Тема 8: Воспитание в педагогическом процессе

Сластенин В.А. и др. Педагогика. М., 2000.

  • Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998.

Тема 1: Выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги о сущности педагогической деятельности.Вопросы:

1. Педагогическая деятельность: сущность, характеристика, особенности.

2. Вопросно-ответная система Сократа.

3. Главные педагогические идеи Платона.

4. Воспитание как средство укрепления государственности у Аристотеля.

5. Педагогические идеи Средневековья и Возрождения (на выбор: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джон Локк, Генрих Песталоцци, Иоганн Гербарт, Адольф Дистерверг).

6. Педагогика Яна Амоса Коменского.

7. Дидактическая система Константина Дмитриевича Ушинского. Непрерывная связь обучения и воспитания.

Тема 2: Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.

Вопросы:

1. Три концепции во взгляде на педагогику: междисциплинарная, прикладная и самостоятельная.

2. «Педагогический факт» как объект педагогики. (А.С. Макаренко)

3. Образование как процесс роста и развития человека, взаимодействия педагогов и учащихся.

4. Научные (ведение исследований) и практические (осуществление воспитания, образования) задачи педагогики.

5. Функции педагогической науки: теоретическая и технологическая.

6. Теоретические и эмпирические методы в педагогике: методы изучения педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы.

Тема 3: Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Вопросы:

1. Что собой представляет образование? Чем определяется его содержание?

2. Сущность обучения и его структура.

3. Структура педагогической деятельности.

4. Функции педагогического взаимодействия и причины неэффективного общения.

5. Особенности традиционных технологий обучения. Принципы проектирования и тенденции развития современных образовательных технологий.

6. Какие задачи решает педагогическая наука?

Тема 4: Педагогический процесс как основа системы образования.Вопросы:

1. Структура педагогического процесса.

2. Какие цели реализуются в педагогическом процессе?

3.Какие существуют теории образования и как они влияют на педагогический процесс?

Тема 5: Структура и содержание педагогической деятельности.

Вопросы:

1. Общая характеристика педагогической деятельности. Отличие от других видов профессиональной деятельности.

2. Возрастание социальной значимости педагогической профессии в современном мире.

3. Основные виды педагогической деятельности.

4. Коллективный характер педагогической деятельности. Педагогическая поддержка.

5. Творчество в педагогической профессии.

Тема 6: Многообразие профессиональных функций педагога, его профессиональные роли.

Вопросы:

1. Обучающая функция педагога.

2. Воспитательная функция педагога.

3. Развивающая функция педагога.

4. Дайте характеристику 4-5 ролям, в которых может выступать педагог.

Тема 7:Понятие и структура профессиональной компетентности педагога. Ведущие российские исследователи.

Вопросы:

1. Понятие «профессиональная компетентность педагога».

2. Педагогические умения – ведущее понятие в структуре педагогической компетенции.

3. Классификация педагогических умений, педагогической компетенции трёх авторов на выбор:

· А.С. Макаренко

· И.П. Подласого

· В.А. Ситарова.

· В.А. Сластенина.

· В.А. Сухомлинского

· С.А. Смиронова

· Т.А. Стефоновской

· На свой выбор.

Тема 8: Воспитание в педагогическом процессе.

Вопросы:

1. Воспитательное воздействие и закономерности воспитания.

2. Отличие понятий «воспитание», «становление», «формирование», «социализация», «самовоспитание», «перевоспитание».

3. Принципы воспитания.

4. Классификация методов и форм воспитания.

5. Принципы и содержание семейного воспитания.

6. Методы педагогического и психологического воздействия на личность, применяемые в воспитательных целях.

7. Воспитывающее влияние коллектива.

8. Воспитание и обучение в вузе как этап социализации.

Наши рекомендации