Педагогика и психология с методикой обучения информатике

Экзаменационные материалы для проведения

Итоговой государственной аттестации по отдельным дисциплинам

Теоретические вопросы для междисциплинарного экзамена по специальности

Педагогика и психология с методикой обучения информатике

1. Предмет, задачи и методы психологии.

2. Воля. Понятие о воле. Физиологические основы воли. Анализ волевого действия. Развитие и воспитание воли у детей.

3. Восприятие. Восприятие и его физиологические основы. Основные особенности восприятия. Развитие восприятия и наблюдательности у детей.

4. Память. Память и ее значение. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Запоминание и условия его эффективности. Забывание и борьба с ним. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти у детей.

5. Мышление. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления человека. Развитие мышления у детей.

6. Речь. Физиологические основы речи. Виды речи. Развитие речи у детей.

7. Воображение. Понятие о воображении. Виды воображения. Развитие воображения у детей.

8. Эмоции и чувства. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Особенности эмоций. Виды чувств. Развитие эмоций и чувств у детей.

9. Темперамент. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темперамента. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.

10. Способности. Понятие о способностях и их природе. Виды способностей. Способность и личность. Условия развития способностей у детей.

11. Внимание. Внимание и его физиологические основы. Виды и свойства внимания. Развитие и воспитание внимания школьников.

12. Характер. Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера и пути его воспитания.

13. История развития психологии.

14. Акцентуации характера.

15. Формирование личности подростка.

16. Познавательные психические процессы подростка.

17. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных дисциплин.

18. Возникновение и развитие педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого.

19. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Факторы, влияющие на развитие личности.

20. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания.

21. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.

22. Мотивы учения на разных возрастных этапах.

23. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план и его характеристика. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия.

24. Урок: типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку.

25. Методы, приемы и средства обучения.

26. Современные педагогические технологии.

27. Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания.

28. Методы воспитания и их классификация.

29. Формы взаимодействия школы с семьей и общественными организациями.

30. Внутришкольный контроль, его значение и функции.

31. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами.

32. Функции директора школы и его заместителей.

33. Содержательно – методические линии построения курса информатики. Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся.

34. Организация внеурочной деятельности школьника по информатике. Кружок и факультативные занятия.

35. Требования по технике безопасности. Санитарно – гигиенические нормы и требования при работе с компьютерной техникой.

36. Дидактические возможности компьютера.

37. Методика преподавания раздела "Информационные технологии".

38. Анализ программ по школьному курсу информатики.

39. Методика преподавания раздела "Основы алгоритмизации". Языки программирования и возможности их использования в школьном курсе информатики.

40. Официальные документы, регламентирующие изучение информатики в школе. Российский государственный стандарт школьного образования. Назначение, функции.

41. Методика изучения истории развития вычислительной техники. Поколение ЭВМ и перспективы развития.

42. Структура школьной информатики. Основные этапы формирования информационной культуры школьника.

43. Методика преподавания раздела "Информация. Информационные процессы". Этапы решения мыслительных задач.

44. Основные требования к школьному кабинету информатики. Его оборудование и обслуживание.

45. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Образовательные функции предмета.

46. Компьютерная грамотность, образованность, информационная культура. Изменение в системе целей изучения информатики в школе с течением времени.

47. Состав и назначение учебного программного обеспечения по курсу информатики (по разделам и тема курса). Их классификация по функциональному и методическому назначению.

48. Учебники и учебные пособия. Функции и основные требования к учебнику. Анализ школьного учебника по информатики (по выбору студента).

49. Методика преподавания темы "Логические основы ЭВМ".

50. Методика преподавания раздела "Основы формализации и моделирования". Формирование понятий "объект", "система", "модель".

51. Методика преподавания темы "Аппаратная реализация компьютера. Основные характеристики ПК".

52. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности с использованием компьютера.

53. Реализация методов изучения информатике. Личностно ориентированные технологии обучения.

54. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса по информатике.

Наши рекомендации