Методические рекомендации для преподавателя
Примерная образовательная программа «Медико-биологические проблемы дефектологии » предназначена для обучения магистров в системе дефектологического образования..
В настоящее время требуется использование интегрированных технологий в системе подготовки специалистов, так как число детей со сложными нарушениями развития увеличилось. Проблема требует разрешения в подготовке специалистов, имеющих интегрированный уровень знаний по психопатологии, неврологии, психосоматике, что необходимо для психолого – педагогического сопровождения данной категории детей.
Полученные знания должны быть основой, необходимой студенту для овладения умениями и навыками, используемыми в практической деятельности.
Данный курс содержит лекции, практические и самостоятельные занятия.
Лекционный курс отражает наиболее важные разделы психопатологии, неврологии, психосоматики, учитывая возрастные особенности. В клинике психопатологических и неврологических нарушений выделяются и классифицируются врожденная и приобретенная патология, причины, патогенез, а также вопросы социальной адаптации и реабилитации. Особенно выделены вопросы коррекционно – педагогической помощи в едином образовательном пространстве.
Практические и самостоятельные занятия закрепляют и углубляют знания, полученные по основным вопросам лекционного курса.
На практических занятиях студенты знакомятся с образовательными учреждениями, использующие инклюзивные технологии.
Практические и самостоятельные занятия предусматривают анализ и конспектирование специальной литературы по вопросам курса.
Программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательно минимуму содержания дисциплины, а также в соответствии с требованиями ФГОС.
Данная программа определяет тематическое планирование и содержание лекций, практических занятий, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов, примерный перечень вопросов к зачету, примерную тематику рефератов и курсовых работ по дисциплине.
Содержание предмета «Медико-биологические проблемы дефектологии » включает следующие разделы: «Медицина и специальная педагогика»; «Общие сведения о психических заболеваниях »; «Понятия о психозах, неврозах и психопатиях»; и «Психические расстройства при соматических заболеваниях и эндокринных нарушениях», «Реактивные состояния».
Практические занятия проводятся как в аудиториях, так и на базе специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений компенсирующего вида и других образовательных структур.
Лекционные занятия, проводимые в вузовских аудиториях, имеют целью сформировать знания у студентов по проблеме психо – неврологических сомато – психических нарушений. На практических занятиях по данному курсу студенты актуализируют теоретический материал, закрепляют его, проводят анализ программ по психокоррекционной работе, получают навыки составления и анализа конспектов коррекционных занятий (индивидуальных и подгрупповых) с детьми, имеющих психо-неврологические нарушения. Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется на практических занятиях, которые проводятся как в специальных (коррекционных) учреждениях и других образовательных структурах, так и в аудиториях ВУЗа. На практических занятиях подводятся итоги самостоятельной работы студентов в форме реферирования.
Основной целью практических занятий, проводимых в специальных (коррекционных) учреждениях и других образовательных структурах, является использование современных инклюзивных технологий, применение инновационных наглядных и технических средств обучения, проведение самостоятельно разработанных коррекционных занятий (индивидуальных и подгрупповых), выполнение заданий исследовательского характера.
Курс «Медико-биологические проблемы дефектологии» предваряет педагогическую практику, в процессе которой студенты получают навыки подготовки, планирования и проведения коррекционных занятий в условиях специальных (коррекционных) учреждений и других образовательных структур.
Студенты, проявляющие повышенный интерес к проблемам психо – неврологических и психо – соматических нарушений, могут углубить и расширить свои знания в лечебно – профилактических и медико – педагогических центрах.
Дисциплина «Медико-биологические проблемы дефектологии» завершается экзаменом. Внутри семестровая аттестация проводится в виде реферативной работы.