Теория и практика музейной и исследовательской работы в системе патриотического воспитания учащихся

Музей – это научное культурно - просветительское учреждение, которое осуществляет сбор, хранение, изучение, и популяризацию памятников духовной и материальной культуры. Можно сказать, это единственное учреждение, где отражается, вся история того или иного народа. Музеи на сегодня являются одним из основных источников культурных ценностей. Деятельность их способствует воспитанию подрастающего поколения, побуждению у молодежи интереса к своей истории.

Музей Боевой славы школы № 74 Калининского района г. Уфы был создан в 1999 году. Экспозиция музея посвящена боевому пути Георгия Иустиновича Мушникова Героя Советского Союза – Гвардии полковника летчика-штурмовика, курсанта авиационного училища летчиков в г. Пермь, участника битвы за Берлин. За 111 боевых вылетов было уничтожено много живой силы и техники. За период, службы в ВВС Советской Армии летал на 16-ти типах самолетов, на реактивных самолетах – истребителях, обучал молодых летчиков. В 1958 году был уволен в запас. Последние 20 лет работал на Уфимском машиностроительном заводе. В честь него названа одна из улиц в микрорайоне Инорс Калининского района города Уфа. Главным вдохновителем работы и создания музея стала директор школы № 74 Сергеева Ирина Григорьевна. С первого дня создания музея руководит им преподаватель истории этой же школы Юнусова Асия Хоснулловна. Музей создавался благодаря огромной поддержке и помощи ветеранов и их родственников. Большую помощь оказала вдова, ветеран войны Анна Иосифовна Мушникова, а так же ветеран войны, заместитель председателя республиканского комитета войск ВВД «Крылатая гвардия» член совета ветеранов Калининского района Махмут Хайдарович Саммашев, ветеран войны Александр Георгиевич Глубоков, дочь красного командира Зоя Семеновна Черезова, вдова генерала, искусствовед Елена Альфредовна Ольтэ-Рябцева. В школе их очень любят, всегда ждут с нетерпением и желают им долгих лет жизни, здоровья, мирного неба над головой и много-много радостных счастливых дней.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В музее постоянно идёт тесное сотрудничество с ветеранами. Педагогический коллектив школы №74 считает, что без памяти и уважения к прошлому нет будущего. Создание музея, общение с ветеранами – это тот фундамент, на котором должна держаться воспитательная работа школы.

В 2005 году школе № 74 было присвоено имя Героя Советского Союза Г. И. Мушникова. В этом же 2005 году заложена аллея имени Героя Советского Союза Г.И. Мушникова.

В 2008 году гимн школы № 74, созданный Михаилом Юрьевым, признан лучшим школьным гимном города Уфа. Именно такому человеку как Михаил Юрьев, дано было собрать под свои знамена поэзии и музыки мечтателей и романтиков – участников школьных хоровых коллективов. Это - профессиональный музыкант, закончивший отделение хорового дирижирования Уфимского училища искусств, где занимался в классе известного в республике педагога Р.С. Бикмухаметовой. В 1970 году поступил в Уфимский институт искусств. Главной победой его композиторского и поэтического сочинительства стал гимн школы №74 «Мушниковцы», исполненный детским хором «Ручеек» под руководством Г. Е. Богдановой и занявший I место среди двух десятков уфимских школьных певческих коллективов, с вручением приза «Ника».

На сегодняшний день наш музей – победитель многих зональных республиканских, городских и районных конкурсов, удостоен звания «Лучший общественный музей». В 2009 году музей стал победителем I этапа Всероссийского конкурса «Растим патриотов России».

Подготовка к 65-летию Победы придала особый стимул патриотическому движению. К этой дате были приурочены: конкурс чтецов: «Праздник с сединою на висках».

11 февраля 2010 года на базе школы прошло торжественное мероприятие, посвященное 65-летию Победы в Великой Отечественной войне на котором ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла были вручены юбилейные медали и памятные подарки. Ветеранов на крыльце школы встречал почетный караул, состоящий из учеников 10-11 классов. Это было очень торжественно, и все ребята школы № 74 в эти минуты прониклись духом патриотизма, благодарности за мирное небо над головой. Учащиеся нашей школы достойно встретили ветеранов и показали им концерт.

В начале мая 2010 года прошел конкурс инсценированной песни: «В лесу прифронтовом», в котором приняли участие учащиеся 6-11 классов. Конкурс способствовал истинному патриотическому воспитанию, развитию творческих способностей и раскрытию новых талантов. А победители в номинациях приняли участие в праздничном концерте «Салют, Победа!», посвященному 65-летию Великой Победы. Встречи с ветеранами всегда проходят в атмосфере тепла, добра и превращается в большие, грандиозные праздники. В честь 65-летия Победы было сделано много добрых дел: «Напиши ветерану письмо», «Поможем ветерану - наведем порядок в доме ветерана», учащиеся школы ходили к ветеранам домой, и поздравляли ветеранов с Великой Победой.

В этом году выпускается уже четвертая группа клуба «Юный экскурсовод», работающего при музее школы. Выпускники 11а класса Иван Носов, Илья Копейкин, Айдар Хоснуллин, Айдар Мухаметзянов, Ильдар Ганеев, Закир Газиев, Иван Федоров, семь лет кропотливо работали по пополнению фонда музея, встречались с ветеранами, не только в школе, но и посещали их дома, проводили экскурсии для учащихся школ, техникумов, вузов города.

В ходе КТД «Мы наследники – Победы!» в апреле – мае 2011 года учащиеся школы не на словах, а на деле подтвердили свое уважение к ветеранам. Ребята поздравляли ветеранов, показали им свои успехи в учёбе и в спорте, посетили их на дому – вручили им сувениры, сделанные своими руками. В свою очередь, ветераны ВОВ выступали на уроках мужества. Живое общение с ветеранами формирует у детей чувство сопричастности и гордости за наш народ – победитель, готовность прийти на защиту Родины, учит толерантности, воспитывает любовь к родному краю, к родному народу.

Особенно запомнились ребятам «Первые Бакаевские чтения», где они выступали с научно-исследовательскими работами. С большой гордостью показывали они гостям музея книги, подаренные им при личной встрече автором, Героем Советского Союза Пикуновым Александром Степановичем.

Евгения Богданова ученица 11Б класса привела в музей братика Мишу. Лучшие экскурсоводы в младшей группе Роберт Мавлютов, Вадим Миргаязов, Рустем Хасанов. Благодаря энтузиазму и энергии юных краеведов легко, на высшем уровне проходят все мероприятия. Хочется назвать несколько мероприятий: встреча с генералом Р.С. Сибагатуллиным, конкурс чтецов генерала А.А. Рябцева, встреча с выпускниками родной школы - участниками локальных конфликтов, встреча с дочерью красного командира З.С. Черезовой, экскурсии для старших групп детского садика № 59.

Юные мушниковцы строят большие планы. В конце учебного года они хотят посетить малую родину героя Г.И. Мушникова Бирский район и старинный город Бирск. Юные исследователи постоянно проводят работу по расширению и пополнению фонда музея.

Таким образом, эта работа даёт свои положительные результаты. Школьники и дальше будут учиться в школе с увлечением и это, пожалуй, радует больше всего. За последние годы ни один выпускник нашей школы не пытался уклониться от службы в Вооруженных Силах России. Наши обучающиеся с огромным желанием и интересом участвуют на уроках мужества, Днях воинской славы, встречаются с ветеранами войны и воинами запаса, участвуют в военно-спортивных состязаниях и других мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию.

Тесно связанные с уроками, с учебно-воспитательным процессом школы, музей создает благоприятные условия для индивидуальной работы, коллективной творческой деятельности учащихся, помогает прививать им умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Д. В. Гайсина, учитель истории МБОУ ООШ

с. Каралачик, руководитель школьного музея

Наши рекомендации