III. Беседа по теме урока, работа с учебником. Многие праздники мы отмечаем весело
Многие праздники мы отмечаем весело. Ведь не зря существует пословица: «Как праздник встретишь, так и весь год проведешь». Вот почему в некоторые праздники принято устраивать веселые утренники с карнавалами, на которые все приходят в нарядных костюмах.
— Что это за веселье такое - карнавал? Что вам известно о карнавальных традициях и обычаях? Чем карнавалы отличаются от привычных празднеств?
(Педагог обобщает ответы школьников.)
Карнавал — это народное празднество, которое можно проводить и дома, и прямо на улице - с шествием, салютами, уличным маскарадом. Про такой праздник есть даже веселая песня:
На карнавал, на карнавал,
Мы приглашаем всех на бал,
Мы приглашаем всех на праздник,
На веселый карнавал!
Во время карнавала люди прячут свои лица под смешными масками и потом пытаются угадать, кто же в какой костюм нарядился.
Карнавальное шествие может открывать разные празднества, которые обычно длятся не один день. Например, карнавальное шествие может служить началом масленичных гуляний. Ведь Масленица длится целую неделю. Этот праздник известен с незапамятных, еще языческих времен, и в те далекие годы карнавальные маски и костюмы делали из самых простых вещей. Например, карнавальным костюмом вполне мог служить тулуп, только вывернутый наизнанку - мехом вверх. А маски делали из куска березовой коры или липового лыка, раскрашенных обрывков ткани.
— В какие костюмы могут нарядиться, например, такие же ребята, как вы, на своем праздничном карнавале? (В костюм Буратино или Мальвины, Красной Шапочки или цыганки, мушкетера или Снегурочки.)
Вот, оказывается, как много костюмов можно придумать, чтобы устроить настоящий веселый праздник. Такие карнавалы могут быть посвящены, например, любимым сказочным героям или персонажам книг А. Пушкина. Тогда подобный праздник можно ил шип. «Пушкинский бал-маскарад».
Конечно, целый карнавальный костюм школьникам сделать не так то просто. За один урок его не изготовить. Поэтому попробуем начать с карнавальной маски: вырезать, раскрасить и приделать к ней резинку не так уж трудно.
Откройте учебники на с. 96, прочитайте текст, в котором говориться о карнавальной маске.
IV. Работа в тетради
Откройте тетради и запишите тему урока: «Карнавальная МЙСКЯ».
Запишите также определение карнавала. Карнавал — это веселье с переодеваниями, с использованием костюмов, масок.
Посмотрите на образцы карнавальных масок. Вы видите, что они отличаются от той простой полумаски с обликом зверюшки, которую вы изготавливали на прошлом уроке. Обратите внимание ил разнообразие карнавальных масок и на их составные части. В чем заключается отличие карнавальной маски от полумаски, которую вы делали на прошлом уроке? {В карнавальной маске больше декоративных деталей, ее сложнее изготовить, она скрывает все лицо в отличие от бумажной полумаски.) Расскажите, какие дополнительные детали для декора использованы в оформлении маски? Из каких материалов сделаны эти детали? Карнавальные маски могут просто скрывать облик их хозяев, не придавая им никаких особенностей чужого облика. Но зато карнавальная маска придает таинственность и загадочность. Над такой маской вы и будете работать сегодня. Запишите план.
1. Снять мерки для бумажной полумаски.
2. Создать выкройку, вырезать отверстия для глаз.
3. Загнуть края, проделать в них отверстия, пришить резинку.
4. Выкроить и пришить к полумаске ее тканевую часть.
5. Декоративно оформить бумажную и тканевую части полумаски.
Подумайте над тем, какой будет ваша будущая карнавальная миска. Вы должны исходить из материалов, которые есть у вас. И предлагаю в тетрадях сначала нарисовать эскиз вашей будущей маски.
(Школьники составляют эскизные варианты карнавальных мисок.)