II. Закрепление опорных знаний.
● Игра «Кто больше?».
а) Придумайте слова, в которых звуки [т], [т′] в начале (ток, тигр, тачка), в середине (станок, ситец, соты, ноты), в конце слова (кот, рот, флот, плот).
б) Назовите предметы в классе, в названиях которых есть звуки [т], [т′]. (Стол, стул, цветок, картина, парта.)
в) Какие предметы есть в вашем портфеле, в названиях которых есть звуки [т], [т′]? (Портфель, ластик, кисточка, тетрадь.)
1. Разгадывание ребусов.
Рассматривание рисунков. На рисунке изображен кит. Зачеркнутая буква и говорит о том, что вместо нее надо вставить букву о.
Другие рисунки разбираются таким же образом.
тыква театр тигр
2. Работа с анаграммами: с. 58–59.
Рассматривание рисунков.
45123 321 321
Нитка ткани нос сон тут тут
Физкультминутка
& Работа по учебнику: с. 58.
▲ Чтение слов по слогам.
Обращается внимание детей на то, что не во всех словах слоги-слияния. Объясняется, что читать надо по слогам. Так, в слове канат – ка | на т, прочитывается первый слог-слияния ка, затем
слог на протяжно читаем, добавляя звук [т], получается слог нат. Затем слово прочитывается целиком – ка | на т.
таким же образом прочитываются слова:
Ни¦ т | ки, ни¦ т | ка, а | и¦ с¦ т, со¦ с | ны, к¦у с | ты, к¦и с | ти.
3. Работа со словами-антонимами.
▲ Чтение предложений на с. 58.
Выясняется, чем отличаются нитки от каната.
Канат – толстый.
Нитки – тонкие.
Учитель объясняет детям, что слова, обозначающие противоположные значения предметов, называются антонимами.
Дети сами называют слова-антонимы, или учитель называет одно значение, а дети называют противоположное значение (например: белый – черный, большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий и т. д.)
4. Работа с многозначными словами, с. 58–59.
Рассматривание рисунка на с. 59.
Дети читают слова под рисунками. Выясняется, что они пишутся и произносятся одинаково (одинаков ударный слог), а значения слов разные. В одном случае слово каток – в значении «самоходная машина для уплотнения грунтов, дорожных оснований и покрытий», в другом – каток – «гладкая поверхность льда для катания на коньках».
Объясняется, что такие слова называются многозначными.
Таким же образом проводится работа над словом ки с | ти.
Физкультминутка
■ Развитие связной речи учащихся.
▲ Чтение предложений на с. 59.
Если у детей возникают затруднения в чтении слова Антон, учитель объясняет, что читать его надо по слогам. В первом слоге узнаем первую гласную букву и называем ее, звук произносится протяжно, и, глядя на следующую букву, договариваем твердый согласный звук, получился слог Ан; слитно, по двум буквам читаем слияние и договариваем твердый согласный звук, получился слог тон. Теперь читаем все слово целиком.
Вопросы:
– Сколько мальчиков играет на народных инструментах?
– На каких инструментах играют мальчики?
– Дайте имена мальчикам и девочке.
– У кого ноты?
– Кому девочка дает ноты?
III. Итог урока.
– Что интересного узнали на уроке?
– Были ли затруднения? Какие?