Изменений в содержательной части авторской программы нет. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя (полная) общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНОна заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель ________/С.М.Чмыхало / Протокол № 1 от «28» августа 2014 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/В.Г.Величко/ «28» августа 2014г. | УТВЕРЖДЕНО Протокол заседания педагогического совета № 1 от «29» августа 2014 г. Председатель педсовета __________/Л.Г.Коган/ |
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ
приказом директора
по МБОУ
средней школе №10
№ 48/8
от 01.09.2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Чмыхало Светланы Михайловны,
высшая квалификационная категория
По математике
базовый уровень
ДЛЯ 3 КЛАССА
УМК «Начальная инновационная школа»
на 2014/2015учебный год
г. Рославль
2014 год
СО Д Е Р Ж А Н И Е:
I. Пояснительная записка с. 3-5
II. Содержание учебного предмета с. 6-11
III. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий средствами предметного содержания курса «Математика» в 3 классе c. 11-22
IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся с. 22-44
V. Материально-техническое обеспечение учебного
процесса с. 45-46
VI. Список литературы с. 47-48
VII. Календарно-тематическое планирование с. 47-53 Список литературы с. 38
I. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе
· Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
· Примерной основной образовательной программы начального общего образования (авт.-сост. С.А. Болотова – М.: Русское слово, 2012), разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения и рекомендациями Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки России по использованию примерной основной образовательной программы (Письмо № 03-48 от 16 августа 2010 г.);
· Авторской программы Б.П. Гейдмана «Математика» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (издательство: М.: ООО «Русское слово», 2012 г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
В авторскую программу изменения не внесены. Электронная версия на сайте издательства.
· Учебного плана МБОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 10» на 2014 – 2015 учебный год.
· Учебника, включённого в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014/2015 учебный год: Б.П. Гейдман, И.Э. Мишарина, Е.А., Зверева «Математика»: Учеб. пособие по математике. издательство: М.: ООО «Русское слово», 2013г.
Для реализации современного курса математики начальной школы наряду с методическими приемами и находками, ставшими классическими, используются новые методики для обучения школьников решению комбинаторных и логических задач, заданий на равновеликость и равносоставленность плоских геометрических фигур.
Изучение курса базируется на индуктивной основе: от понимания ситуации на наглядно-интуитивном уровне до вывода, полученного в результате длительного, последовательного изучения учебного материала.
В программу курса вошли несколько формул, связанных с умножением любого числа на 1 и на 0, формул для вычисления периметра и площади прямоугольника.
Значительное место в курсе занимают уравнения. Их решение подчиняется
отработке вычислительных навыков, а не преобразованиям выражений, содержащих переменную. Уравнения не применяются для решения текстовых задач. Авторы придерживаются традиций российской системы образования, в соответствии с которой решение задач арифметическими методами требует от учащихся больших интеллектуальных усилий, чем решение тех же задач алгебраическими методами.
Система заданий, выстроенная от простого к сложному, позволяет обучать учащихся дифференцированно.
В свете требования стандартов второго поколения и модернизации образования содержание математики включает в себя информатику.
Информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Общество, в котором решающую роль играют информационные процессы, свойства информации, информационные и коммуникационные технологии, — реальность настоящего времени.
В программе курса основное внимание сконцентрировано на развитии логического и алгоритмического мышления школьников и на освоении ими практики работы на компьютере.
Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
· развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
· освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
· воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи математического образования:
· формирование вычислительных умений и навыков;
· приобщение к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений;
· знакомство с простейшими геометрическими фигурами и геометрическими конструкциями.
Изучение курса базируется на индуктивной основе: от понимания ситуации на наглядно-интуитивном уровне до вывода, полученного в результате длительного, последовательного изучения учебного материала.
Система заданий, выстроенная от простого к сложному, позволяет обучать учащихся дифференцированно.
В свете требования стандартов второго поколения и модернизации образования содержание математики включает в себя информатику.
Цель программы – привлечь внимание к классическому подходу к изучению математики в начальной школе:
· сформировать у учащихся умение выполнять арифметические действия на множестве натуральных чисел и применять полученные знания к решению текстовых задач, описывающих реальные ситуации окружающего мира;
· познакомить учащихся с простейшими геометрическими фигурами и величинами;
· приобщить учащихся к проведению несложных доказательств и логически корректных рассуждений;
· развить у школьников навыки решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, относящихся к информатике.
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю во всех классах начальной школы. Таким образом, в течение учебного года этот курс изучается в 3 классе в количестве 132 ч. + 4 резервных (136 ч.)
Изменений в содержательной части авторской программы нет.
II.Содержание учебного предмета
Класс (136 ч)
Тема | Кол-во часов | Содержание | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения на 2,3,4, и 5. | Повторение основных тем курса математики 1 и 2 классов: — сложение и вычитание чисел в пределах 100; —таблица умножения на 2, 3, 4 и 5; —измерение отрезков; — нахождение периметров многоугольников; определение с помощью угольника прямого, острого и тупого углов. | Складывать и вычитать числа в пределах 100. Знать таблицу умножения чисел на 2, 3, 4 и 5 и уметь в соответствующих случаях выполнять деление. Решать задачи в два действия. Находить значения выражений, в которых требуется выполнить действия в определенном порядке. Измерять отрезки и чертить отрезки заданной длины. Находить периметры многоугольников. Определять с помощью угольника вид угла. | ||
Увеличить на... Увеличить в... Уменьшить на... Уменьшить в... Больше на... Больше в... Меньше на... Меньше в... | Перевод действий, выраженных словами «Увеличить на (в) ...», «Уменьшить на (в) ...», «Больше на (в) ...», «Меньше на (в) ...», на язык арифметических действий | Освоить действия, выраженные словами: «Увеличить на (в) ...», «Уменьшить на (в) ...», «Больше на (в)...», «Меньше на (в)...» | ||
Уравнение | Уравнение, в котором надо найти неизвестный множитель | Решать уравнения вида: х • 5 = 20 6 • х = 42 | ||||||||
Таблица умножения на 6 и на 7 | Таблица умножения на 6. Таблица умножения на 7 | Выучить наизусть таблицу умножения на 6 и на 7. Выполнять деление, связанное с умножением на 6 и на 7. Вычислять значения выражений. Решать арифметические и геометрические задачи. | ||||||||
Уравнение | Уравнение, в котором надо найти неизвестное делимое. Уравнение, в котором надо найти неизвестный делитель. | Решать уравнения вида: х: 3 = 8 18 : х = 3 | ||||||||
Ломаная линия | Звенья и вершины ломаной линии. Длина ломаной линии. Замкнутая и незамкнутая ломаная линия. | Определять число звеньев и число вершин ломаной линии. Находить длину ломаной линии. Чертить ломаную линию по данным длинам ее звеньев. | ||||||||
Таблица умножения на 8 и на 9 | Таблица умножения на 8. Таблица умножения на 9. | Выучить наизусть таблицу умножения на 8 и на 9. Выполнять деление, связанное с умножением на 8 и на 9. | ||||||||
Треугольники | Равносторонний и равнобедренный треугольники. Прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольники. Работа с информацией Работа над приобретением навыка логического и алгоритмического мышления | Чертить прямоугольный равнобедренный треугольник, тупоугольный равнобедренный треугольник и остроугольный равнобедренный треугольник. Работа с информацией Последовательное применение переместительного закона умножения и таблицы умножения числа 2. Решать примеры на выполнение арифметических действий при нахождении значения выражения без скобок и со скобками. | ||||||||
Таблица умножения | Таблица умножения. Задачи на правило: «Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее» | Вычислять значения выражений. Решать уравнения вида: 7 • х = 56 28 : с = 4 b : 9 - 4 Решать арифметические и геометрические задачи | ||||||||
Умножение и деление на 1 и на 10. Деление числа на равное ему число. Умножение нуля. Деление нуля | Умножение и деление на 1. Деление числа на равное ему число. Умножение и деление на 10. Умножение нуля. Деление нуля | Знать, что при умножении любого числа на 1 получается то число, которое умножали. Знать, что при делении любого числа на 1 получается то число, которое делили. Знать, что при делении любого числа, кроме нуля, на само это число в частном получается 1. Знать правила умножения и деления числа на 10. Знать, что при умножении нуля на любое число и умножении любого числа на нуль получается нуль. Знать, что при делении нуля на любое другое число получается нуль. Знать, что на 0 делить нельзя. | ||||||||
Вычисления в пределах 100 | Повторение материала, пройденного в 3 классе: сложение и вычитание чисел в пределах 100, таблица умножения | Находить значения выражений. Решать задачи в 2 действия с пояснениями. Решать простейшие уравнения | ||||||||
Умножение двузначного числа на однозначное число | Умножение круглого числа на однозначное число. Умножение суммы на число. Умножение двузначного числа на однозначное число | Знать правило умножения суммы на число (распределительный закон умножения относительно сложения) и применять его при умножении двузначного числа на однозначное число | ||||||||
Деление двузначного числа на однозначное число | Деление круглого числа на однозначное число. Деление круглого числа на круглое число. Делители числа. Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное число | Знать правило деления суммы на число, когда каждое слагаемое делится на это число, и применять его при делении двузначного числа на однозначное число | ||||||||
Деление двузначного числа на двузначное число | Деление двузначного числа на двузначное число путем подбора однозначного частного с последующей устной проверкой | Разобрать по учебнику алгоритм нахождения частного при делении двузначного числа на двузначное число | ||||||||
Деление с остатком | Деление с остатком двузначного числа на однозначное число. Деление с остатком двузначного числа на двузначное число. Деление с остатком в случае, когда делимое меньше делителя. Работа с информацией Работа с алгоритмом действия | Уметь находить частное и остаток при делении одного числа на другое. Помнить, что при делении двух чисел, когда делимое меньше делителя, в частном получается нуль, а остаток равен делимому. Работа с информацией Работать с алгоритмом деления двузначного числа на однозначное с остатком | ||||||||
Доли. Час. Минута. Сутки | Доли. Нахождение доли числа. Сравнение долей. Нахождение числа по его доле. Единицы времени — час, минута, сутки | Находить долю от числа. Находить число по его доле. Знать единицы измерения времени и уметь переводить промежутки времени из одной единицы времени в другую | ||||||||
Трехзначные числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 | Простейшие случаи сложения чисел в пределах 1000. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 без перехода через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через десяток. Работа с информацией Работа над приобретением навыка логического и алгоритмического мышления | Представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых. Складывать и вычитать числа в пределах 1000 в столбик. Складывать и вычитать именованные числа в пределах 1000. Решать текстовые задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Работа с информацией Выполнять задания с алгоритмом сложения и вычитания в столбик чисел в пределах 1000 | ||||||||
Умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число | Умножение круглых двузначных чисел на однозначное число. Умножение и деление трехзначных чисел, представленных целым числом сотен, на однозначное число. | Решать примеры и текстовые задачи на умножение и деление трехзначных чисел на однозначное число | ||||||||
Деление трехзначных чисел, представленных целым числом сотен. Деление круглого трехзначного числа на круглое двузначное число (случай табличного деления чисел десятков у делимого и делителя) | ||||||||||
Многозначные числа | Чтение, запись, сравнение чисел, состоящих из класса тысяч и класса единиц. Сложение и вычитание чисел, представленных целым числом тысяч. Чтение, запись, сравнение чисел, состоящих из класса миллионов, класса тысяч и класса единиц. Умножение и деление чисел на 10, 100 и 1000. Письменное сложение и вычитание многозначных чисел. Система единиц измерения длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Работа с информацией Работа над приобретением навыка логического и алгоритмического мышления. Работа с таблицей | Читать, записывать и сравнивать многозначные числа. Умножать и делить числа на 10, 100 и 1000. Складывать и вычитать многозначные числа в столбик. Переводить одни единицы измерения длины в другие. Систематически повторять материал 3 класса и предыдущих лет обучения, решая большое количество текстовых задач, геометрических заданий, упражнений на сообразительность. Работа с информацией Решать геометрические задачи на нахождение возможных размеров и периметра прямоугольников, имеющих площадь 36 см2 | ||||||||
Площадь фигуры. Единицы измерения площади. Площадь прямоугольника | Основные свойства площади. Единицы измерения площади: 1 квадратный сантиметр; 1 квадратный дециметр; 1 квадратный метр. Площадь прямоугольника | При нахождении площади фигуры пользоваться основными свойствами площади: — одинаковые фигуры имеют одну и ту же площадь; — площадь всей фигуры равна сумме площадей частей, из которых она составлена; — площадь квадрата со стороной 1 см равна 1 квадратному сантиметру (единице измерения площади). Находить площадь прямоугольника. Решать задачи, в которых требуется найти площадь прямоугольника, если даны периметр и одна из его сторон, и, наоборот, найти периметр прямоугольника, если даны площадь и одна из его сторон | ||||||||
Повторение | Повторение основных тем курса математики 1, 2 и 3 классов: — таблица умножения однозначных чисел; — умножение и деление чисел в пределах 100; | Знать таблицу умножения однозначных чисел и выполнять деление в соответствующих случаях. Умножать и делить числа в пределах 100. | ||||||||
— умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к соответствующим вычислениям в пределах 100; — чтение, запись и сравнение многозначных чисел; — сложение и вычитание многозначных чисел; — вычисление значений выражений (со скобками и без скобок); — решение составных задач в два- три действия; — прямой, острый и тупой утлы; — равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, тупоугольный и остроугольный треугольники; — единицы измерения длины, площади и времени; — периметр и площадь прямоугольника | Умножать и делить числа в пределах 1000 в случаях, сводимых к соответствующим вычислениям в пределах 100. Читать, записывать, сравнивать, складывать и вычитать многозначные числа. Определять порядок действий и вычислять значение выражения (со скобками и без скобок). Решать составные задачи в 2—3 действия. Определять и чертить с помощью угольника прямой, острый и тупой углы. Чертить с помощью угольника равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, остроугольный и тупоугольный треугольники. Знать единицы измерения длины, площади и времени. Находить периметр и площадь прямоугольника | |||||||||
Итоговый урок | Контроль за знаниями | |||||||||