Паман аньбом митанин тлетка
БАНАМ АВЬБОМ ВИТАЛИМ КЪЕТКА
Используются также другие слова.
Участник игры: после каждого произнесения берет кружок соответствующего цвета и кладет его справа или слева. Потом по возможности – повторяет слово, так как он услышал.
Игра «Шутки – минутки»
Что развивает игра: фонематический слух, слуховое внимание, слухоречевую память, слухоартикуляторный контроль.
Оборудование: картинки с изображениями правильных и нелепых ситуаций.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка
Подготовка: обсудить с ребенком изображения на картинках, убедиться, что все слова знакомы ребёнку, и ему понятно, где правильная, а где нелепая ситуация.
Инструкция: Я буду читать слова (предложения) правильно или неправильно. Слушай (те) внимательно и покажите картинку, про которую я говорил. Исправь (те) ошибку – скажите правильно.
Ход игры
Ведущий: читает детям строчки из стихов правильно или, намеренно заменяя буквы в словах.
Участники: показывают соответствующую картинку, находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Более сложный вариант: дети не видят картинки, а должны воспринимать только на слух.
Примеры:
1)Кот плывет по океану, кит из блюдца ест сметану.
2) Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: там ползёт зелёный лук с длинными усами!
Игра «Как называется?»
Что развивает игра: слухоречевое восприятие и память, мышление, общие представления об окружающем мире, пассивный и активный словарь, грамматические представления.
Оборудование: картинки с изображениями предметов, которые будут участвовать в игре. В игре используются хорошо знакомые ребёнку понятия.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Инструкция: Отгадай, про что я говорю. Как это называется?
Ход игры
Ведущий:описывает ребёнку что-либо ему известное (человека, растение, животное) и предлагает угадать, что это.
Участники: называют слово или указывают картинку (более простой вариант).
Примеры:
§ часы, которые помогают проснуться (будильник),
§ большая ложка, которой мешают суп (поварешка),
§ человек, который играет на трубе (трубач).
Усложнение задания:
§ из этих слов составляется кроссворд, а участники по описаниям слов заполняют строчки кроссворда.
«Играем везде»
Игра «Цепочка слов»
Что развивает игра: фонематический слух, пассивный и активный словарь.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1 и более детей.
Ход игры
Ведущий:Даёт инструкцию участникам
Инструкция:Слушай слова, называй последнюю букву. Придумай слово на последнюю букву.
Участники: Должны последовательно по-очереди называть слова на последнюю букву от услышанного слова
Один из участников: называет слово
Следующий участник: называет последнюю букву услышанного слова и слово, начинающееся на эту букву и т.д.
Примеры:
1) дом – мама – ананас – сыр – рот – тапки – играть – туча ….
2) арбуз – зебра – артист – театр – робот – телефон – нос – слон – небо – окно – океан ...
Игра «Садовник»
Что развивает игра: слуховая память и внимание.
Количество участников: от 3-х
Инструкция: Запомни название цветка, и когда я скажу его, хлопни в ладоши.
Ход игры
Педагог ("садовник"): на ушко шепотом называет сидящим на лавочке игрокам названия цветов (растений) или раздает карточки с названием цветов. Дальше произносит считалочку:
Я садовником родился, не на шутку рассердился,
все цветы мне надоели, кроме...
и называет растение любого игрока.
Дети: запоминают „своё“ растение и, когда слышат его название, быстро отзываются (хлопают в ладоши)
Игра « Сломанный телефон»
Что развивает игра: умение воспринимать тихие звуки, слуховое внимание и память.
Количество участников: от 4-х
Инструкция: Я скажу тебе слово шёпотом. То, что ты услышишь – скажи следующему. Переспрашивать нельзя.
Ход игры
Педагог: быстро шепотом говорит первому ученику справа какое-нибудь слово.
Ученики: каждый в свою очередь, шепчет услышанное своему соседу — и так по кругу. Последний участник встает и громко произносит переданное ему слово, а тот, кто начинал игру, говорит свое.
Игра «Слова»
Что развивает игра: пассивный и активный словарь, слуховую память и внимание.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Инструкция: Встаньте в круг. Тема игры – страны. Передавайте мяч, после того, как назвали страну. Повторять названия нельзя. Тот, кто не называет, выходит из круга.
Ход игры
Участники встают в круг. Каждый участник в свою очередь называет страны, не повторяя названия других участников и передает мячик другому. Кто не назвал, тот выбывает.
Усложнение задания: называть слова на определённую тему (города, страны, животные, цвета)
Игра «В лесу»
Что развивает игра: кратковременную память, умение различать высоту, силу и тембр голоса.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Инструкция: Я буду кричать громко, а эхо должно отвечать тихо.
Ход игры
Ведущий:даёт образец произношения, затем громким голосом произносит: «АУ!»
Один из участников: повторяет за ведущим громко и тихо, затем самостоятельно отвечает тихо: «ау!» После этого участник становится ведущим.
Другой вариант
Ведущий произносит стихотворение, дает образец произношения. Участниксначала повторяет звукосочетания громким голосом, затем они с ведущим меняются ролями и участник произносит свою часть звукосочетаний тихим голосом.
В лесу кричу: «АУ!», « АУ!»,
А мне в ответ: «ау!», « ау!»,
Горе кричу: «АУ!», « АУ!»,
Гора в ответ: «ау!», « ау!».
Усложнение: ведущий может предлагать повторить тихим голосом различные слова, знакомые участникам.
Игра «Четвертый лишний»
Что развивает игра: развитие фонематического слуха, совершенствование умения различать близкие по звуковому составу слова.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Инструкция: Я буду повторять слова, одно из них отличается. Назови его.
Ход игры
Ведущий:отчётливо произносит четыре слова, из которых три одинаковых, а одно - похожее по звучанию.
Участники: сначала внимательно слушают предложенный ряд слов, затем называют лишнее слово.
Пример:
1) Канава—канава—какао—канава.
2) Ком—ком—кот—ком.
3) Утёнок—утёнок—утёнок—котёнок.
4) Будка—буква—будка—будка.
5) Винт—винт—бинт—винт.
6) Минута—монета—минута—минута.
Игра «Топ-хлоп» (верно-неверно)
Что развивает игра: слуховое внимание и память.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1-3 ребёнка.
Инструкция:Я буду говорить предложения. Если то, что я говорю верно, хлопни в ладоши, а если нет – топни ногой.
Примечание:Чем старше участники, тем сложнее должны быть фразы.
Ход игры
Ведущий:произносит фразы-утверждения — правильные и неправильные.
Участник: если фраза соответствует действительности, участник должен хлопнуть в ладоши, если нет — топнуть ногой.
Пример:
§ Летом всегда идет снег.
§ Картошку едят сырой.
§ Ворона — перелётная птица.
Вариант игры: ведущий произносит фразы-утверждения. Участники говорят «верно» или «неверно».
Игра «Вы поедете на бал?»
Что развивает игра: диалогическую речь, умение отвечать на вопросы, слуховую память, внимание, воображение.
Участники: педагог/взрослый ,2 и более детей.
Инструкция: Отвечайте на вопросы быстро, нельзя произносить слова «да», «нет», «чёрный», «белый»
Примечание: Игра довольно сложная, предназначена для детей с хорошим уровнем развития речи. Подходит для старшеклассников.
Ход игры
Педагог (ведущий):произносит присловку к игре:
"Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?"
Дальше начинается диалог с ведущим на эту тему - в чем поедут, с кем поедут, какого цвета будет фрак и т.п. Основная задача ведущего - "подловить" игрока, задать такой каверзный вопрос, чтобы игрок нечаянно ответил "да" или "нет", "черный" или "белый" - в этом случае он проигрывает.
Участники игры: быстро отвечают на вопросы, избегая называния оговоренных слов.
«Игры для развития слухоречевой памяти»
Игра «Магазин»
Что развивает игра:память, внимание, умение отвечать на вопросы, развитие диалогической речи, навыки социально-ролевого общения.
Оборудование:предметы, выступающие в качестве «товара» в «магазине» – продукты, игрушки и т. п.
Участники: педагог/взрослый (можно 2), 1 и более детей
Подготовка:определение списка необходимых для «покупки» предметов.
Ход игры
Ведущий:даёт инструкцию участникам, определяет роли в игре, отправляет ребёнка в «магазин» и просит запомнить все предметы, которые надо купить.
Инструкция: «Будем играть в «магазин». Я буду продавцом, а ты — покупателем.»
Участники:Действуют в зависимости отопределённой роли, запоминают список предметов, выслушивают заказ покупателя, выбирают «товар» и т. п.
Примечание:Можно начать с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
Игра «Пары слов»
Что развивает игра: память, внимание, ассоциативное мышление
Участники: педагог/взрослый (можно 2), ребёнок
Подготовка: определение списка пар слов
Ход игры
Ведущий: даёт инструкцию участникам, предлагает участнику запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом, а затем называет первое слово из пары, просит вспомнить и назвать второе
Инструкция: Запомни пары слов. Я буду называть одно слово из пары, а ты говори второе.
Участники: запоминают вторые слова в паре, а затем по просьбе ведущего, называющего первое слово из пары, вспоминает и называет второе.
Примечание: Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями
Пример: Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
Игра «Восстанови пропущенное слово»
Что развивает игра: память, внимание, ассоциативное мышление
Участники: педагог/взрослый, ребёнок
Подготовка: определение списка из 5-7 слов, не имеющих смысловой связи между собой
Ход игры
Ведущий: даёт инструкцию участнику, зачитывает и предлагает запомнить несколько слов, затем читает ряд заново с пропуском одного из слов, прося участника назвать сознательно пропущенное ведущим.
Инструкция: Запомни слова. Послушай и скажи, какое слово я пропустил (назвал неправильно).
Участник: запоминает названный ряд слов, затем при повторном прочтении называет пропущенное или исправляет ошибочное.
Примечание: Задание можно постепенно усложнять - при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля) например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
Пример: Например, ведущий может назвать ряд: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. При повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
Игра «Рыба, птица, зверь»
Что развивает игра: память, внимание, ассоциативное, предметно-логическое и абстрактное мышление
Участники: педагог/взрослый, несколько детей
Ход игры
Ведущий: даёт инструкцию участникам, объясняя ход игры, ведущий (сначала это должен быть взрослый, который начинает игру) указывает по очереди на каждого участника и произносит считалку: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу (в иных случаях называются представители соответствующего выпавшего семейства). Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться.
Инструкция: Я буду произносить считалку. Если я укажу на тебя и скажу «Рыба», ты должен назвать какую-то рыбу, если скажу «Птица», должен назвать птицу, если скажу «Зверь» – назвать животное. Повторять ответы нельзя, поэтому слушай внимательно.
Участники: называют соответствующих представителей не повторяясь
Примечание: Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
Игра «Придумай, как запомнить слова»
Что развивает игра: слухоречевая память, слуховое внимание, ассоциативное мышление
Участники: педагог/взрослый, ребенок
Инструкция: Запомни слова. Чтобы хорошо запомнить слова, можно эти слова объединять в группу похожих чем-то предметов. Например ложка, кастрюля и тарелка — это посуда.
Ход игры
Педагог: отчётливо произносит слова, которых можно объединить по общему признаку.
Ребёнок: сначала школьник внимательно слушает предложенный ряд слов, затем повторяет их
Пример:
роза – вишня - тюльпан - огурец - ель, слива – дуб – гвоздика -томат – сосна - яблоко;
машина – картошка – самолет – огурец – троллейбус – помидор – солнце – лук – лампа – поезд –фонарь — свеча.
Игра «Цепочка ассоциаций»
Что развивает игра: слуховую память, внимание, ассоциативное и абстрактно-логическое мышление
Участники: педагог/взрослый, 1-3 ребенка
Инструкция: Запомни слова. Чтобы лучше запомнить, мы будем придумывать историю.
Ход игры:
Ведущий: отчётливо читает слова.
Участники: внимательно слушают слова. Затем вместе со взрослым составляют рассказ. Это позволит легко воссоздать цепочку слов в нужной последовательности.
Пример:
«Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца».
«Стенограф».
Что развивает игра: внимание , слуховую память, логическое мышление, связную речь, арифметические навыки.
Количество участников: педагог/взрослый , 1-3 ребенка.
Оборудование: небольшой рассказ, который можно прочитать за 1-2 минуты и доступный для понимания детей; картинки, иллюстрирующие содержание текста, лист бумаги, карандаш/ручка.
Инструкция: я буду читать рассказ, а вы слушайте и выбирайте подходящие по смыслу картинки. Картинки складывайте по порядку, одну за другой , в ряд.
Ход игры
Взрослый: читает рассказ .
Участники: слушают и выкладывают по порядку картинки, отражающие содержание рассказа.
Усложнение
а) дети подчеркивают каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а затем называют количество предложений в рассказе;
б) дети подчеркивают каждое слово, а затем подсчитывают и называют количество слов в рассказе.
Игры для развития слухоречевой памяти (Семенович, 2007)
7) «Магазин». Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до пяти-семи. В этой игре полезно менять роли: взрослый и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и
продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
8) «Пары слов». Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко», «мальчик — машина», «стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
9) «Восстанови пропущенное слово». Ребенку зачитываются 5—7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Он должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например, корова — теленок; близким по звучанию, например, стол — стон); ребенок должен найти ошибку.
10) «Рыба, птица, зверь». Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель и имя.
11) «Повтори и продолжи». Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например, ягоды, фрукты, Животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый, полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный» и т.д.). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
12) «Запомни нужные слова». Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т.п.
13) «Зашифруй предложение». Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например: «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе» и т.д. Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его (например, волк + елка + стрелка и т.п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2—3 фраз.
14) «Пиктограммы». Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
15) «Придумай, как запомнить слова». Объясните ребенку, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, то есть объединение в группы похожих чем-то предметов.
16) Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип:
17) роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко;
18) машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.
19) «Стенограф». Для этого задания потребуются соответствующие картинки, лист бумаги и карандаш. Ребенку читается небольшой рассказ в течение 1—2 мин. В это время он должен обозначать:
20) а) «события» (действия) карточками с картинками, подбирая и выкладывая их, следуя за ходом рассказа;
21) б) каждое предложение чертой (например, «Падал снег»), а затем указывать количество предложений в рассказе;
22) в) каждое слово одним штрихом и затем указывать количество слов в рассказе.
23) «Цепочка ассоциаций». Необходимо запомнить 30—40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т.д. Для этого надо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т.д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.