Общие методические указания к выполнению контрольных работ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИКЕ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ И ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В трех частях
Ч а с т ь 2
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ
М и н с к 2 0 0 2
УДК 53 (075.4)
Бумай Ю.А., Вилькоцкий В.А., Доманевский Д.С., Журавкевич Е.В., Малаховская В.Э., Новоселов А.М., Чапланов А.М., Черный В.В. Контрольные работы и методические указания по общей физике для студентов заочного отделения инженерно-технических и инженерно-педагогических специальностей. Часть II “Электричество и магнетизм” - Мн.:БГПА, 2001.- 53 с.
Методическое пособие предназначено для самостоятельной работы и контроля знаний по разделам “Электричество и магнетизм” учебной дисциплины ”Общая физика” для студентов заочного отделения инженерно-технических и инженерно-педагогических специальностей БГПА. В пособие включена рабочая программа дисциплины по данным разделам, набор задач и таблицы вариантов контрольных работ, а также основные понятия, формулы и справочные значения физико-химических величин, необходимые для выполнения контрольных работ. Пособие может быть использовано также для контроля знаний по соответствующим разделам общей физики студентов дневной формы обучения.
Рецензент Д.А.Русакевич
ã Ю.А.Бумай, В.А.Вилькоцкий, Д.С.Доманевский, В.Э.Малаховская, Е.В.Журавкевич, В.Э.Малаховская, А.М.Новоселов, А.М.Чапланов, В.В.Черный 2002
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1.За время изучения курса общей физики студент заочник должен представить в учебное заведение в зависимости от специальности от трех до шести контрольных работ (по разделу “Электричество и магнетизм” – одну или две контрольные работы). Работа сдается на проверку не позднее чем за месяц до начала экзаменационной сессии.
2.Перед выполнением контрольных работ необходимо ознакомиться с материалом, указанным в рабочей программе, изучить соответствующие разделы рекомендованной учебной литературы. Необходимо иметь в виду, что формулы и основные положения, приведенные в данном пособии, носят справочный характер. За разъяснением вызывающих трудности вопросов курса необходимо обратиться к лектору или преподавателю - консультанту на кафедру, осуществляющую преподавание физики для данной специальности. В период подготовки к выполнению контрольных работ и самопроверки рекомендуется решение задач из любого из рекомендованных сборников задач по курсу общей физики.
3.Номера задач, которые студент должен включить в свою контрольную работу, определяются по таблице вариантов. Выбор номера варианта осуществляется по последней цифре номера персональной зачетной книжки. В отдельных случаях вариант назначается преподавателем индивидуально.
4.Контрольные работы нужно выполнять черными или синими чернилами в школьной тетради, на обложке которой привести необходимые сведения по следующему образцу:
Студент *********** факультета БГПА
Ф И. О.
Шифр специальности ******* Группа ******
Адрес: г. ******** , ул. ******** дом ***, кв. ***
Контрольная работа N *** по физике
5.Условия задач в контрольной работе необходимо переписывать полностью, без сокращений. Для замечаний преподавателя в конце задачи оставлять свободную страницу. Каждую задачу необходимо начинать с новой страницы.
6.В конце контрольной работы указать, каким учебником или учебным пособием студент пользовался при изучении физики и решении задач (название учебника, автор, год издания). Это делается для того, чтобы рецензент в случае необходимости мог выяснить, откуда появилась та или иная формула, используемая при решении задачи, правильность ее понимания студентом, или указать, что следует студенту изучить для завершения контрольной работы. Табличные значения физических величин, необходимых для решения большинства задач, приведены в конце пособия в приложении. При отсутствии значения физической величины в данном пособии можно использовать значения этой величины из другой справочной литературы с обязательной ссылкой на нее при оформлении задачи.
7.Для специальностей, требующих представления нескольких контрольных работ в течение семестра, каждую из работ необходимо высылать на рецензию в отдельной тетради. Во избежание повторения одних и тех же ошибок очередную работу желательно высылать только после получения рецензии на предыдущую.
8.Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан представить ее на повторную рецензию, включив в нее те задачи, решения которых оказались неверными. Условие неправильно решенных задач необходимо переписывать полностью. Повторную работу необходимо представить вместе с той, которая не зачтена (в той тетради, где имеются комментарии преподавателя). На обложке должна быть четкая надпись”Повторно”.
9.Зачтенные контрольные работы предъявляются экзаменатору. Студент должен быть готов во время экзамена дать пояснения по существу решения задач, входящих в контрольные работы.
10.Решения задач следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями; в тех случаях, когда это возможно, дать чертеж, выполненный аккуратно (с помощью чертежных принадлежностей).
11.Решать задачу надо в общем виде, т.е. выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи. При таком способе решения не производятся вычисления промежуточных величин.
12.После получения расчетной формулы для проверки ее правильности следует подставить в правую часть формулы размерности величин, произвести с ними необходимые действия и убедиться в том, что полученная при этом размерность является размерностью искомой величины, т.е. совпадает с размерностью левой части. Если такого соответствия нет, то это означает, что задача решена неверно.
13.Числовые значения величин при подстановке их в расчетную формулу следует выражать только в единицах системы СИ. В виде исключения допускается выражать в любых, но одинаковых единицах числовые значения величин с одинаковой размерностью, стоящих в числителе и знаменателе дроби и имеющих одинаковые степени.
14.При подстановке в расчетную формулу, а также при записи ответа числовые значения величин следует записывать как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Например, вместо 4630 надо записать 4,63 103, вместо 0,00532 записать 5,32 10-3 и т.п.
15.Вычисления по расчетной формуле надо проводить с соблюдением правил приближенных вычислений (см., например, приложение о приближенных вычислениях в “Задачнике по физике” А.Г. Чертова, А.А. Воробьева). Как правило, окончательный ответ следует записывать с количеством значащих цифр после запятой соответствующих используемому при расчетах числу с наименьшим количеством значащих цифр после запятой. Это относится и к случаю, когда расчеты проводятся с применением калькуляторов, имеющих большое количество разрядов.
РАЗДЕЛ “ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ” РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ
Рабочая программа предназначена для специальностей инженерно-технического (приборостроительного, машиностроительного) и инженерно-педагогического профиля.
Электрическое поле в вакууме. Определение элементарного заряда. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность поля. Линии напряженности. Поток вектора напряженности. Теорема Гаусса и ее применение к расчету напряженности полей. Работа сил электрического поля при перемещении зарядов. Циркуляция вектора напряженности. Потенциальный характер электростатического поля. Потенциал. Потенциал точечного заряда, системы точечных зарядов. Эквипотенциальные поверхности. Потенциал диполя. Градиент потенциала. Связь между напряженностью и потенциалом.
Электрическое поле в диэлектриках. Проводники и диэлектрики. Свободные и связанные заряды. Полярные и неполярные диэлектрики. Поляризация ориентационная и деформационная. Вектор поляризации. Напряженность поля в диэлектрике. Электрическое смещение. Теорема Гаусса для поля в диэлектрике. Диэлектрическая проницаемость и ее физический смысл. Электрическое поле на границе двух диэлектриков. Сегнетоэлектрики. Пьезоэлектрический и электрострикционный эффекты.
Проводники в электростатическом поле. Распределение зарядов в проводниках. Связь между напряженностью поля у поверхности проводника и поверхностной плотностью заряда. Электроемкость проводников. Конденсаторы. Электростатический генератор.
Энергия электростатического поля. Энергия системы неподвижных точечных зарядов. Энергия заряженного проводника. Энергия электростатического поля. Пондеромоторные силы. Теория близко и дальнодействия.
Постоянный электрический ток. Сила и плотность тока. Электродвижущая сила и напряжение. Классическая теория электропроводности. Вывод закона Ома из электронной теории. Закон Ома. Дифференциальная форма закона Ома. Закон Ома для неоднородного участка цепи. Вывод законов Джоуля - Ленца и Видемана-Франца из электронной теории. Закон Джоуля - Ленца. Дифференциальная форма закона Джоуля - Ленца. Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость. Трудности классической теории. Законы Кирхгофа для разветвленных цепей. Определение заряда электрона. Опыт Милликена. Экспериментальные доказательства электронной природы тока в металлах. Опыты Мандельштама и Папалекси, Стюарта и Толмэна.
Элементы зонной теории твердых тел. Принцип Паули и энергетические зоны в кристаллах. Вырождение электронного газа. Понятие о статистике Ферми. Деление твердых тел на изоляторы, металлы, полупроводники. Основные свойства диэлектриков.
Электропроводность газов. Ионизация газа и рекомбинация ионов. Несамостоятельный и самостоятельный разряд. Газоразрядная плазма. Виды разрядов - тлеющий, дуговой, искровой, коронный.
Металлы, полупроводники. Квантовая теория электропроводности металлов. Полупроводниковые материалы. Собственная, электронная и дырочная проводимости. Дефекты кристаллической структуры и возникновение локальных энергетических уровней. Примеси и механизм проводимости. Фотопроводимость. Полупроводниковые приборы. Квантовая теория контактных явлений. Контактная разность потенциалов. Работа выхода. Законы Вольта. Термоэлектричество. Явление Пельтье и Томсона. Применение контактных явлений. Термоэлектронная эмиссия и ее практическое применение.
Магнитное поле. Магнитное взаимодействие токов. Закон Ампера. Магнитная индукция. Опыты Эйхенвальда и Иоффе. Закон Био-Савара-Лапласа. Поле прямого и кругового токов. Магнитный момент кругового тока. Циркуляция магнитной индукции. Вихревой характер магнитного поля. Поле соленоида. Поток вектора магнитной индукции. Работа перемещения контура с током в магнитном поле. Магнитное поле движущихся зарядов. Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях. Сила Лоренца. Эффект Холла.
Электромагнитная индукция. Возникновение индукционного тока. Закон Ленца. ЭДС индукции. Закон Фарадея. Вывод ЭДС индукции из закона сохранения энергии. Электронный механизм возникновения ЭДС. Индуктивность. Самоиндукция и взаимоиндукция. Энергия магнитного поля.
Магнитные свойства вещества. Намагничивание вещества. Напряженность магнитного поля. Циркуляция напряженности магнитного поля. Магнитная проницаемость и магнитная восприимчивость. Виды магнетиков. Диамагнетизм. Парамагнетизм. Ферромагнетизм. Гистерезис. Спин электрона. Опыты Эйнштейна и де Гааза, Иоффе и Капицы, как доказательство спиновой природы ферромагнетиков. Доменная природа ферромагнетиков. Точка Кюри. Магнитострикция.
Электромагнитные колебания. Понятие о переменном токе. Колебательный разряд конденсатора. Собственные колебания в контуре без активного сопротивления. Контур с омическим сопротивлением, индуктивностью и емкостью. Затухающие колебания. Вынужденные электрические колебания. Резонанс напряжений и токов.
Электромагнитные волны. Ток смещения. Вихревое электрическое поле. Уравнения Максвелла в дифференциальной и интегральной формах. Скорость распространения электромагнитных волн в средах. Вектор Пойнтинга. Опыты Герца. Открытие радиосвязи А.С. Поповым. Шкала электромагнитных волн.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1.Савельев И.В. Курс общей физики. Т.,2. М.: Наука, 1977-1979.
2.Зисман Г.А., Тодес О.М. Курс общей физики. М.: Наука, 1972-1974, Т.2; Киев: Днiпро, 1994, Т.2.
3.Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высшая школа, 1985.
4.Детлаф А.А., Яворский Б.М., Милковская Л.Б. Курс физики. Т.2. М.: Высшая школа, 1973-1979.
5.Чертов А.Г., Воробьев А.А., Федоров М.Ф. Задачник по физике. М.: Высшая школа, 1981.
6.Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. М.: Наука, 1979.
7.Савельев И.В. Сборник вопросов и задач по общему курсу физики. М.: Наука, 1982.
Дополнительная
1.Калашников С.Г. Электричество. М.: Наука, 1976.
2.Фейнман Р., Лейтон С. Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1977, вып. 5,6.
3.Иродов И.Е. Основные законы электромагнетизма. М.: Высш. Школа, 1983.
4.Китайгородский А.И. Введение в физику. М.: Наука 1973.
5.Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности. М.: Наука, 1977.
6.Чертов А.Г. Единицы физических величин. М.: Высшая школа, 1977.
7.Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике для инженеров и студентов вузов. М.: Наука, 1979.
8.Кошкин Н., Васильчикова Е. Элементарная физика. Справочник. М.: АО Столетие, 1996.
Учебные материалы