Весь вопрос, однако, в каком направлении и каким путем... 5 страница
выдвигающую перед человеком достаточно грубую альтернативу, дилемму, связанную с ответами лишь "да" или "нет"... Если "верую",то безоговорочно, без ненужных вопросов, целиком и полностью, если "не верую",то столь же однозначно, категорично, определенно, а то и воинственно, агрессивно...
Но и Наука, и Религия, как было показано выше, меняются. Меняются и представления о сущности Знания и Веры. Именно эти изменения дают основания для оптимизма в оценке интегративных функцийОбразования, придающих и самому образованию, выступающему в роли своеобразного мировоззренческого "синтезатора", принципиально новые качества, которые, могут и должны стать объектом специального исследования уже сегодня.
Рано или поздно, но именно Образованию, по самой своей сути связанному с формированием мировоззрения человека, его ментальности, придется взять на себя столь необычные ныне функции вероформирования.Функции, связанные с выдвижением природосообразныхи, вместе с тем, осознаваемыхценностей Веры; поэтапным (столь свойственным именно образованию) подведением человека ко все более глубокой убежденностив истинности предлагаемых смыслов Веры; формированием внутренних мотивовповедения человека на основе его Веры в целесообразность и нравственно-этическую безупречность именно такого поведения; наконец, с осознанием Смысла человеческой жизни,возможностью и механизмах духовного продолжения собственного Я после физической смерти...
Нельзя не обратить внимания и на то, что при всех принципиальных различиях в конечных устремлениях Науки и Религии, когда в первом случае торжествует Знание, а во втором - Вера, их объединяет весьма существенный, атрибутивный и для науки, и для религии компонент - процессдвижения к вожделенному результату. И в первом, и во втором случае усилия служителей и жрецов как Знания, так и Веры, направлены на повышение эффективности этого процесса, его интенсификацию, активизацию, разумную дифференциацию и т. д. , поскольку процесс этот не является самопроизвольным и автоматическим, он субъективизированпрямым или косвенным включением в него человека, людей, все более массовидных "производителей" и "потребителей" и Знания, и Веры...
Вольно или невольно, осознанно или нет, но и в науке, и в религии предпринимается все возможное для придания процессу движения к цели должной технологической оснащенности,включения в него своеобразных "допинговых" мотивирующих и стимулирующих средств, использования наиболее результативных методов и приемов. В этом смысле известный постулат - "Не только результат, но и ведущий к нему путь должен быть истинным" -весьма доходчиво объясняет роль и значение эффективно и, не в последнюю очередь,
эффектноорганизованного процесса мировосприятия, процессуальную сущность движения и к Знанию, и к Вере.
Именно эта процессуальная схожесть сближает не только Науку и Религию, но и каждуюиз этих областей человеческой мыследеятельности с Образованием. При всем различии целевых установок и конкретных методов достижения целей, при всем различии самих целей все эти три, внешне столь своеобразные сферы - Науку, Религию и Образование- объединяет интегрально понимаемый Процесс, методически продуманный механизмприобщения человека к постижению истины, хотя сама эта истина для каждой из обозначенных выше сфер пока трактуется по-разному, для каждой из них истина пока своя...
Подведем некоторые итоги.
Как видим, истоки современного мировоззренческого кризиса, обусловленного разрывом Знания и Веры, весьма серьезны. Но уже то обстоятельство, что эти истоки наиболее зримо просматриваются и осознаются с позиций Образования, с позиций технологически возможногопреодоления этого кризиса средствами Образования, свидетельствует об огромном преобразующем потенциале образовательной сферы. Именно в этом смысле истокикризиса и Науки, и Религии, и даже самого Образования, при условии их системного разрешения, могут обернуться предпосылкамиподлинного триумфаобразовательной сферы, выводящего ее на передний план общественного внимания.
Но каким образом Образование может выполнить эту свою глобальную, поистине спасительную мировоззренческую миссию? В состоянии ли современное образование справиться с этой задачей цивилизационного масштаба? Почему образование все еще остается в стороне от важнейших мировоззренческих проблем мировой цивилизации? Почему оно вызывает все большее недовольство практически во всех странах Мира?
Для ответа на эти вопросы необходимо выяснить приоритеты современного образования и способы их реализации в реальной образовательной практике. Вскрыть недостаточность этих приоритетов, возможности (хотя бы принципиальные) их обогащения и преобразования.
Оптимальное функционирование сферы образования в наиболее общем виде связано с решением двуединой задачи:
- - формирование личности каждогоохваченного этой сферой человека, его индивидуального мировоззрения и ментальности в единстве и гармонии приобретаемых им Знаний и нравственных убеждений, основанных на Вере в высшие ценности и Смысл человеческой жизни; приобщение каждого человека к культурным и ментальным ценностям данного социума, человеческой цивилизации в целом путем прямого или опосредованного включения этих ценностей в систему собственно образовательного (педагогического) целеполагания, содержания и процесса образования (обучения, воспитания, развития учащи
- - формирование и непрерывное обогащение ментального пространства, "духовной ауры" человеческого сообщества (социума) за счет индивидуальной творческой,активно-преобразующей, созидательной деятельности людей, которые на основе полученного образования (а следовательно, в гармонии Знания и Веры) внутренне мотивированы на такую деятельность и видят в ней высшие приоритеты своей жизненной самореализации.
Такое спиралеобразное, взаимосвязанное (в идеале - самоорганизующееся,синергетическое) и непрерывное восхождение ко все более высоким достижениям и гармонии Знания и Веры как на индивидуально-личностном уровне, так и на уровне всего социума, собственно, и лежит в основе, предопределяет "механизм" развития человеческой цивилизации, "расширенного воспроизводства" свободных, счастливых и целеустремленных людей, достойно реализующих подлинное предназначение Человека в Мире...
Удовлетворяет ли современноеобразование, даже в своих высших качественных проявлениях, этим идеальным по нынешним представлениям требованиям?
Конечно, нет. Эти требования пока даже не осознаются...
В состоянии ли современноеобразование заполнить мировоззренческий "провал", мировоззренческий "вакуум", обусловленный расколом единого духовного пространства, зияющей пустотой на том участке культурного поля цивилизации, который характеризует отношения между Наукой и Религией, между Знанием и Верой?
Нет. Не в состоянии.
Причин тому немало. Важнейшая из них - традиционная для всех сколько-нибудь массовых образовательных систем разного уровня и профиля преимущественная ориентация на трансляцию из поколения в поколение достижений науки,так называемого научно-технического прогресса,трансляцию добытого Знания об окружающем человека материальном Мире.
Такая трансляция, то есть и в содержательном, и в процессуальном плане пассивная передачанакопленных научных фактов и их толкований, позволяет поддерживать (разумеется, с разной мерой успешности) на требуемом уровне знания, умения и навыки учащихся, необходимые и достаточные для реализации прагматично понимаемых жизненных целей и достижения весьма ограниченно трактуемого жизненного успеха в критериях, главным образом, материальных приобретений и потребительских устремлений. В системе этих критериев главное - найти свою индивидуальную нишу в структуре общественного разделения труда. "Вписаться" с возможно меньшими издержками в реалии окружающего Мира. Быть готовым выполнять на
протяжении всей своей жизни, но выполнять, по возможности, на конкурентоспособном уровне, однообразные и нередко весьма ограниченные профессиональные функции.
Эти функции дополняются утилитарно полезными приспособительными механизмами безропотного конформизма, покорности всесильному государственному монстру, бездушному экономическому прессингу неумолимых рыночных отношений и не менее тяжелому духовному прессингу со стороны официальных идеологических доктрин, далеко не всегда продуманных и рациональных нормативно-правовых установлений, безапелляционных религиозных догматов, традиционных национально-этнических условностей обычаев и ритуалов поведения...
"Зациклившись" на трансляции якобы бесспорных и однозначно трактуемых, да к тому же лавинообразно нарастающих по своему объему научных фактов, трансформируемых в процессе обучения в опять-таки якобы бесспорные и устойчивые, но непрерывно растущие по объему, а потому и непосильные для полноценного системного усвоения знания, современное образование оказалось еще более беспомощным в трансляции ценностей духовных, в формировании и обогащении ценностей ментальных, в реализации своих, в конечном счете, главных культурообразующих и менталеобразующихфункций.
Признавая природой данное происхождение и естественность как добрых, так и злых начал в человеке, нельзя не видеть, что исход внутренней борьбы между ними в решающей мере зависит от той духовной ауры,от того культурного и ментального пространства,в которое неизбежно попадает каждый вступающий в жизнь человек. Этот духовный резервуар,несомненно, существует, независимо от того, имеем ли мы дело с целостной человеческой цивилизацией или с пока еще разделенными и разобщенными человеческими сообществами. Его перманентное и ненавязчивое воспитательноевлияние на человека огромно и вряд ли может быть подменено специально организованными "рукотоворными" воспитательными мероприятиями, какими бы ухищрениями собственно педагогического характера они не сопровождались.
Именно этот духовный резервуар и должен быть основной заботойсферы образования, именно его содержание, синтезирующее Знание и Верув их гармонии и взаимообогащении, и должно стать объектом целенаправленной и системной образовательной деятельности. Только на этой основе и возможно движение в направлении ментальной совместимостилюдей, человеческих сообществ и социумов, ибо инвариантыВеры в принципиальном плане (даже несмотря на нынешние конфессионные различия) выражены куда более явно, чем инварианты непрерывно обогащаемого и пересматриваемого Знания... Абсолютных нравственных ценностей значительно меньше, чем ценностей, основанных лишь на прямом и непосредственном Знании.
Именно эта, повышенная потенциальная возможность совместимости ментальных компонентов Веры, особенно Веры, постепенно фокусируемой на все более универсальныхнравственных приоритетах, позволяет с оптимизмом оценивать реальность глобальной идеи ментальной совместимости, конвергенции и духовной интеграции социумов.
Конечно, до решения этой задачи еще очень далеко. Но важно оценить идею, увидеть истоки возможной концепции и искать технологические механизмы постепенной реализации столь обнадеживающей мировоззренческой гипотезы...
Ментальное пространствосоциума, человеческой цивилизации в целом - это не только некое "вместилище", формальное "хранилище" духовных ценностей Мира. Это - подлинная сокровищницатаких ценностей, открытая, благодаря естественным механизмам селективного отбора, лишь наиболее достойным из этих ценностей, хотя, конечно, критерии такой "достойности" находятся в непрерывной динамике и корректировке.
Но духовные ценности создает человек, они воплощают в себе результат его духовной жизни, сопутствующей жизни плотской. Умирая во плоти, человек не умирает весь...Вместе с ним в могилу не сходит весьтот всегда индивидуально неповторимый духовный Мир, который и воплощает в себе уникальную Личностькаждого человека. Весь вопрос - в Памяти, в организации Памятисоциума, в его желании и возможности не потерять духовного наследия ни одного человека....
Конечно, потеря плотских радостей жизни не может не удручать - не случайно древние египтяне (как и некоторые другие народы) заполняли пирамиды своих усопших правителей-фараонов вполне материальными носителями плотских наслаждений и удовольствий - вином, драгоценностями, знаками и символами верховного могущества при жизни, а то и оставленными без высочайшего внимания и надзора, хотя и предварительно умерщвленными, женами и наложницами... Тем не менее, ни одна сколько-нибудь обстоятельная и серьезная религия мира не обещает продолжения плотской жизни после смерти, даже в раю, а если и обещает, то и сама вряд ли верит в это... Но вот духовная жизнь после смерти - предел мечтаний каждого мыслящего человека, - кажется, обретает ныне вполне реальные очертания, существенно отличные от крайне неопределенных и предельно бездоказательных сугубо религиозных пророчеств по этому поводу.
Несколько предваряя последующее изложение и намеренно интригуя читателя, уже сейчас можно высказать предположение о том, что совершенно фантастический и, казалось бы, абсолютно неприемлемый для научной работы (пусть и заведомо прогностического, гипотетического характера) тезис о бессмертии Душинеожиданно обретает, что называется, "второе дыхание"и вполне может стать предметом
достаточно серьезного обсуждения и, более того, даже технологического воплощения.Но об этом чуть позже…
Пока же обратим внимание на то, крайне важное для осознания стратегических приоритетов образования обстоятельство, что отношения в системах социум-ментальность, ментальность-культура,точно так же, как и отношения в системе ментальность-образование- это отношения обоюдной,двусторонней зависимости, двусторонней связи.
Именно от менталитета данного социума (менталитета уже сложившегося, ставшего) зависит и состояние данного социума, и возможности его развития. В свою очередь, развивающийся социум неизбежно порождает изменения и в своих мировоззренческих основаниях, в своей собственной ментальности, обогащаемой и за счет внутренних изменений в данном социуме, и за счет его интегративного взаимодействия с другими социумами.
Как уже отмечалось, ментальность - это квинтэссенция, концентрат широко понимаемой культуры. Но в такой же мере культура - есть отражение наиболее существенных ментальных характеристик и особенностей данного социума, а знаково-символьные воплощения сущности культуры, ее содержания и специфики в тех или иных материальных носителях (в книгах, живописи, архитектуре, музыке и т. п.) так или иначе отражают собой глубинные ментальные основания соответствующего человеческого сообщества.
Механизмом обогащения ментальности может стать широко понимаемый многосторонний диалог ментальностей, диалог культур,когда в подлинно интерактивном взаимодействии происходит приобщение человека и человеческих сообществ к наиболее стабильным (классическим) основаниям духовной ауры различных социумов, к их ментальным, исторически сложившимся ценностям и культурным приоритетам87.
Вполне понятно, что такой диалог требует специальной целенаправленной организации. Осознание необходимости создания диалоговых образовательных системдолжно стать поэтому ведущей идеей философии образования как в ее локальном понимании применительно к тем или иным конкретным образовательным системам, так и в ее интегральном понимании, имея в виду постепенно формируемое целостное образовательное пространствовсей человеческой цивилизации.
Можно предположить, что именно единое образовательное пространство Мираможет служить той основой, на которой будут разворачиваться в будущем единственно приемлемые, а потому неизбежные для выживания и прогрессивного развития человечества, процессы конвергенции и духовной интеграции социумов. Данное обстоятельство подчеркивает особую роль образовательной сферы в решении стратегических проблем цивилизации, тем более, что интеграционные процессы именно в этой сфере, по всей вероятности, будут предварять
более широкие и всеохватывающие интегративные акции планетарного масштаба.
Необходимо подчеркнуть, что конвергенция и интеграция при этом вовсе не связаны с подавлением самобытности того или иного социума, той или иной культуры или образовательной системы, их "растворении" в неких безликих общечеловеческих ценностях. Напротив, речь идет о естественной гармонии дифференциации и интеграциикак двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга сторонах единого процесса созидания все более богатой своим содержанием и совершенной по своей структуре целостной духовной системы Мира.
2.7. Технология образовательного синтеза
Знания и Веры