Основная группадетей олигофренов неосложненная.
Классификация M.С. Певзнер, 1966
М. С. Певзнер выделяет 5 клинических форм олигофрении: 1) неосложненную форму без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов; 2) осложненную гидроцефалией; 3) сочетающуюся с локальными нарушениями слуха и речи, пространственного синтеза, двигательных систем; 4) с недоразвитием переднелобных отделов головного мозга; 5) сочетающуюся с поражением подкорковых структур мозга (с психопатоподобным поведением).
Первая группа
Основная группадетей олигофренов неосложненная.
Т.е. не осложнена дополнительными факторами. Отмечается поражение преимущественно коры полушарий головного мозга. Во всех случаях олигофрении (в степени дебильности) имеет место диффузное, но относительно поверхностное поражение коры головного мозга.
Именно такой характер поражения наблюдается в первой основной форме олигофрении. Дети с таким типом поражения центральной нервной системы обычно спокойны, дисциплинированы и проявляют дефекты, связанные с недостатками их познавательной деятельности.
Отсутствие грубых изменений корковой нейродинамики в данной форме олигофрении находит свое подтверждение в электроэнцефалографических исследованиях.
Клиническое исследование показало, что деятельность отдельных органов чувств у этих детей не нарушена Оптический анализ и синтез у них сохранен Они правильно узнают предъявленные им реальные предметы, изображение отдельных предметов на картинках в прямом и перевернутом виде, геометрические фигуры, перечеркнутые картинки Эти дети относительно хорошо ориентируются в пространстве. У них есть понятие о правом и левом. Элементарные фигуры из палочек или спичек они копируют правильно, затрудняясь лишь при значительном усложнении задания.
У детей этой группы нет выраженных нарушений в двигательной сфере. У них нет также и сколько-нибудь отчетливых нарушений слуха. Как правило, их речь достаточно чистая, у них может и не быть признаков косноязычия. Существенной особенностью детей данной группы является относительная сохранность их поведения. Как правило, это прилежные, старательные и организованные ученики. В тех случаях, когда такой ребенок посещал ясли или детский сад, там не отмечалось жалоб на его поведение В школе их поведение остается правильным. Они подчиняются требованиям учителя, внимательно выслушивают данное им задание, и лишь предварительно подумав, дают ответ. Эмоционально эти дети сохранны. Они огорчаются из-за плохой отметки и радуются хорошей. Они способны в какой-то степени оценить выполненную ими работу и обнаруживают при этом элементы критического отношения к своей работе. Эти дети ведут себя адекватно ситуации, они смущаются в обществе взрослых, в обществе детей они ведут себя более свободно, со старшими они вежливы, предупредительны. У них есть эмоциональные привязанности к родным, к педагогу, и товарищам
Все эти особенности сочетаются у этих детей олигофренов с недоразвитием познавательной деятельности. В понимании сюжетных картинок они затрудняются в установлении сложной системы связей между отдельными элементами. Они не могут сделать самостоятельного вывода из прочитанного им рассказа, в котором содержится скрытый смысл, или имеется пропущенное звено. Особенно отчетливо недостаточный уровень развития обобщения и отвлечения выявляется при различных видах классификаций
Однако, наряду с достаточно правильным развитием их эмоционально-волевой сферы, недоразвитие их познавательной деятельности приводит к некоторым особенностям поведения этих детей Трудолюбивые, старательные, они зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации Все указания педагога они понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности
Например, когда такой ребенок дежурит в классе, он добивается от детей абсолютного подчинения всем установленным правилам и если кто-нибудь из детей нару шит эти правила, такой дежурный вступит с ними в драку, без учета своих сил и возможностей. Возникший в этих случаях конфликт обусловлен лишь тем, что ребенок не понимает ситуации.
В процессе обучения грамоте эти дети, как и любые дети - олигофрены, испытывают известные трудности при анализе звукового значения каждой буквы и при слиянии звуков в целые комплексы. Хорошая работоспособность этих детей, направленность на предложенные им задания способствуют тому, что они овладевают техникой чтения, однако переход от прочтения слов к пониманию смысла читаемого оказывается у них замедлен.
В особенно отчетливой форме трудности отвлечения и обобщения проявляются при обучении этих детей счету. На первоначальных этапах обучения дети сравнительно легко овладевают последовательным числовым рядом, но испытывают трудности, когда им нужно произвести арифметическое действие. В дальнейшем у этих детей возникают большие затруднения при решении ими арифметических задач. Они зачастую не могут установить нужной смысловой связи между словесным выражением задачи, числовыми обозначениями и наименованием.
В процессе компенсации в первую очередь должны быть использованы все те педагогические приемы, которые направлены на развитие их познавательной деятельности.
В процессе выполнения детьми отдельных заданий необходимо отвлекать их от старых, косных связей и стимулировать образование новых связей, учить детей использовать новые впечатления.
В процессе обучения их чтению необходимо постоянно разъяснять значение читаемого им текста, что даст возможность этим детям в дальнейшем лучше понимать читаемые литературные тексты
Организация поведения ребенка - олигофрена этого варианта дефекта не представляет особых трудностей, однако, и здесь необходимо учесть их специфические особенности. Следует помнить, что дети - олигофрены данной группы ведут себя адекватно лишь в понятной для них ситуаций, а потому им необходимо объяснять, разъяснять, доводить до их сознания особенности ситуации, учить их менять свои поступки в зависимости от изменившейся ситуации.
М.С. Певзнер, 1960
Вторая группа (возбудимые)