гражданам как в Российской Федерации, так и за рубежом.
Председатель имеет право делегировать свои полномочия членам правления.
7. Ревизионная комиссия
7.1. Ревизионная комиссия - орган, осуществляющий контроль за законностью и эффективностью использования средств, за финансово - хозяйственной деятельностью совета.
7.2. Ревизионная комиссия избирается общим собранием совета из числа его членов сроком на 4 года.
7.3. Деятельность ревизионной комиссии определяется положением о ревизионной комиссии совета, утвержденным общим собранием.
8. Ликвидация и реорганизация совета
8.1. Ликвидация и реорганизация совета может производиться по решению общего собрания совета, а также суда.
8.2. Имущество и средства совета после расчетов с государственными учреждениями, юридическими и физическими лицами направляются на реализацию уставных целей в соответствии с указаниями ликвидационной комиссии, образуемой при вынесении решения о ликвидации совета.
Комментарий к статье 36
§ 1. Правила управления негосударственным образовательным учреждением отличаются от правил управления государственным, муниципальным учреждением, прежде всего, поскольку эти виды образовательных учреждений основаны на разных видах собственности.
§ 2. Для руководства образовательным учреждением учредителем может быть создан попечительский совет. Попечительский совет - орган управления негосударственным образовательным учреждением, формируемый учредителем из представителей бизнеса, культуры, науки, органов власти и управления.
Попечителем в царской России именовался руководитель некоторых учреждений, например попечитель учебного округа.
Схема внутреннего управления - это перечень органов управления негосударственного образовательного учреждения с указанием их подчиненности.
§ 3. Учредитель имеет право:
закрепить за попечительским советом функцию управления негосударственным образовательным учреждением;
сформировать попечительский совет, ввести в него представителей различных организаций;
определить компетенцию попечительского совета;
установить схему внутреннего управления;
определить процедуру назначения или выборов руководителя и его компетенцию.
Три последних правомочия определяются по согласованию с педагогическим коллективом.
Все перечисленные правомочия фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.
§ 4. Статья 36 предусматривает два варианта управления негосударственным образовательным учреждением: или им управляет сам учредитель (учредители), или попечительский совет.
Непосредственное управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет руководитель.
В случае управления негосударственным образовательным учреждением самим учредителем он может выполнять обязанности руководителя, о чем делается запись в уставе. Если учредителей несколько, то функции руководителя выполняет один из них. В то же время в уставе определяется круг вопросов, которые решаются по согласованию между учредителями. Другой учредитель может занимать другие должности. Выполнение работы учредителями оплачивается согласно штатному расписанию.
Учредители могут войти в совет образовательного учреждения.
В негосударственном образовательном учреждении создаются и другие органы самоуправления: педагогический совет и т.д.
В случае управления попечительским советом непосредственное управление негосударственным образовательным учреждением осуществляет руководитель. В уставе разграничивается компетенция этих органов управления.
§ 5. Статья предусматривает два способа определения руководителя негосударственного образовательного учреждения: назначение или выборы. Неопределенность правила делает законными разные варианты осуществления назначения руководителя.
Руководитель может быть назначен учредителем (учредителями) по трудовому договору (контракту) или попечительским советом.
Руководитель может быть выбран советом попечителей, педагогическим советом, общим собранием, советом негосударственного образовательного учреждения с последующим заключением трудового договора (контракта).
§ 6. Схема внутреннего управления закрепляется также в правилах внутреннего распорядка, в которых определяются группа администрации и компетенция каждого администратора.
§ 7. Право на управление негосударственным образовательным учреждением есть у обучающихся, персонала, родителей учеников. Они участвуют в управлении негосударственным образовательным учреждением через формы самоуправления: общие собрания, различные советы.
§ 8. Правительство устанавливает особенности обучения отдельных категорий обучающихся, например, Постановлением от 8 июля 1996 г. N 861 утвержден Порядок воспитания и обучения детей - инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.
Комментарий к статье 37
§ 1. Согласно ст. 8 Закона одним из элементов системы образования являются органы управления образованием, и ст. 37 раскрывает этот элемент.
Цель статьи - определить систему органов управления образованием в Российской Федерации.
Система государственных органов управления образованием включает три вида органов управления:
а) федеральные (центральные) государственные органы управления образованием. Постановлением Правительства России от 27 августа 1996 г. N 1022 «Вопросы Министерства общего и профессионального образования России» оно стало правопреемником упраздненных Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию;
б) федеральные ведомственные органы управления образованием - многие министерства и ведомства имеют свою систему образования, различные образовательные учреждения;
в) государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации, например, во многих субъектах РФ созданы Комитеты по образованию, которые регулируют деятельность всей системы образования субъекта РФ.
Правительство РФ своим Постановлением от 5 апреля 1997 г. N 395 утвердило Положение о Министерстве общего и профессионального образования РФ.
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется сфера образования), а также в сфере научной и научно - технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования (далее именуется сфера научной деятельности).
Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти.
2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями и общественными объединениями.
4. Основными задачами Минобразования России являются:
1) осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;
2) разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;
3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;
4) совершенствование организационно - экономического механизма функционирования сферы образования;
5) информатизация сферы образования;
6) организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств.
5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции ее выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями;
2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;
3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования, общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;
4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно - исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;
5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности;
6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования;
7) осуществляет научно - методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности;
9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего профессионального образования и порядок их организации;
10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;
11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);
13) устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных органов исполнительной власти;
14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;
15) участвует в установленном порядке в проведении психолого - педагогической экспертизы детских игр и игрушек;
16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно - методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно - методической литературы, аудиовизуальных и технических средств обучения;
17) координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного книгоиздания;
18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;