Основы управления образовательными системами
1. Понятие управления и педагогического менеджмента
2. Государственно-общественная система управления образованием
3. Общие принципы управления образованием
4. Основные функции педагогического управления
5. Управленческая культура руководителя образовательного учреждения
6. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами
Список литературы:
1. Безруков, В.И. Проектирование в управлении педагогическими системами / В.И. Безруков // Педагогика. – 2005. – №3. – С. 28-34.
2. Бром, М.Н. Этика делового общения / М.Н. Бром. – Минск, 1996.
3. Внутришкольное управление / под ред. Т.И. Шамовой.
4. Зверева, В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы / В.И. Зверева. – М., 1992.
5. Каптерев, А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям: научно-методическое пособие / А.И. Каптерев. – М., 2005.
6. Конаржевский, Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский.– М., 1993.
7. Конаржевский, Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой / Ю.А. Конаржевский. – М., 1986.
8. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М., 2001.
9. Самыгин, С.И. Управление персоналом / С.И. Самыгин. – Ростов н/Д, 2001.
10. Третьяков, П.И. Адаптивное управление педагогическими системами / П.И. Третьяков. – М., 2003.
11. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М., 1999.
12. Управление образовательными системами: учебное пособие / под ред. В.С. Кукушина. – М., 2003.
13. Управление организацией: учебное пособие. – М., 2003.
14. Управление персоналом: учебник / ред. Т.Ю. Базарова. – М., 2002.
15. Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 гг. // Собрание законодательства РФ. – 2006. – №2. – С.186.
Вопросы для самоконтроля (специальность «Музыкальное образование»)
1. Общая характеристика педагогической профессии. Особенности профессиональной деятельности учителя на современном этапе
2. Требования к личности учителя и его профессиональной компетентности. Профессионально-личностное становление и развитие педагога
3. Педагогика как наука, категориальный аппарат. Связь педагогики с другими науками
4. Методология педагогической науки. Методы и логика педагогического исследования
5. Сущность, движущиеся силы, логика процесса обучения
6. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности
7. Методы и средства обучения
8. Современные модели организации обучения
9. Типология образовательных учреждений. Инновационные процессы в образовании
10. Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса. Национальное своеобразие воспитания
11. Закономерности, принципы. Формы и методы воспитания
12. Базовая культура личности
13. Основные направления деятельности классного руководителя
14. Понятие о воспитательных системах
15. Коллектив как объект и субъект воспитания
16. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире
17. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории Средневековья, Возрождения, Нового времени
18. История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
19. Социализация как контекст социального воспитания. Факторы социализации
20. Принципы, содержание и методика социального воспитания
21. Семья как институт социализации
22. Понятие педагогической технологии. Педагогические ситуации, педагогическая задача
23. Виды педагогических технологий
24. Понятие управления и педагогического менеджмента. Государственно-общественная система управления образованием
25. Основные функции и принципы управления педагогическими системами
26. Школа как педагогическая система и объект управления. Повышение квалификации и аттестация работников школы
27. Диагностический этап психолого-педагогической деятельности учителя
28. Моделирование в деятельности учителя
29. Проектирование в деятельности учителя
30. Конструирование в деятельности учителя
31. Законодательство, регулирующее отношения в области образования. Нормативно-правовое обеспечение модернизации педагогического образования РФ
32. Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве РФ
33. Особенности правового обеспечения профессионально-педагогической деятельности
34. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
Вопросы для самоконтроля (для всех специальностей вуза)
1. Педагогика как наука, ее объект и предмет. Задачи и категории педагогики. Структура педагогической науки, ее связь с другими науками.
2. Образование как общественное явление и педагогический процесс
3. Методология и методы педагогического исследования
4. Целостный педагогический процесс.
5. Сущность социализации и ее стадии. Факторы социализации и формирования личности.
6. Понятие о дидактике. Объект и предмет, задачи дидактики. Основные дидактические концепции.
7. Сущность обучения. Закономерности и принципы обучения. Функции обучения.
8. Сущностная характеристика преподавания как деятельности, его предмет. Учение как познавательная деятельность школьника в целостном процессе обучения.
9. Методы и формы организации учебной деятельности
10. Сущность содержания, его исторический характер. Источники и факторы формирования содержания школьного образования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
11. Государственный образовательный стандарт. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
12. Сущность воспитания и его особенности. Закономерности и принципы воспитания. Система методов воспитания.
13. Нравственное воспитание.
14. Цель и задачи гражданского воспитания. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения.
15. Эстетическое воспитание. Воспитание физической культуры.
16. Система трудового воспитания. Профориентация школьников.
17. Общая характеристика коллектива. Признаки и воспитательные функции коллектива. Структура коллектива и стадии развития.
18. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
19. Сущность педагогической технологии. Виды педагогических технологий.
20. Технология педагогического общения.
21. Система образования Российской Федерации. Типология образовательных учреждений и их организационная структура.
22. Сущность и основные принципы управления образовательными системами. Методы управления.
23. Основные функции внутришкольного управления.
24. Школа как педагогическая система. Педагогический коллектив образовательного учреждения.
25. Общая характеристика профессии педагога
26. Профессиональная деятельность и личность педагога.
27. Компоненты профессионально-педагогической культуры.
28. Педагогическое мастерство, его структура.