Тестовые задания (Приложение 1)
ГОУ ВПО «Красноярская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
ФФМО (лечебное дело)
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №34
Тема:«Развитие человека. Плацента: строение, типы плацент, значение плаценты для плода. Критические периоды в развитии зародыша».
Утверждена на кафедральном заседании |
№ протокола ………….. |
«___» _____________2007 г. |
Зав.кафедрой гистологии, эмбриологии, цитологии |
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава |
д.м.н., Н.Н. Медведева………………………. |
Составитель: Ассистент А.П. Станько |
Красноярск
1. Тема занятия: «Развитие человека. Плацента: Строение, типы плацент, значение плаценты для плода. Критические периоды в развитии зародыша»
2. Форма организации учебного процесса – практическое занятие.
3. Значение темы - изучение эмбрионального развития человека позволяет обнаружить общие черты в эмбриогенезе животных и человека и вместе с тем особенности развития зародыша человека. Знания процессов оплодотворения, дробления, имплантации, гаструляции, а также особенности развития плаценты, внезародышевых органов имеет большое значение в медицине. Оно дает возможность осмыслить и оценить весь цикл биологических явлений, сопровождающих течение беременности и развития плода. Рациональное наблюдение беременных, ведение родов, осуществление многих лечебных и профилактических мероприятий в акушерстве и гинекологии невозможно без глубоких знаний эмбриологии.
4. Цели обучения:
4.1. Общая цель – изучить основные этапы развития человека
4.2. Учебная цель –
· Знать основные этапы эмбрионального развития и особенности развития человека и млекопитающих.
· Уметь распознавать зародыш на ранних стадиях оплодотворения, дробления, образования зародышевых листков, провизорных органов. Уметь идентифицировать осевые органы.
· Иметь представление о морфологических изменениях в зародыше и слизистой оболочке матки во время имплантации и о критических периодах и факторах, нарушающими ход развития
4.3. Психолого-педагогическая цель:
1. Методологической основой преподавания эмбриологии является
философия диалектического материализма, которая дает возможность познания объективных законов природы.
2. Необходимо разъяснить студентам, что познания эмбриологии имеет
большое атеистическое значение. Располагая субъективными данными о процессах развития человека и животных до и после рождения, морфологи разоблачают догмы религии о происхождении человека.
3. Показать студентам какое пагубное на развитие плода оказывает
употребление алкоголя, наркотиков, никотина, некоторых лекарственных
препаратов.
5. Место проведения практического занятия – Учебная комната
6. Оснащение занятия - Таблицы, схемы, компьютерная версия атласов.
7. Хронокарта занятия:135 мин.
№ | Описание этапа | Время | Цель занятия | Оснащенность | Ответственный |
Организационный | 5 мин | 1. Отметить отсутствующих 2. Мотивация темы | 1. Учебная комната | Дежурный группы | |
Определение исходного уровня знаний | 60 мин | 1. Контрольные вопросы (приложение №1) 2. Таблицы 3. Компьютер | Преподаватель | ||
Самостоятельная работа | 50 мин | 1. Изучение препаратов с зарисовкой | 1.Микроскопы 2. Препараты 3. Карта ООД (приложение №4) 4. Альбомы 5. Ручка 6. Карандаши 7. Компьютер | Преподаватель, дежурный | |
Определение конечного уровня знаний | 10 мин | 1. Контрольные вопросы (приложение №1) 2.Тестовые задания (приложение №2) 3. Ситуационные задачи (приложение №3) | Преподаватель | ||
Подведение итогов | 5 мин | 1. Подпись рисунков 2. Коррекция 3.Проставление оценок | Преподаватель | ||
Домашнее задание | 5 мин | Диагностика №5 | 1. Лекции 2. Методическая разработка для самоподготовки | Преподаватель |
Аннотации
Разбирая развитие млекопитающих, обратить внимание на изменение типа яйцеклетки в ряду млекопитающих от яйцекладущих до плацентарных. Рассмотреть процесс дробления, появления в ходе дробления разного рода бластомеров, образование морулы и бластоцисты. Сравнить строение бластоцисты с дискобластулой птиц. Обратить внимание на сходство процесса гаструляции млекопитающих и птиц, наличие тех же двух фаз. Обратить внимание на значительное развитие переднего конца нервной трубки, на более позднее замыкание мозговых пузырей по сравнению с птицами. Отметить появления у млекопитающих ворсинчатой оболочки - хориона, которая по способу развития сходна с серозной оболочкой птиц, однако, имеет отличия морфологические и функциональные. Уточнить строение и функции вторичных ворсинок хориона, их отличия от первичных. Разобрать развитие, тканевой состав функции всех зародышевых оболочек, отметить сходство и отличие их по сравнению с птицами в связи с переходом к внутриутробному развитию.
По ходу разбора материала студентам предлагается сделать схематические рисунки:
1. Медиальный разрез зародышевого диска в первой фазе гаструляции
2. Продольный и поперечный разрез зародыша во второй фазе гаструляции
3. Поперечный разрез зародыша при образовании туловищной и амниотической складок
4. Продольный разрез зародыша со всеми зародышевыми оболочками
Разбирая процесс дробления у человека, отметить более медленный тип
дробления по сравнению с млекопитающими. Детально разобрать дальнейшие этапы эмбриогенеза, отметить погружной тип имплантации, дифференцировки трофобласта на цито и плазмодиотрофобласт. Обратить внимание на филогенетическую обусловленность процессов эмбриогенеза у человека и па частные особенности его развития: раннее обособление «внезародышевых» частей, выселения внезародышевой мезодермы и её ранняя дифференцировка в мезенхиму (до второй фазы гаструляции), особенности развитая амниона и аллантоиса и т.д. Подробно рассмотреть зародышей 7.5, 10-12, 14, 15-16 суток им сделать схематические зарисовки. Остановиться на особенностях и сроках просомитного и сомитного периодов, на сроках начала развития органов и тканей, что особенно важно для антенатальной охраны здоровья детей.
Разобрать строение и функции плаценты. Остановиться на типах плацент. Подробно рассмотреть строение плаценты человека, зарисовать препарат.
Подытоживая раздел эмбриологии, необходимо обобщить полученные студентами ранее сведения о происхождении и развитии различных тканей в единой общей схеме гистогенеза, проследив дивергентную дифференцировку зародышевых листков, эмбриональных зачатков и их тканевых производных и увязав эту схему с генетической классификацией тканей.
9. Вопросы для самоподготовки(Приложение 1)
Тестовые задания (Приложение 1)