Характеристика самостоятельной работы студентов
Основным документом, регламентирующим соотношение аудиторной и внеаудиторной работы студентов, является учебный план по каждой специальности. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривают только общую трудоемкость (дидактических единиц) освоения дисциплины, отводя на самостоятельную работу студентов не менее 50% от этой трудоемкости, что соответствует общей тенденции в развитии высшего образования в ближайшей перспективе, - сокращению аудиторной нагрузки.
Все виды самостоятельной работы студентов можно условно разделить на следующие типы:
· репродуктивный;
· творческий;
· комбинированный.
При выполнении заданий первого типа студент самостоятельно применяет знания и умения, действуя по образцу (как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе).
При самостоятельной работе второго типа студент планирует действия и способы выполнения задания, отыскивает новые знания для его успешного выполнения.
Самостоятельная работа третьего типа включает в себя приемы и методы первых двух.
Во всех видах самостоятельной работы важным является то, что студент активно оперирует приобретенными знаниями, умениями, навыками самостоятельной поисковой деятельности [7].
Самостоятельная работа студентов является видом учебных занятий и имеет целью закрепления и углубления полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.
Самостоятельная работа студентов включает:
- подготовку студента к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, к контрольным работам, в том числе к текущему тестированию, используя задание, литературу, рекомендуемую преподавателем, и методические указания к занятиям;
- самостоятельное изучение отдельных тем и разделов учебной дисциплины (в соответствии с учебной программой), подготовка к контролю усвоения учебного материала;
- выполнение домашних заданий и написание рефератов (докладов);
- выполнение студенческой научно-исследовательской работы, подготовку научной статьи и участие в НИР кафедры;
- выполнение курсовых проектов (работ);
- подготовку отчетов по практике;
- подготовку к зачетам и экзаменам;
- выполнение дипломных проектов (работ).
Самостоятельная работа методически обеспечивается и контролируется кафедрами. За организацию самостоятельной работы студентов на кафедре отвечает заведующий кафедрой. На самостоятельную работу студентов в учебном плане и учебных программах отводится не менее 27 часов в неделю (в среднем в течении учебного года).
Самостоятельная работа по выполнению заданий преподавателей выполняется студентами с использованием учебных пособий в читальных залах, в компьютерных классах и лабораториях, на кафедрах, дома.
Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей как вид аудиторного учебного занятия.
Практика (учебная, производственная, в т.ч. и преддипломная) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях ознакомления студентов с реальными условиями работы на производстве, в организациях и в трудовых коллективах, закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом профессионального предназначения обучающихся.
Практика может проводиться в учреждениях, на предприятиях и в организациях, осуществляющих профессиональную деятельность по профилю образовательной программы. Учебная практика может быть также организована, в виде исключения, в университете (в учебных мастерских, в учебных лабораториях и классах кафедр). В ходе производственных и преддипломных практик на базовых предприятиях студенты собирают реальный материал для выполнения курсовых и дипломных проектов (работ).
Выполнение курсовой работы (проекта) имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины (разработка – в часы самостоятельной работы, защита – в часы аудиторных занятий).
Выполнение реферата (доклада) имеет целью научить студентов самостоятельно отбирать, группировать и структурировать материал по избранной или предложенной теме.
Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить компетенции (знания, умения и навыки) студентов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению профессиональных задач и функциональных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта (для подготовки дипломированного специалиста) или бакалаврской работы, магистерской диссертации.
Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и может выполняться студентами всех специальностей. Оформляется в виде текстуальной части с приложением расчетно-графической части: графиков, таблиц, чертежей, карт, схем.
Дипломный проект - это законченное решение конкретной задачи с проведением проектными расчетами и разработками, теоретических и экспериментальных исследований. Выполняется, как правило, студентами инженерных специальностей и оформляется в виде чертежей и пояснительной записки.