Г. Втяните стенку живота под ложечкой.
Г. Опустите диафрагму.
Это разные физические действия,приводящие к противоположным физиологическим реакциям организма.
В первом случае описывается главный прием для получения малого дыхания.
Во втором случае описывается главный прием для получения глубокого дыхания.
Все остальные рассуждения можно опустить. Они не принципиальны, так как являются следствиями этих двух физических действий.
По моему мнению, Гарсиа уже в первом издании с большой неохотой сообщал о малом дыхании - главном секрете бельканто. Об этом свидетельствуют фразы о наполнении легких воздухом, идущие сразу после описания главного приема (поджатия живота), а также противоречия связанные с диафрагмой. Оба они выделеныжирным. Вначале он пишет о ее вертикальном положении (втянуть живот) и тут же надо раздвинуть ребра и опустить диафрагму. С диафрагмой логика и то- и то неработает, здесь надо выбирать или -или. Далее, никакого избыточного наполнения легких воздухом, после того как живот поджат быть не может. А то, что он наполняется – это само собой разумеется. Вот поэтому, на мой взгляд, и не было специальной литературы по пению во времена бельканто. Не издавать же книгу размером в несколько фраз! (Суть бельканто можно изложить в нескольких фразах).
Таким образом, требование опустить диафрагму предписываемое во втором издании 1856 года и вызывающее глубокое дыхание, полностью похоронило бельканто.
Каким типом дыхания пользовались ученики Гарсиа, выдающиеся певцы и авторы руководств по пению?
Принято считать, что наиболее известные ученики Гарсиа это: Эверарди, Сальвадор и Матильда Маркези, Штокгаузен, Женни Менд, Ниссен-Саломан, Панофка, наш Додонов - учитель Собинова).
Из них на русском языке письменные свидетельства о типе дыхания, который они считают наилучшим, оставилиНиссен-Саломан и Додонов.
Эверарди никаких записей не оставил. Но косвенно можно судить, что учил он петь учеников на малом дыхании. Так, Эверарди однажды, обращаясь к Шаляпину, сказал ему: «Ти - моя внучка!». При этом он имел в виду, что единственный педагог Шаляпина - Усатов, был учеником Эверарди. Ни Эверарди, ни Усатов, ни Шаляпин нигде, ни словом не обмолвились о, главном секрете бельканто. Но то, что Шаляпин пел на малом дыхании, вы скоро убедитесь.
По поводу дыхания А.М.Додоновон пишет: «Из этих двух типов дыхания при пении следует пользоваться преимущественно последним – брюшным, или диафрагматическим. (Первый – грудной – В.Б.) с. 16. Руководство к правильной постановке голоса, и изучению искусства пения 1889. Думаю, что А.М.Додонов «мутит воду», так как его ученик Л. Собинов пел на малом дыхании и во время пения пользовался специальным поясом, как Шаляпин, и другие выдающиеся певцы.
Противоположную точку зрения на дыхание высказывает Ниссен-Саломан: «Дыхание должно производиться без видимого усилия, не должно быть не замечено ни слухом посторонних, ни видимо последними(выделено мною-В.Б.); плечи поднимать не следует. Части шеи и груди, входящие тут в работу, те же самые, которые производят звук, т.е. легкие, горло и гортань. Дыхание не должно быть тяжелым, ни останавливать или искажать каким бы то ни было образом ритм исполняемой пьесы.
Вдыханиенадо делать, втягивая слегка плечи, держа грудь свободно, слегка выдающеюся, голову – прямо, живот слегка втянутым, начиная с впадины желудка или, по крайней мере, не выпячивая его слишком вперед (выделено мною-В.Б.). Легкие, при таком положении тела, наполнятся воздухом медленно и без усилий и выдыхание может быть сделано тоже медленно вполне по произволу певца. Искусство медленного дыхания получило техническое итальянское название respiro. Позднее надо будет упражняться в коротком и быстром дыхании – messo respire». С 40.
При необходимости выдерживать слишком долго звук или спеть через чур длинную фразу, опытные певцы могут менять дыханье часто и бесшумно, незаметно даже для внимательного слушателя(выделено мною-В.Б.) …» с. 42.Школа пения Генриетты Ниссен-Соломан 1880
Замечу, что медленного дыхания (respire) в речи и пении быть не может в принципе. Для этого нет времени. Дыхание всегда должно быть коротким и быстрым.
Были ли выдающиеся певцы, певшие на глубоком дыхании?
Сто процентных выдающихся певцов (теноров) приверженцев глубокого дыхания не было, так как при глубоком дыхании не может быть и речи, чтобы пропеть верхнее ДО. Кроме того, известно, что все выдающиеся певцы носили певческие бандажи (пояса), которые призваны бороться с глубоким дыханием. Только молва причисляет их к приверженцам этого типа дыхания.
Возможно, что в жизни они дышали глубоко. В это охотно верится, так как никто из этих певцов не дожил до пятидесяти лет. Это Таманьо (40 лет), Де Муро (42года), Карузо (48 лет). О причинах долгожительства певцов в следующем разделе.