Психогимнастика. работа над мимикой
— Угадай, какой машиной я управляю. Изобрази капитана, стоящего на мостике корабля, пилота, управляющего вертолетом, вагоновожатого, шофера.
— Изобрази огорчение (сломалась машина), радость (машину отремонтировали), боязнь высоты (летишь в самолете).
— Я предлагаю отправиться в путешествие на разных видах транспорта и повторить звук [р].
Развитие фонематического восприятия
— Внимание! Приготовься остановить нужный транспорт. Я называю все виды транспорта, а ты выбираешь слова со звуком [р]: грузовик, теплоход, электропоезд, ракета, вертолет, лодка, автобус, трамвай, троллейбус.
Ребенок называет слова со звуком [р].
Произношение звука [р] в словах и предложениях
— Давай совершим путешествие в город Санкт-Петербург. На чем туда можно доехать? (На поезде.)Как называется поезд, который ведет электровоз? (Электропоезд.)Как называется вокзал, откуда уходят и куда приходят поезда? (Железнодорожный вокзал.)Почему он так назван? На чем можно долететь до Санкт-Петербурга? (На самолете.)Есть ли звук [р] в этом слове? Вспомните, на чем еще можно лететь. (На вертолете, на аэробусе.)Можем ли мы долететь до Санкт-Петербурга на вертолете? (Рассуждения ребенка.) Откуда улетают вертолеты и аэробусы? (Из аэропорта.)Мы выбрали электропоезд. Куда сейчас отправимся? (На железнодорожный вокзал.)Предлагаю поехать на вокзал в маршрутном такси. Маршрутное такси делает остановки, придумаем им названия от слов север (Северная), огород (Огородная), мир (Мирная). Садимся в поезд. Едем. А вот и Санкт-Петербург! На чем можно ездить по городу? (На трамвае, троллейбусе, метро.)Предлагаю поехать на трамвае. Из окна трамвая увидели ... (грузовик, экскаватор, подъемный кран). На Неве увидели ... (катер, пароход, ракету на подводных крыльях, речной трамвай). Сейчас нам надо спуститься в ... (метро). На чем мы туда спустимся? (На эскалаторе.)Какое похожее слово недавно произносили? (Экскаватор.)Это — ... (экскаватор). Это — ... (эскалатор). Разделим эти слова на слоги. Сколько слогов в каждом их них? (Четыре слога.)Какой последний слог в этих словах? (Слог тор.) Я проверю, запомнил ли ты увиденное. «Собери» слово из «разбросанных» звуков [к], [р], [а], [н]. (Кран.)Обозначь звуки кружочками. Что ты видел на реке? Яназываю слова с перепутанными слогами, а ты отгадай: ке-ту-ра ... (ракету), тер-ка ... (катер). Назови первый слог слова ракета (слог ра), второй слог слова катер (слог тер). Где мы были? Составь это слово из «рассыпанных» звуков [м'], [э], [т], [р], [о]. (Метро.)Ты узнаешь, как называется первый вагон электропоезда в метро, если соединишь следующие слоги в слово э, лек, тро, воз. (Электровоз.)Мы вышли из ... (метро). Нам надо попасть на Дворцовую площадь.
Физминутка
(Логопед читает стихотворение, а ребенок выполняет действия в соответствии с показаниями «светофора».)
Заучи закон простой:
красный — ясно, путь опасный!
Желтый — тоже подожди!
А зеленый впереди — проходи!
Ответы на вопросы
— Куда мчится пожарная машина? Кто тушит пожар? Что могло случиться на пожаре? Что надо сделать, чтобы помочь пострадавшим? (Вызвать «скорую помощь».)Кто работает на «скорой помощи»? (На «скорой помощи» работают врач и медсестра.)
Звук [р] в связной речи
1. Логическая задача.
На остановке ждут троллейбус девочка Рая, мальчик Рома с папой и старушка. Кто войдет первым в подошедший троллейбус?
2. Проблемные ситуации.
— Девочка Вера потерялась. Что бы ты сделал на ее месте?
— Что было бы, если бы в Санкт-Петербурге остановился весь транспорт?
— Хочешь побывать в Петропавловской крепости? Для этого надо переехать на другой берег Невы по Дворцовому мосту или по реке Неве. Какой транспорт выбираем? (Трамвай, катер, речной трамвай.)По Санкт-Петербургу мы ездили на ... (трамвае, троллейбусе), в ... (метро). Какой это транспорт? (Пассажирский.)Почему его так назвали? Какой еще бывает транспорт? (Грузовой, дорожный, железнодорожный, водный, воздушный.)
3. Развитие воображения.
— Возвращаемся домой. В пути нам приснился сон о том, как Воробей подружился с вертолетом. (Сочинение коротких сказок.)