Школа – центр гражданского образования

Войтеховская Л. Ю., заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 80, руководитель школьного литературного музея им.В.М. Шукшина

Гражданское образование в широком смысле этого слова - это не только усвоение определенной суммы знаний, но и социализация ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса.

Выпускник школы, реализующей содержание гражданского образования, должен научиться:

- учиться;

- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат;

- ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни - экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных;

- ориентироваться в мире духовных ценностей;

- решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

- решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности;

- решать проблемы профессионального выбора.

Реализация концепции компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, способного адаптироваться к жизненным ситуациям и использующего личностный ценностно-мировоззренческий опыт.

Поэтому большое значение придается компетенциям социального бытия человека. Они особенно необходимые школьнику в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для успешного и комфортного сосуществования с окружением.

Переосмысление школой своей образовательной задачи, роли и статуса в микрорайоне, развитие технологий взаимодействия с сообществом позволило ей выйти на новый уровень, стать центром сообщества, объединяющим началом для решения не только своих проблем, но и проблем всего сообщества, минимизировать последствия кризиса в местных сообществах.

Модель общественно-активной школы предоставляет школе и местному сообществу возможность стать активными участниками в делах образования, в расширении его доступности, повышении эффективности и ответственности школы в деле гражданского образования и воспитания детей, родителей, всего населения, чтобы на базе школы, микрорайона, села началось становление и развитие российского гражданского общества, основанное на конкретных делах в интересах людей.

Наша школа №80 является членом ассоциации школ ОАШ с 2000 года. Педагоги и учащиеся принимают участие в работе семинаров, конференций, тренингов на базе КРМОО Центр «Сотрудничество» в Красноярске и РЦРО в Томске. Команда единомышленников организует и проводит акции «Один день из жизни ОАШ...», Весенняя неделя добра, «Подарок солдату», «Школа, в которой я хочу учиться», 1 марта – День ОАШ, «Будь с нами». Добровольцы взяли шефство над домом престарелых «Виола», воинской частью 3480, инвалидами и ветеранами микрорайона «Северный». Традиционными стали праздничные программы, посвященные Дням Матери, рождения школы и музея им. В.М Шукшина, Защитника Отечества, Дню Победы.

В нашей школе музей им. В.М.Шукшина – это центр духовной жизнедеятельности, гражданского воспитания. Музей позволяет организовать литературно-краеведческую работу. Этот процесс живой, постоянно изменяющийся и совершенствующийся. На уроках ребята читают или воспроизводят по памяти чужие тексты. Другое дело, когда дети сами собирают, анализируют, систематизируют материал и создают собственные оригинальные тексты.

Музейная педагогика позволяет проявить у школьников такие умения и навыки, как: видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; выявлять предметы музейного значения в окружающем мире; иметь представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру; эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования.

На базе музея ведутся занятия элективных курсов «Творческое самовыражение», «Школа журналистики», «В мире литературы» и «Основы проектирования», которые позволяют учащимся не только раскрыть свой творческий потенциал, но и сориентироваться в мире творческих профессий. Все дети талантливы. Задача педагога, особенно словесника, создать условия для развития личности ученика. Большую помощь оказывает нам и школьная библиотека.

Активисты музея и библиотеки ведут большую поисковую работу. Собранный материал представляют в виде лекций и экскурсий, презентаций и творческих проектов. Участвуя в различных смотрах и конкурсах, ребята получают опыт работы с респондентами, умение оформлять и представлять свой проект, не бояться вопросов и критических замечаний. Вся эта работа, дает, несомненно, положительные результаты, и школа по праву имеет много наград и достижений в обучении и воспитании. В 2008 году наш музей получил звание «Образцовый музей Томской области».

Гражданское образование – это и результат работы кружков и спецкурсов, которые ведут педагоги нашей школы: Экоклуб; клубы «Дебаты», «Что? Где? Когда?», «Свеча»; спецкурсы «Армейский магазин», «Основы социализации личности», «Человековедение», отряд «Юный друг милиции» - позволяют учащимся получить интересный опыт, быть готовым к пониманию своих способностей и возможностей.

Ребята 9-11 классов принимают активное участие в самоуправлении школой. Актив детской организации ТВИНТ и редколлегия школьной газеты – инициаторы многих интересных образовательных событий в школе. Это и день здоровья и туризма, день самоуправления, посвящение в пятиклассники, акции добра и милосердия. Лидеры школьного самоуправления ежегодно побеждают в городском и областном конкурсе «Молодые лидеры России», являются членами городского детско-юношеского парламента.

В прошлом учебном году команда из 5 человек была приглашена для участие в проекте «Школа РОСТа». Проект разработан КРМОО Центр «Сотрудничество» (г. Красноярск) и реализуется совместно с партнером ОГУ «Региональный центр развития образования» при финансовой поддержке Совета по международным исследованиям и обменам «IREX».

Целью проекта является содействие получению знаний и навыков проектной деятельности учениками старших классов для их активного участия в жизни местных сообществ.

Был получен грант на реализацию социального проекта «Мы начинаем КВН», итогом проекта было не только хорошее настроение, но становление партнерских отношений с жителями микрорайона.

Осенью 2009 года был реализован социальный проект «Они достойны памяти», который дал возможность увековечить память выпускника школы Дерябина Евгения (на фасаде была установлена мемориальная доска). И весь учебный год учащиеся следят за порядком у мемориала, проводят митинги и образовательные события.

Наша школа стала Центром гражданского образования «Школа РОСТ». Теперь мы не только сами работаем над проектами, но и обучаем технологии социального проектирования других. Написана программа «Общее дело», цель которой создание условий для достижения обучающимися успешности в их образовательной и воспитательной деятельности, в личностном и социальном росте.1.2.3

Мы полагаем, что педагогам и старшеклассникам интересно и полезно узнавать основы работы в команде, способы защиты своих и командных интересов. Ученикам нравится организовывать свои собственные команды, которые занимаются созданием, подготовкой и реализацией проектов, участвовать в различных конкурсах, форумах, олимпиадах. Таким образом, опыт, накопленный за время работы в команде, чувство коллективизма, ответственность за себя и за команду в целом, формируют успешную, полноценную социализированную устойчивую личность.

У обучающихся формируется ответственность за всё, что они совершают. Прежде чем что - либо сделать, они будут думать над последствиями. Название центра «Школа РОСТ» выбрано потому, что с каждым занятием этого центра, получая знания и опыт, человек действительно растет. Основные наши слушатели - это ученики среднего звена школы - потому что они уже не маленькие, но и еще не взрослые. И именно им больше всего нужен «РОСТ». Но мы рады общению и с людьми других возрастов.

Сейчас мы реализуем 2-а проекта «Луч надежды» и «Скорая помощь». Первый проект будет реализован коллективом школы и контингентом приюта временного пребывания «Луч надежды», а второй – членом Управляющего совета школы Горбылевой С. Л. совместно с инструкторами учебного центра Станции скорой медицинской помощи ФМБА России.

Проектную деятельность следует рассматривать как средство обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, как способ реализации личностно ориентированного подхода к образованию. Существует прямая зависимость между участием человека в проектировочной деятельности и саморазвитием ее участников (их самоопределением, самореализацией, развитием творческих способностей и т.д.).

Проектирование сегодня – важнейший фактор развития образования, и практика его организации многообразна. Специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что она содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

Литература

1 Бедерханова В.Л. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

2 Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Ярославль, 2008.

Наши рекомендации