Бретенное им гортанное зеркале8 г Р регистре, когда
Установил причину этого ™е"™ыеВ ™"ки были сомкнуты
Веретенообразной
о?ГГ'
формы. дд Гап„ня впеовые удалось точно устано-
Ф РТаким образом, М. Гарсиа впервые УД ваяиВ
аСоХт°А характера' работы голосовых
связок. С появлением |
Физиологических методов ис- b движения грудных и брюш-
делил на три группы. У обучающихся молодых певцов с еще неустроенным голосом обычно наблюдается резкий вдох по типу дыхания в жизни и затем быстрое и неравномерное сп а да ни е стенок. У таких певцов дыхание утекает быстро и тратится судорожно. X квалифицированных певцов, с хорошо поставленным голосом, наО-людается спокойный вдох и очень медленное, постепенное спадание грудных ибрюшных стенок (у одних превалирует спадание грудных а у других —брюшных). Дыхание у квалифицированных певцов тратится весьма мало, иего хватает на длинные музыкальные
фразы. _,
Наконец у некоторых наиболее выдающихся певцов (которые составляли всего 2% случаев) Л Д. Работнов заметил удивительное явление. Во время пения, т. е. во время выдоха, грудные ибрюшные стенки не спадали вовсе, застывая в положении вдоха или делая даже некоторые небольшие вдыхательные движения. Тип певческого дыхания, при котором на выдохе в пении грудные и брюшные стенки не показывают выдоха, был назван им парадоксальным дыханием. Это натолкнуло
Ходит,по Работнову, выдох
с, rZ
гипотезы Работнова. Как мы видим, Работнов пришел к этому выводу на основе исследования наружных движений грудных и брюшных стенок. Методика исследования дыхания в то время еще не позволяла наблюдать деятельность гладкой мускулатуры, находящейся в легких, что в наши дни является вполне доступным экспериментом.
Непосредственные наблюдения за работой гладких мышц легких, сделанные в наши дни, показали правильность предпо-
Н. Д. Шпиллер и студента с плохо организованным певческим звуком.
Поскольку мы упомянули о работе гладких мышц, имеющихся в легких, и в дальнейшем изложении будем касаться еще более сложных вопросов, связанных со строением и функцией дыхания в пении, следует напомнить анатомию дыхательных органов, физиологию дыхания в жизни, речи и пении.
Рис. 40. Электронная пневмография в лаборатории Музыкально-пе-дагогнческого института им. Гнеснных.
ложения Работнова об активной их роли во время фонации, хотя и не подтвердили всех его положений. Так или иначе, своей гипотезой Работнов внес большой вклад в наши знания о фонационном дыхании, расширил представления о работе дыхательного аппарата во время пения.
В наши дни в связи с совершенствованием техники появилась возможность более точно исследовать тонкие дыхательные движения в пении. Можно наблюдать не только общий характер кривой, но сопоставлять поведение грудных и брюшных стенок при пении того или иного слога в произведении. На рис. 40, 41, 42, 43 и 44 показана пневмография при помощи современной аппаратуры, разработанной в лаборатории Государственного музыкально-педагогического института им. Гне-синых. Пневмограммы показывают работу грудных и брюшных стенок на трех уровнях при одновременной записи звучания голоса и отметке времени. Данные, полученные А. Кильчевской, в основном подтверждают результаты опытов Работнова. На рис. 42, 43 и 44 приведены пневмограммы народного артиста СССР П. Г. Лисициана, народной артистки Республики
Рис. 41. Схема электропнеймографин. На аппарат осциллограф подаются сигналы от секундомера, трех датчиков дыхания укрепленных на разных уровнях и с микрофона. Осциллограф регистрирует эти сигналы в виде кривых на ленте: 1 — секунды, 2 — движения грудных стенок, 3—движение области подложечкн и нижних ребер, 4 — движения живота, 5 — звуковая кривая. Этот метод электропнеймографнн позволяет анализировать дыхательные движения во времени и сопоставлять их с звуковой кривой. Подъемы кривых вверх отражают вдох. Их падение — выдох. Расширение звуковой дорожки соответствует началу звука.
Анатомия дыхательных органов и физиология дыхания в жизни
Как известно, трахея, представляющая собою полую трубку длиною около 15 см, спускается в грудную полость, где делится на правый и левый главные бронхи, которые затем, в свою очередь многократно делясь, составляют бронхиальное дерево. По бронхиальному дереву воздух проводится до легочной ткани, где в легочных пузырьках совершается газообмен. Трахея, как и главные бронхи, построена из хрящевых незамк-
спокойное па-Подложечная участки, где (1-я строчка). Кильчевской.) |
Спокойный Выдох без збука |
Рис. 43. Пневмограмма П. Лисициана. Пение фразы из романса П. Чайковского «Меркнет слабый свет свечи» Спокойный наоор воздуха, больше за. счет подложечковои области и живота. Медленное, ровное, спокойное падение кривых (выдох) во время пения. Выдох осуществляется в основном за счет подложечковои области и живота. Грудная клетка участвует в дыхании мало. Ни смена гласных и согласных, ни изменение высоты звуков не нарушают плавности падения кривых П. Лисициана и Н. Шпиллер. Дыхание П. Лисициана в жизни (слева) мало отличается от
певческого. (Запись сделана А. Кильчевской.)
нутых сзади полуколец, которые не дают спадать стенкам воздухоносных путей. Таким образом, их просвет постоянно поддерживается. Незамкнутые участки полуколец выложены гладкими мышцами, которые расположены также и в подслизистом слое, т. е. глубже слизистой оболочки, выстилающей стенки воздухоносных путей.
Чем меньше калибр бронхов, тем меньше остается в них хрящевой ткани, принимающей вид отдельных шластинок неправильной формы, и тем больше развивается в них пласт мышечных волокон. В стенках мелких бронхов и бронхиол хрящей нет совсем и их место занимают гладкомышечные волокна. Таким образом, просвет концевых отделов бронхиального дерева целиком поддерживается тонусом гладких мышц, которые, сокращаясь, могут вовсе выключить отдельные участки легочной ткани из акта дыхания. На более крупные бронхи, где а стенках имеются хрящевые включения, влияние слоя гладких мышц будет менее выражено и скажется только на уменьшении или увеличении их просвета.
Гладкие мышечные волокна бронхиальной системы легких регулируются вегетативным отделом нашей нервной системы и непосредственным волевым усилиям не подчиняются. В зависимости от потребностей организма в данный момент, они регулируют просвет бронхов и тем самым активность воздухообмена. Когда человек бежит, бронхи максимально раскрыты для облегчения наилучшей вентиляции; когда человек спит, они сужены и некоторые отделы легких вообще почти выключены из дыхания.
Легочная ткань воздушна, эластична, напоминает губку, ее основную массу составляют наполненные воздухом легочные пузырьки, в стенках которых, как и вообще в легком в целом, много эластической соединительной ткани, напоминающей по своим свойствам резину. Эластичность и воздушность легочной ткани делает ее плохим звукопроводящим материалом, что необходимо помнить при обсуждении вопроса о «грудном резонаторе». Кроме того, эластичность легких важна для понимания механизма выдоха.
Одетые блестящей скользкой оболочкой — плеврой, они полностью заполняют грудную полость, плотно прилегая к ее стенкам, также покрытым плеврой. Таким образом, плевра легочная и плевра пристеночная прилегают друг к другу и дают возможность легкому свободно скользить во время вдоха и выдоха. Нижние поверхности легких прилежат к диафрагме, также покрытой плеврой.
Легкие не имеют мышц, за счет которых мог бы быть произведен вдох, сами они расшириться не могут. Вдох,' т. е. всасывание воздуха в легкие, производится благодаря расширению в стороны и поднятию грудной клетки, а также опусканию диафрагмы. Легкие пассивно следуют за грудными стенками
и диафрагмой, растягиваются благодаря своей эластичности в стороны и вниз, и воздух входит в трахеобронхиальное дерево. Вдох всегда активен и производится за счет работы подвластной нашей воле поперечнополосатой мускулатуры грудной клетки и диафрагмы.
К мы ш ц а м-в д ы х ател я м надо отнести все многочисленные группы скелетных мышц, способных поднимать и разводить в стороны ребра, а также важнейшую мышцу вдоха — диафрагму.
Диафрагма, или грудобрюшная преграда, представляет собой мышцу сложной формы, напоминающую купол, и имеет сухожильную середину. Прикрепленная к стенкам полости тела спереди, по краю реберной дуги, и примерно на том же уровне от боковых и задних отделов полости тела, она посылает пучки своих волокон вверх, к сухожильному центру купола. При сокращении этих волокон купол диафрагмы становится площе, оттягивается вниз, а вместе с ним растягиваются вниз и легкие. Сокращение мышечных волокон диафрагмы, или, как говорят, ее опускание, — акт активности этой мышцы вдоха. При расслаблении мышечных волокон диафрагмы купол ее поднимается вверх, что имеет место при выдохе.
Выдох может быть осуществлен как активно — при сокращении мышц-выдыхателей, так и пассивно, без затраты мышечных усилий. Во время сна или при спокойном сидении, когда потребность вентиляции легких минимальна, выдох может происходить пассивно, за счет опускания, спадения грудных стенок в силу их тяжести, а также, вследствие действия эластической тяги легких, растянутых во время вдоха. На такой пассивный выдох не затрачивается мышечной энергии, поэтому, с точки зрения организма, он весьма целесообразен.
В ряде случаев, когда требуется повышенная вентиляция легких, механизм выдоха осуществляется активно, при помощи системы мышц-выдыхателей. К ним относятся все группы мышц, способные своим действием опускать ребра, а также мощный выдыхатель — мышцы брюшного пресса. Активность этих выдыхательных мышц легко проверяется на себе при действиях, связанных с резким повышением подсвязочно-го давления, как, например, покашливание.
Мышцы вдоха и выдоха работают по принципу мышц-антагонистов. Когда мышцы-вдыхатели грудной клетки сокращаются, мышцы-выдыхатели расслабляются. Когда диафрагма сокращается (опускается), мышцы брюшного пресса расслабляются и живот подается вперед. При активном выдохе брюшной пресс сокращается, а диафрагма расслабляется, поднимаясь под действием внутрибрюшного давления вверх.
Описанная система действия мышц работает согласованно и одновременно, но у некоторых индивидуумов (преимущественно женщин) в дыхании больше участвуют движения грудной
клетки, у других — система: диафрагма — брюшной пресс. Это различие послужило причиной выделить различные типы дыхания. Как показывают научные наблюдения, все люди в жизни дышат смешанным дыханием, т. е. с участием груди и живота одновременно. Однако определенная зависимость типа дыхания от пола, отмечавшаяся и прежде, но приписывавшаяся больше осанке, чем конституциональному фактору, — нашла в последнее время свое подтверждение в интересных наблюдениях французских авторов. Последние, исследовав дыхание новорожденных, нашли, что у новорожденных девочек превалирует грудное дыхание, а у мальчиков — брюшное.
Система дыхания имеет двойное управление со стороны нервной системы: произвольное и непроизвольное.
С одной стороны, мы можем произвольно управлять дыхательными движениями: дышать часто или медленно, глубоко или поверхностно, можем задержать дыхание на определенный срок, можем заставить себя дышать только животом, выключив живот и т. д. Однако кроме этой произвольности существует и непроизвольная система, регулирующая деятельность дыхания. Вдох и выдох совершаются ритмично, равномерно без всякого нашего вмешательства в это регулирование. Если мы задержим дыхание слишком долго, то вне зависимости от нашей воли наступит вдох. Когда запрос организма в кислороде невелик, — дыхание совершается медленно, а когда потребность большая (при мышечной работе), — дыхание убыстряется, наступает одышка. К непроизвольной системе регулирования относится также и деятельность гладких мышц бронхов, о чем было сказано выше.
Таким образом, говоря о дыхании, разбирая его функцию, мы должны учитывать, что оно имеет произвольно-непроизвольную систему управления и обладает большой приспособляемостью, в зависимости от ставящихся перед организмом задач.
При жизненном дыхании, о котором мы говорили, разбирая функцию дыхания, перед дыхательным аппаратом стоит только одна задача — целесообразного газообмена крови, снабжения ее кислородом. Фонация речевая и певческая накладывают кроме этой общей жизненной задачи новые сложные и тонкие задания, связанные с произнесением речевых звуков, с образованием нужной мелодики речи, а в пении — с образованием певческого голоса.