Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени
- Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.
- Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.
- Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.
- Назвать рассказ.
6 этап "Описание местонахождения объектов на картине"
Цели:
- учить детей пространственной ориентировке на картине;
- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
- учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
- формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Базовая информация
Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.
Методика работы с детьми
Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина".
Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене.
Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.
Советы педагогам
- Дети должны знать правила игры в "Да-Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости.
- Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел…
- Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется.
- После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов.
- Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами.
- Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги "ожившего" объекта во взаимосвязях с другими объектами.
Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине
- Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости.
- Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:
а) с позиции постороннего наблюдателя;
б) в роли самого объекта.
7 этап "Составление рассказов от лица разных объектов"
Цели:
- обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
- уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
- упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
Базовая информаци
Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.
А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:
- грустный - веселый,
- радостный - печальный,
- спокойный - возбужденный.
Б) О разнообразных чертах характера:
- добрый - злой,
- трудолюбивый - ленивый,
- вежливый - грубый,
- умный - глупый…
В) Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.
Например:
- веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…);
- грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…);
- добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет…).
Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.
Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.
Методика работы с детьми
Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:
- "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".
- "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств".
- "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Опиши твои чувства".
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.
Советы педагогам