Лонгитюдное исследование когнитивных последствий
Лингвистические требования к индивидуальному воспитанию детей в соответствии с принципом М. Граммонта достаточно хорошо описаны [13]. Несмотря на исследования [4], [5], [6], [7], которые выявили множество деталей, когнитивные последствия этого еще мало изучены. Исследователям предстоит дать точные ответы на вопрос: каковы когнитивные последствия воспитания детей согласно принципу Граммонта? В этом случае представляется уместным использовать положение Л. Выготского и А. Лурия. Например, помещение исследования принципа М. Граммонта в модель приобретения саморегуляции А. Лурия поможет прояснить ситуацию родителям и учителям, а контролируемое исследование когнитивных сравнений между монолингвистически и билингвистически воспитываемыми детьми удовлетворит любопытство исследователей. Наше исследование принимает во внимание результаты обширных контрольных исследований, используя разнообразные языковые комбинации в азиатском, североамериканском и европейском контекстах.
Эмпирическая оценка приобретения саморегуляции в группах детей монолингвистически и билингвистически воспитываемых, по принципу Граммонта, была проведена с использованием процедур, созданных А. Лурия и модифицированных Б. Бейном.
Были отобраны триады, состоящие из отца, матери и ребенка. Общее количество субъектов: 30 триад из Эльзаса Франция; 31 триада из Альберты, Канада; 27 триад из Гонконга; общее количество 88 триад.
1. Эльзас 9 монолингвистических (немецкий) - 3 мальчика, 6 девочек; 11 монолингвистических (французский) - 7 мальчиков, 4 девочки; 10 билингвистических (немецкий - французский) - 6 мальчиков, 4 девочки.
2. Альберта: 12 монолингвистических (английский) - 6 мальчиков, 6 девочек; 8 монолингвистических (французский) - 3 мальчика, 5 девочек; 11 билингвистических (французский - английский) - 5 мальчиков, б девочек.
3. Гонконг: 10 монолингвистических (китайский) - 7 мальчиков, 3 девочки; 8 монолингвистических (английский)
- 3 мальчика, 5 девочек; 9 билингвистических (китайский - английский)
- 4 мальчика, 5 девочек.
Чтобы гарантировать достоверность результатов, каждый ребенок был протестирован дважды: первый раз в 22- 24 месяца и второй раз в 46-48 месяцев. Эти возрастные группы были отобраны на основе предыдущих исследований, предполагающих, что эволюционные изменения появляются в этом возрасте. Когда исследование началось, дети всех групп, 6 монолингвистических и 3 билингвистических, были в возрасте шести месяцев. Другими критериями были: а) нормальные семейные отношения, б) ребенка воспитывали главным образом родители, в) исследуемый ребенок был первенцем в семье.
Первоначально число триад состояло из ответивших на письменные объявления из университета, приглашающие родителей новорожденных детей принять участие в исследовании по теме "Монолингвистическое и билингвистическое приобретение речи". Для билингвистического исследования было очень важно, чтобы хоть один из родителей говорил на двух языках. Каждый родитель был независимо проверен на беглость разговорной речи перед тем, как был допущен до исследования. Критерием отбора для нашего исследования было наличие, по крайней мере, у одного из родителей университетского диплома, а также один из родителей должен был работать в школе или быть аспирантом, или преподавателем вуза.