Дополнительные требования для детей. С более высоким уровнем речевого развития
С более высоким уровнем речевого развития
Учить детей:
расширять словарь за счет слов, необходимых для детализации, конкретизации действий (умывается — намыливает, споласкивает, вытирает; портниха — кроит, примеряет, шьет, гладит), прилагательных, обозначающих качества характера людей (трудолюбивый, добрый, ленивый, жадный и т. д.);
проводить элементарные наблюдения над родственными словами (в тексте) (дом, домик, домашний), уточнять их значение;
от слов, данных педагогом, по аналогии образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами -очк, -ечк-, -ик-, -ок, -онок, -енок (волк — волчонок, лиса — лисенок, флажок, ложечка, Танечка, Олечка);
описывать внешность человека (возраст, рост, цвет глаз, волос, одежда) вначале в виде ответов на вопросы; по описанию педагога узнать ребенка из подгруппы, знакомых, взрослых.
самостоятельно составлять рассказ о событиях дома, в детском саду (объем — 6—10 предложений);
самостоятельно читать новый текст, знакомый по тематике, отвечать на вопросы о персонажах, их действиях, причинах поступков; называть качества характера персонажей, выражать свое отношение к ним (Мне понравился мальчик, потому что он добрый).
Учить детей пересказывать прочитанное с творческими дополнениями (изменением начала, конца, действий персонажей).
Примерные темы занятий.Овощи, фрукты. Растения (садовые, полевые, комнатные). Цветы. Садовые и лесные деревья. Семья (адрес, занятия членов семьи). Животные (Домашние и дикие животные. Детеныши. Рыбы. Птицы). Времена года (Погода, природа. Занятия людей). Праздник (Праздник в детском саду. Праздник в городе. Праздник в. семье). Части тела (внешность детей и взрослых). Продукты питания (Завтрак. Обед. Ужин. Приготовление еды). Посуда (столовая, кухонная, чайная). Из чего сделана посуда. Дом и его убранство (Квартира. Мебель). Одежда и обувь (Магазин «Одежда», «Обувь». Одежда и обувь в различные сезоны). Материалы, инструменты. Город. Улица. Транспорт. Профессии (почтальон, портниха, рабочий, колхозник, летчик, моряк и др. по усмотрению сурдопедагога и воспитателей) .
Материал для чтения и рассказывания.Народные сказки: «Козлята и волк», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса».
Произведения русских и советских писателей: Л. Н. Толстой «Пришла весна», «У Розки были щенки»; К- И. Чуковский «Мойдодыр», «Телефон»; Е. Благинина «Вот какая мама»; В. Сутеев «Кто оказал «мяу»?»; С. Маршак «Где обедал воробей?», «Сказка о глупом мышонке»; Е. Чарушин «Волк», «Белка», «Заяц», «Лиса»; Ю. Тувим «Овощи»; С. Капутикян «Маша обедает»; В. Бианки «Лис и мышонок».
V год обучения
Учить детей использовать усвоенный речевой материал в различных ситуациях общения. Создавать ситуации, возбуждающие познавательную активность детей, желание узнать, поделиться информацией с товарищами. Стимулировать инициативную речь, т. е. высказывания по собственному побуждению. Побуждать других детей дополнять, вносить уточнения.
Уточнять значения слов, необходимых для конкретизации и дифференциации видовых и родовых понятий (животные — дикие, домашние, насекомые, рыбы, птицы). Соотносить значения обобщающих слов с конкретными названиями. Включать в речь новые обобщающие слова. Уточнять значения слов, необходимых для обозначения целого и его частей. Учить детей использовать слова данной группы в процессе описания объектов, живых существ. Учить детей правильно и точно называть признаки, свойства, особенности, назначение предметов (цвет, форма, величина, размер, материал, сфера использования). Обращать внимание на правильное использование прилагательных, обозначающих качество предметов, материал, из которого они изготовлены (деревянный, стеклянный...). В быту, а также в процессе анализа текстов сказок, рассказов уточнять правильность понимания и использования прилагательных, обозначающих черты характера (трудолюбивый, ленивый, добрый, злой...). В процессе различных видов работы (составление рассказов, описаний, пересказ и др.) учить детей подбирать синонимы (Как сказать по-другому? Подбери похожие слова). Обращать внимание на правильное использование этих слов.
Учить детей:
варьировать высказывания (Мне холодно. — Я замерз. Мама рассердилась на Олю потому, что... — Мама недовольна, потому что...);
замечать и исправлять ошибки в своей и чужой речи;
в зависимости от ситуации давать полный или краткий (характерный для разговорной речи) ответ на поставленный вопрос;
понимать и выполнять различные поручения, включающие отрицания, противопоставление, передачу сведений через третье лицо;
давать поручения друг другу.
Продолжать учить детей рассказывать о событиях из их жизни в детском саду (игры, экскурсии) и дома. Учить варьировать свои рассказы, демонстрировать им образцы различного построения рассказов. Учить выражать свое отношение к событиям в детском саду и дома.
Использовать различные виды работы с картиной. Продолжать работу с закрытой картиной, учить задавать разноплановые вопросы (где это было? когда? кто? зачем? почему? и т. д.). Готовить рисунки с учетом переданной педагогом информации. Сравнение рисунков с картиной. Обсуждение рисунков.
Составлять рассказы по серии картинок, придумывать названия. Варьировать высказывания в процессе обсуждения. Учить детей самостоятельному рассказыванию.
В процессе работы над описанием сюжетной картинки учить детей группировать информацию по определенной тематике (Расскажи о погоде. Опиши природу. Расскажи о детях. Опиши их одежду и т. д.).
Учить называть фамилию автора, выделять название читаемого, находить соответствующую страницу. Формировать навыки бережного отношения к книге.
Учить различать жанр читаемого: рассказ, стихотворение, сказка, загадка.
Работать над техникой чтения. Учить выразительно читать, соблюдая знаки препинания.
Поощрять чтение детьми стихов (наизусть), рассказывание потешек, загадывание загадок.
Рассказывание и чтение сказок, рассказов русских и советских писателей. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, а также на вопросы обобщающего характера, раскрывающие понимание смысла читаемого (о поступках персонажей, об особенностях их характера и т. д.). Отражать прочитанное в драматизации, в рисунке, в лепке, в постройке.
Систематически предлагать небольшие новые тексты по знакомой тематике для самостоятельного чтения.
Дети должны уметь пересказать прочитанное, заменяя слова и выражения текста синонимами.
Учить детей выражать свое отношение к рассказу педагога, давать оценку прочитанному.
Продолжать учить детей писать печатными буквами. Дети должны уметь писать предложения с большой буквы, ставить точки в конце предложения; писать слова и фразы на слухо-зрительной основе или только на слух; написать об увиденном на картинке (2—4 предложения), о событиях в детском саду и дома.