Педагогика и психология с методикой обучения информатике
Экзаменационные материалы для проведения
Итоговой государственной аттестации по отдельным дисциплинам
Теоретические вопросы для междисциплинарного экзамена по специальности
Педагогика и психология с методикой обучения информатике
1. Предмет, задачи и методы психологии.
2. Воля. Понятие о воле. Физиологические основы воли. Анализ волевого действия. Развитие и воспитание воли у детей.
3. Восприятие. Восприятие и его физиологические основы. Основные особенности восприятия. Развитие восприятия и наблюдательности у детей.
4. Память. Память и ее значение. Физиологические основы памяти. Виды памяти. Запоминание и условия его эффективности. Забывание и борьба с ним. Индивидуальные особенности памяти. Развитие памяти у детей.
5. Мышление. Понятие о мышлении. Физиологические основы мышления. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления человека. Развитие мышления у детей.
6. Речь. Физиологические основы речи. Виды речи. Развитие речи у детей.
7. Воображение. Понятие о воображении. Виды воображения. Развитие воображения у детей.
8. Эмоции и чувства. Общие понятия об эмоциях и чувствах. Особенности эмоций. Виды чувств. Развитие эмоций и чувств у детей.
9. Темперамент. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Характеристика темперамента. Учет темпераментов детей в учебно-воспитательной работе.
10. Способности. Понятие о способностях и их природе. Виды способностей. Способность и личность. Условия развития способностей у детей.
11. Внимание. Внимание и его физиологические основы. Виды и свойства внимания. Развитие и воспитание внимания школьников.
12. Характер. Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера и пути его воспитания.
13. История развития психологии.
14. Акцентуации характера.
15. Формирование личности подростка.
16. Познавательные психические процессы подростка.
17. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс. Педагогика в общей системе научного знания, ее место в системе гуманитарных и естественных дисциплин.
18. Возникновение и развитие педагогической науки. Выдающиеся педагоги прошлого.
19. Личность ребенка как объект и субъект воспитания. Факторы, влияющие на развитие личности.
20. Ученический коллектив как объект и субъект воспитания.
21. Теория образования и обучения как составная часть педагогической науки.
22. Мотивы учения на разных возрастных этапах.
23. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план и его характеристика. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса: учебные планы, программы, учебники и учебные пособия.
24. Урок: типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Подготовка учителя к уроку.
25. Методы, приемы и средства обучения.
26. Современные педагогические технологии.
27. Цели, задачи и принципы воспитания в современных концепциях воспитания.
28. Методы воспитания и их классификация.
29. Формы взаимодействия школы с семьей и общественными организациями.
30. Внутришкольный контроль, его значение и функции.
31. Сущность и основные принципы управления педагогическими системами.
32. Функции директора школы и его заместителей.
33. Содержательно – методические линии построения курса информатики. Обязательный минимум содержания образования и требования к уровню подготовки учащихся.
34. Организация внеурочной деятельности школьника по информатике. Кружок и факультативные занятия.
35. Требования по технике безопасности. Санитарно – гигиенические нормы и требования при работе с компьютерной техникой.
36. Дидактические возможности компьютера.
37. Методика преподавания раздела "Информационные технологии".
38. Анализ программ по школьному курсу информатики.
39. Методика преподавания раздела "Основы алгоритмизации". Языки программирования и возможности их использования в школьном курсе информатики.
40. Официальные документы, регламентирующие изучение информатики в школе. Российский государственный стандарт школьного образования. Назначение, функции.
41. Методика изучения истории развития вычислительной техники. Поколение ЭВМ и перспективы развития.
42. Структура школьной информатики. Основные этапы формирования информационной культуры школьника.
43. Методика преподавания раздела "Информация. Информационные процессы". Этапы решения мыслительных задач.
44. Основные требования к школьному кабинету информатики. Его оборудование и обслуживание.
45. Цели и задачи обучения информатике в средней школе. Образовательные функции предмета.
46. Компьютерная грамотность, образованность, информационная культура. Изменение в системе целей изучения информатики в школе с течением времени.
47. Состав и назначение учебного программного обеспечения по курсу информатики (по разделам и тема курса). Их классификация по функциональному и методическому назначению.
48. Учебники и учебные пособия. Функции и основные требования к учебнику. Анализ школьного учебника по информатики (по выбору студента).
49. Методика преподавания темы "Логические основы ЭВМ".
50. Методика преподавания раздела "Основы формализации и моделирования". Формирование понятий "объект", "система", "модель".
51. Методика преподавания темы "Аппаратная реализация компьютера. Основные характеристики ПК".
52. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности с использованием компьютера.
53. Реализация методов изучения информатике. Личностно ориентированные технологии обучения.
54. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса по информатике.