II. Повторение пройденного материала. - Как называется профессия, специалисты которой занимаются проектированием разных направлений по художественному украшению предметов и улиц?
- Как называется профессия, специалисты которой занимаются проектированием разных направлений по художественному украшению предметов и улиц? - Какие задачи решают художники-дизайнеры в городах?
(Оформляют дома, улицы, витрины, зеленые зоны, афиши.)
Вот, оказывается, какая широкая сфера деятельности у художников-дизайнеров.
В каких областях художественного дизайна вы уже пробовали свои силы? (Оформление скверов, ажурных оград.) - Вспомните и назовите виды работ, которые вы выполняли на уроках изобразительного искусства. (Ответы школьников.) Сегодня вы также продолжите свою деятельность в роли художников-дизайнеров.
III. Вводное слово
— За чем необходимо следить, чтобы не испортить себе зрения? (За правильным освещением.)
Для того чтобы проводить занятия в школе в ранние утренние часы или вечером, необходимо зажигать свет. Посмотрите, какие осветительные приборы есть у нас в классе.
— Какие осветительные приборы есть у вас дома? Опишите их внешний вид. (Ответы школьников.)
Почти все электрические светильники устроены одинаково: на одном конце шнура находится патрон, в который ввертывается электрическая лампочка. Другим концом шнур включается в электрическую сеть. А отличаются фонари друг от друга оформлением, размерами, расцветкой, дизайном.
— Обращали ли вы внимание, как освещаются улицы города вечерами?
— Как меняется освещение в праздники?
Давайте подумаем, в каких видах профессий требуется специальное освещение. Например, если человек работает шахтером или строит метро, то под землей, где он работает, устанавливаются специальные фонари. Большие — те, которые можно вывешивать в подземных туннелях, маленькие — те, которые прикрепляются прямо к каскам шахтеров и освещают им дорогу во время работы.
IV. Работа в тетради
Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: «Волшебные фонари».
Фонари неоднократно вдохновляли поэтов на создание стихотворений.
Никогда не забуду — он был или не был
Этот вечер — пожаром зари
Сожжено и расцвечено бледное небо,
И на белой заре — фонари.
А. Блок
Где-то вдали догорает закат,
И фонари ярче горят,
Окна больших домов погасили огни.
Лишь неустанно горят фонари.
Город ночной отразился в реке,
Арки мостов в сказочном сне,
И не дают они людям сбиться с пути,
Ночные спутники вы — фонари.
Ж. Татлян
V. Беседа по теме урока
Фонари делают нашу жизнь удобнее, украшают ее. Трудно представить себе ночную улицу без освещения или новогоднюю елочку без огоньков-фонариков.
Они могут быть гигантскими, очень большими, например, как те, что освещают башни Кремля и часы-куранты на Спасской башне.
— Каким словом можно назвать очень большие, крупные фонари? (Огромные, гигантские.)
А еще есть такое слово для обозначения большого объема — «колоссальные». Повторите это слово. Оно произошло от греческого слова «колосс» — «великан», «громадина», «гигант».
— Подумайте, где необходимы фонари колоссальных размеров. (На кораблях, которые находятся в пограничных дозорах и ловят нарушителей границы; на стройках, где работы ведутся круглые сутки: на киносъемке, где необходимо ярко освещать съемочную площадку.)
А бывают фонари совсем крошечные, например, те, которые подсвечивают ручные часы, или те, которыми врачи иногда освещают горло при медицинском осмотре.
— Каким словом можно назвать маленькие фонарики? (Малюсенькие, крошечные.)
А есть еще такое слово — миниатюрные, повторите его.
— Где еще могут понадобиться миниатюрные фонарики? Запишите в тетради два новых слова и их пояснения. Колоссальный - огромный, гигантский, громадный. Миниатюрный — крохотный, мелкий, очень маленький.
— Какие фонари нужны на космических кораблях? (И колоссальные, и миниатюрные.)
VI. Работа с учебником
Откройте учебники на с. 60—61, рассмотрите приведенные там варианты фонарей, прочитайте текст.
— Какой из фонарей вам понравился больше остальных и почему? (Ответы школьников.)