Народы нашего края в отечественной войне 1812 года

Вся Россия, пол-Европы живут в ожидании юбилея - через год, в августе 2012 года в России на государственном уровне будет отмечаться 200-летие победы России в Отечественной войне 1812 года. За 200 лет мир изменился. Изменился сам человек. С лица земли за этот сравнительно небольшой промежуток времени исчезли не только отдельные народы, но и целые страны, разрушились империи. Таковы неписаные правила или законы развития человеческой цивилизации. Изменилась Европа, изменилась бывшая колониальная империя Россия. Изменились и башкиры... [2]

Главное в каждом народе это его характер. У башкир это, прежде всего высокая способность к самоорганизации, массовая самоотверженность, свободолюбие, крепкая дисциплина, выносливость, сплоченность, отвага в бесстрашие, благодаря чему они всегда решительно противостояли самым грозным врагам. Поэтому, когда в 1812 году, когда пришла весть о нашествии наполеоновских войск, во всех башкирских кантонах начали готовиться к дальнему походу. Воины, призванные в ряды полков, должны были за свой счет подготовить вооружение и всю походную амуницию, и явится «о дву конь» - т.е. при двух конях. [2] «Исходя из чрезвычайных военных обстоятельств и необходимой нужды в усилении армии», указом от 8 августа 1812 г. приказано было сформировать от 10 до 30 пятисотенных полков из башкир и мишарей. Штат полка состоял из 530 человек, из которых 30 были чиновниками. Командирами полков назначались офицеры русских казачьих войск, а башкиры - их помощниками. [1]

Каждый кантон в зависимости от численности служащих выставлял от одного до двух полков, которые после формирования в октябре 1812 г. были отправлены на запад. 1-й и 2-й башкирские кантоны снарядили двадцатый полк, 3-й башкирский кантон — девятнадцатый; 4-й башкирский кантон сформировал восемнадцатый полк; 6-й кантон направил на фронт четырнадцатый и пятнадцатый полки; 7-й кантон выставил двенадцатый и тринадцатый полки; 9-й кантон вооружил и снарядил седьмой, восьмой и девятый полки; 10-й кантон отправил на запад часть пятого и десятый полки; 11-й кантон сформировал третий и часть пятого полков, 12-й кантон — четвертый, часть пятого и двенадцатого полков. Остальные полки были созданы в 5-м и 8-м (двенадцатый полк) и других башкирских кантонах.

Рядовые воины из башкир и мишарей получили жалованье каждый по 12 рублей в год и «указанный месячный провиант да на одну лошадь фураж в натуре, а на другую на оной деньгами по справочным ценам». Однако воспользоваться этим смогли далеко не все. Так, воины четырнадцатого башкирского полка не только не получали от казны деньги на фураж для вьючных лошадей, но и «исправление одежды и прочего».

Вооружение башкир состояло из ружья, пики или копья, сабли, лука и колчана со стрелами. Ружья и пистолеты были у них редкостью. У некоторых башкир имелись «проволочные латы и кольчуги», которые надевались перед боем и защищали от вражеской пики, а на дальнем расстоянии и от пули. В боевом содружестве с русским и другими народами башкирские конники выработали своеобразную тактику боя. Вот как описывает ее один из авторов: «40 шагов есть среднее расстояние для верного выстрела. В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою; при нападении крепко нагибается к лошади и с пронзительным криком, раскрытою грудью и засученными рукавами, смело кидается на врага, и, пустивши 4 стрелы, колет пикою».[3]

Обмундирование предписывалось иметь башкирам «по их обычаю», не требовалось «единообразия». «Военный костюм» башкир состоял из следующих предметов: суконный кафтан синего или белого цвета, широкие «шальвары» такого же цвета с красными широкими лампасами, белая остроконечная шапка (колпак), которая с двух сторон на полях была разрезана и загнута, ременный пояс, кожаная портупея и сабля, подсумок с патронами; сапоги из «коневьей кожи», которые, хотя и «некрасивые, но весьма прочные», одной пары бывает достаточно на целый год.

Попытаемся теперь проследить, насколько позволяют источники, боевой путь башкирских полков. Как уже говорилось, к началу войны 1812 г. первый и второй башкирские полки находились на западной границе. Первый башкирский полк воевал в составе 2-й армии генерала П.И. Багратиона, второй башкирский – в составе 3-й армии генерала А.И. Тормасова, первый тептярский полк – в составе 1-й Западной армии генерала М.Б. Барклая де-Толли. Первый и второй оренбургские и первый и второй уральские казачьи полки находились в составе Дунайской армии, которой командовал адмирал П.В. Чичагов. Башкирские и тептярский полки оказались на том участке границы, где уже в мае 1812 года происходили стычки с разъездами Наполеона. Первый тептярский полк майора Темирова находился в районе деревни Понемунь, где в ночь с 11 на 12 июня началась переправа передовых частей французской армии через Неман.

Под натиском превосходящих сил противника русские войска с боями вынуждены были отступать вглубь страны. В ходе арьергардных боев конница и пехота не раз демонстрировали мужество и воинское мастерство. 15 июня в боях под Гродно отличились воины первого башкирского полка рядовые Узбек Акмурзин, Буранбай Чувашбаев, хорунжий Гильман Худайбердин, есаул Ихсан Абубакиров и другие. 16 июня в боях под Вильно участвовал первый тептярский полк. Прикрывая отход главных сил, тептяри вместе с другими частями сожгли мост через реку Вилию и уничтожили виленский арсенал.

В конце июля, после соединения двух отступающих русских армий, башкирская конница вела боевую разведку в районе Смоленска. 26 июля она участвовала в наступлении русских войск на местечко Рудни. 27 июля в сражении между деревнями Лошня и Молево Болото кавалерия атамана М.И. Платова, в составе которой находился первый башкирский полк, нанесла поражение дивизии Себастиани.

Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам в ходе ожесточенных и кровопролитных схваток удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского пехотного полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Батарея была освобождена от врага. За участие в этой операции 9 офицеров-драгунов получили награды «За храбрость и неустрашимость».

Применяя обходной маневр с целью отвлечь внимание противника и оттянуть его силы от оказавшегося в тяжелом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был и первый башкирский полк, выйдя в тыл французов у деревни Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге французских войск. Наполеон вынужден был направить туда сильную группу войск в 28 тысяч человек. Рейд русской конницы сыграл большую роль в ходе Бородинского сражения. Он обеспечил выигрыш времени для перегруппировки войск. В Бородинском сражении участвовал также первый тептярский полк. Второй башкирский полк майора Курбатова находился, как сказано выше, в 3-й Западной армии, где он с другими казачьими полками сражался в авангарде. Второй полк отличился особенно в бою под Кобриным. За храбрость и отвагу в бою при разгроме саксонских войск 15 июля 1812 г. башкиры из деревни Сапяшево Белебеевского уезда 12-го кантона Аюп Каипов и старшина полка из деревни Кучербаево Аралбай Акчулпанов награждены орденами св. Анны 4-й степени.

В период подготовки контрнаступления русской армии башкиры, мишари, тептяри, оренбургские и уральские казаки входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск. В сентябре 1812 года первый башкирский полк находился в армейском партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова, который отвлекал конницу Мюрата под видом прикрытия отступающих русских войск на Рязанской дороге. Отряд Ефремова действовал успешно и на Серпуховской дороге. 20 сентября он нанес поражение французским частям и захватил до 500 пленных, затем перешел на Коломенскую дорогу, передав башкирский полк полковнику Н.Д. Кудашеву, отряды которого контролировали Калужскую дорогу, держали под ударами коммуникации противника, блокируя Москву. Когда 7 октября отступающие из Москвы французские войска двинулись по Калужской дороге, они сразу же попали под удары конницы Кудашева. Среди воинских частей, вступивших в Москву, было несколько сотен башкирского полка и первый мишарский полк, который был оставлен в Москве и нес гарнизонную службу с октября 1812 по 1814 год.

После поражения под Малоярославцем 12 сентября армия Наполеона была вынуждена отступать по разоренной Смоленской дороге. Иррегулярные конные полки, в том числе и башкирские, совершали атаки на фланги отступающих французов и наносили им чувствительные удары. 12 – 13 октября в районе Малоярославца отряд Кудашева, преследуя противника, отбил много трофеев и пленных. Первый тептярский полк отличился под Рославлем. За проявленную храбрость майор Темиров был награжден орденом св. Владимира 4-й степени, прапорщик Мунасыпов и зауряд-хорунжий Ибрагимов – орденами св. Анны 3-й степени.

В развернувшейся «малой войне» отличился первый тептярский полк майора Темирова. В начале сентября он действовал в составе Калужского ополчения. С 11 по 24 сентября полк находился в партизанском отряде Дениса Давыдова, участвуя в смелых налетах на неприятеля. Затем воевал в особом корпусе, составленном из ополченцев и регулярных частей, задачей которого было нанесение ударов по отрядам противника в Рославлевском и Ельнинском уездах Смоленской губернии.

В октябре русская армия перешла в контрнаступление с целью окружения и уничтожения армии Наполеона. Башкирские полки, преследуя и поражая противника, показали себя преданными и боеспособными частями русской армии. Главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов отмечал храбрость воинов с Урала в борьбе против неприятеля.[1]

ЛИТЕРАТУРА

1.Анвар Асфандияров – журнал «Бельские просторы», № 9, 2007год.

2.Ильдар Шаяхметов – журнал «Ватандаш», №8, 2011 год.

3.Гумеров Ф.Х. – Хрестоматия по истории Башкортостана, 1996 год.

А.В. Юрьева,

Учитель истории МАОУ «СОШ №21»,

(г. Стерлитамак РБ)

Наши рекомендации