Классификации умственной отсталости 3 страница

Одной из задач медико-генетического консультирования является про­паганда медико-генетических знаний среди населения. Эта задача наи­более тесно переплетается с пропагандой педагогических знаний по пер­вичной (педагогической) профилактике интеллектуальных нарушений, наследственных заболеваний, пороков развития и др. видов патологии, ведущих к инвалидизации ребенка.

Однако неблагополучная демографическая ситуация, сложившаяся в России за последнее десятилетие прошлого века, рост числа детей с интеллектуальными нарушениями, наследственной, врожденной и пери­натальной патологией и, как следствие этого, увеличение числа детей-инвалидов, свидетельствуют о недостаточно эффективной деятельности органов здравоохранения, органов социального развития, образования и науки в деле организации и научно-методического обеспечения профи­лактических мероприятий.

Таким образом, изыскание и научное обоснование новых, более эффек­тивных организационно-методических и нормативно-правовых подходов к решению данной задачи, а также разработка стратегии формирования и развития системы первичной профилактики, как на уровне федерации, так и регионов России, представляют собой одну из актуальных проблем современной науки и практики.

В этой связи нами разработаны:

■=> Концепция первичной (педагогической) профилактики факторов ри­ска, ведущих к развитию интеллектуальных нарушений и инвалидиза­ции ребенка в системе образования Российской Федерации, ряд поло­жений которой внедрены в практику, а остальные находятся на стадии внедрения.

^ Методология проведения первичной (педагогической) профилактики (на примере антиалкогольной пропаганды) в образовательных учреж­дениях (приложение 7).

№ 29. Место профессиональной подготовки в системе трудового обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII в.Специализация для лиц с нарушением интеллекта

Решая важнейшие задачи социальной реабилитации детей с нарушением интеллекта, профессиональная подготовка занимает одно из центральных мест в системе трудового обучения и воспитания в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В ходе специального обучения, основанного на принципах компенсации дефекта и социальной реабилитации личности, у детей формируются способы компенсации дефекта, они получают трудовую и профессиональную подготовку, что обеспечивает полноценное развитие личности и участие в общественно полезной деятельности.

Так как в современных условиях возрастает значимость профессионального самоопределения воспитанников с нарушением интеллекта и перед коррекционной школой ставиться задача подготовки воспитанника, умеющего ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, способного принимать решения, обладающего развитым чувством ответственности за личностное самоопределение и самореализацию.

Проблемой трудового обучения, как и воспитания, в разные периоды развития олигофренопедагогики занимались Д.И.Азбукин, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев,С.Л.Мирский,А.М.Щербакова. Все они отмечают важность профессиональной подготовки учащихся с нарушением интеллекта. Формирование трудовых умений и навыков помогает подросткам в овладении профессией на уровне первой – второй степеней профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.

Трудовое обучение в специальной школе VIII вида уже с IV класса носит профессиональный характер. В процессе обучения труду подростки осваивают доступные им профессии.

В качестве занятий могут выступать уроки:

- по столярному делу;

- по слесарному делу;

-картонажно – переплетному делу;

- швейному делу;

- сельскохозяйственному труду (животноводству, овощеводству, цветоводству);

-профессиям строительного направления (штукатур, маляр, плотник).

Весь процесс трудового обучения носит коррекционно – компенсаторную направленность, предлагает исправление, сглаживание психофизических недостатков развития учащихся.

Профессиональная подготовка в системе трудового обучения выполняет следующие функции:

Образовательную: формирование в процессе обучения необходимого социального опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности; повышение уровня профессиональной компетентности.

Воспитательную: формирование адаптивного поведения и профессиональной направленности личности учащихся. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, умения постоянно учиться, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.

Коррекционно – развивающую: Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, познавательной и эмоционально- волевой сферы. Профессиональное развитие личности: актуализация профессионально-психологического потенциала. Профессионально-трудовое обучение в 5-9 (5-8) классах осуществляется по нескольким видам труда. Каждая вспомогательная школа выбирает профили трудового обучения с учетом местного производственного окружения, его потребностями в рабочих кадрах и возможностями, трудоустройства учащихся по месту жительства.

В специальной (коррекционной) школе VIII вида профессионально – трудовое обучение осуществляется поэтапно.

Первый этап: (0 – 4 класс): ручной труд. Направлен на формирование у учащихся начальных классов первоначального трудового опыта.

Задачи:

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков, развитие мелкой моторики рук.

- обучение знаниям об устройстве и назначении ряда инструментов, безопасных при работе с ними.

- ознакомление учащихся, особенно учеников 3-4 –х классов, с некоторыми профессиями.

- развитие умений ориентироваться в задании.

Второй этап – профориентационный. Это общетехническое профессионально – трудовое обучение в 5-м классе на базе профессиональных мастерских. Преследуют две цели:

- адаптацию учащихся к измененным условиям обучения, переход к самостоятельной деятельности под строгим контролем и с помощью учителя – предметника.

- отбор учащихся по видам трудового обучения с учетом их возможностей, уровня развития двигательных и интеллектуальных способностей.

В существующих программах специальных (коррекционных) школ VIII вида предусмотрен набор разнопрофильных специальностей.

Третий этап: профессиональное обучение в школьных мастерских (6-8-е классы) Цель – совершенствование профессиональных навыков. Третий этап направлен на формирование умственных действий, в частности в умениях:

- пользоваться различного рода инструкциями;

- спланировать порядок рабочих операций;

- постоянно контролировать свою работу;

- устанавливать различные причинные зависимости в процессе изготовления изделия.

Четвертый этап – это профессионально – трудовое обучение в 9 – 10-х классах с производственной практикой на предприятиях или в специально организованных условиях к школе, близких к производственным.

Цель – подготовка школьников к работе по определенной профессии.

Квалификационный экзамен на присвоение начального разряда по изучаемой в школе профессии проводится по приказу директора школы с участием специальной комиссии, после чего они получают удостоверение установленного образца, что дает им право трудоустройства по приобретенной профессии.

Пятый этап: производственное обучение. В этот период учащиеся должны овладеть навыками выполнения заданий, близких к квалификации рабочих.

Большинство выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида достаточно хорошо социализируются в обществе: они обустраивают свой быт, работаю по приобретенной профессии, являются законопослушными гражданами своей страны.

№ 30. Методика изучения чисел и действий сложения и вычитания в пределах первого десятка

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом первого десятка в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности, числа и цифры, определяется место числа в натуральном ряду чисел,. Числа сравниваются, изучаются их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Сформировать представления числа, счета и дать некоторые первоначальные свойства натурального ряда чисел у умственно отсталых первоклассников - задача чрезвычайно сложная. Ее ре­шение возможно лишь при широком использовании средств нагляд­ности, учете индивидуальных возможностей каждого ребенка, его прошлого опыта, тех общих и индивидуальных трудностей, которые возникают у учащихся при изучении чисел первого десятка.

Изучение каждого числа первого десятка происходит в следую­щей последовательности.

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока - познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), назва­нием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением коли­чества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рас­смотреть количественные и порядковые отношения уже известно­го учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов пред­метных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами(больше, меньше, равно).

На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пре­делах данного числа. Количество таких уроков зависит от величи­ны изучаемого числа и состава класса.

Последовательность знакомства с написанием цифр:

1) показ рукописного образца цифры, показ и письмо элемен­тов цифры;

2) показ учителем письма цифры на доске (при этом обращает­ся внимание на направление движения мела);

3) обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

4) письмо цифры в воздухе;

5) письмо цифры на доске несколькими учениками

6)Письмо цифр в тетрадях по образцу. Предварительно учитель готовит тетрадь в которой ученикам предстоит писать цифры. Для всех учащихся дается образец: записываются 2-3 цифры.

Обучение сложению и вычитанию в пределах 10

с арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Изучение каждого из чисел первого десятка (кроме 1) завершается изучением действий сложения и вычитания в пределах этого числа. Действия сложения и вычита­ния изучаются параллельно.

Учащиеся знакомятся со знаками сложения - плюсом (+), I вычитания - минусом (-) и знаком равенства - равно (=).

При изучении данной темы учащиеся должны овладеть вычислительными приемами, получить прочные вычислительные навы­ки, заучить результаты сложения и вычитания в пределах 10, а также состав чисел первого десятка, узнавать и показывать ком­поненты и результаты двух арифметических действий (сложения и вычитания) и понимать их названия в речи учителя.

В основе сложения и вычитания в пределах 1 О лежат операции с предметными совокупностями и некоторые вычислительные приемы. Изучение состояния знаний учащихся, поступивших в l-й класс вспомогательной школы, показывает, что большинство из них либо вообще не имеют представления о действиях сложения и вычитания и вычислительных приемах, либо находят результаты этих действий путем операций над предметами. Поэтому обучение учащихся арифметическим действиям сложения и вычитания не­обходимо начать с этапа овладения всеми учащимися операциями над предметными совокупностями. Предметно-практическая дея­тельность детей сопровождается счетом: ~K одной лампочке при­бавить еще одну лампочку. Сколько получится лампочек? Это записывается так: 1 + 1 =2. Учащиеся на партах прибавляют к одному предмету еще один предмет и пересчитывают результат.

Запись примеров идет на доске и в тетрадях. Учащиеся учатся читать пример: .К одному прибавить один, получится два». На этом же уроке учащиеся знакомятся с решением и записью при­меров на вычитание. Пример читают так: .От двух отнять один, получится (останется) один..

Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по 1, надо учить их прибавлять по 2: к четырем прибавить 2. Ученик ставит палец на число 4 в числовом ряду, прибавляет 1, получилось 5, еще прибавляет 1, получилось 6. Палец ученика скользит по числовому ряду.

· С первых уроков математики целесообразно обучать комменти­ровать свою деятельность с предметами и числами. Сначала учи­тель сам комментирует производимые им совместно с учениками действия, а учащиеся повторяют. Постепенно доля самостоятель­ности в комментировании деятельности у учащихся увеличивает­ся, а помощь со стороны учителя уменьшается.

· Переходным этапом от операций над конкретными множества­ми к действиям над числами является знакомство учащихся (при выполнении сложения и вычитания) с приемом присчитывания и отсчитывания нескольких единиц.

Когда учащиеся овладели приемом присчитывания, учитель знакомит их с приемом отсчитывания: 5-2=? На наборном по­лотне выставляются 5 кругов. Нужно отнять 2 круга. Отсчитыва­ем 1, осталось 4, отсчитываем еще 1, осталось 3, значит, 5-2=3. При изучении каждого числа первого десятка учащиеся получают представления и о составе этих чисел

Для закрепления состава чисел наряду с пальцами надо использовать работу с косточ­ками на первой проволоке сче­тов. Лучшему запоминанию со­става чисел способствуют уп­ражнения с частичны м исполь­зованием предметных пособий и без них.

Школьники с нарушением интеллекта с большим трудом улавли­вают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически. Учитель начинает демонстрацию множеств предметов. К четырем красным кубикам присоединяется 3 зеленых кубика. Кубики пересчитываются. Записывается: 4+3=7. Если из всех кубиков удалить зеленые кубики, останутся красные кубики. Записывается: 7-3=4. Затем, наоборот, из всех кубиков удаляются красные, остаются зеленые. Записывается: 7-4=3.

Закреплению действий сложения и вычитания способствуют: составление примеров с данным ответом на сложение и вычитание (например. 0+0=6. 0-0=6);разложение любого числа на два слагаемых (например.8=...+ 10=...+...); дополнение любого однозначного числа до данного числа или до 10.

Полезно по казать учащимся и зависимость изменения суммы от изменения слагаемых. а также изменения остатка от изменения уменьшаемого.

Учитель должен обращать внимание учащихся на то, что сумма всегда больше каждого из слагаемых (или равна ему), а остаток всегда меньше уменьшаемого (или равен ему). Уменьшаемое боль­ше или равно вычитаемому. в противном случае вычитание произ­вести нельзя.

Примеры с тремя компонентами следует сопоставлять с приме­рами, имеющими два компонента. выявлять их различие. Учителю следует помнить о том. что умственно отсталые первоклассники примеры с тремя компонентами часто решают так же, как с двумя. т. е. выполняют одно действие и сразу записывают ответ. считая. что решение примера закончено. например: 4+2-3=6. Предупреждению подобных ошибок способствует приучение уча­щихся к планированию предстоящей деятельности. Этому способ­ствует постановка перед выполнением арифметических действий вопросов вида: «Прочитай пример. Сколько действий надо выпол­нить? Какое l-е действие? Какое 2-е действие? Затем требова­лось от учащихся рассказать последовательность предстоящих операций. Например: «В примере надо сложить (прибавить) и вычесть. Сначала я буду складывать (прибавлять), потом вычи­тать, запишу ответ.. Можно разрешить на первых порах писать результат первого действия над знаком действия, например:

5+4-2=7. Это один из приемов самоконтроля, к которому следует готовить учащихся с l-го класса. Они должны приучаться к проверке правильности решения примеров.

№31. Методика работы по формированию историко-временных представлений на уроках истории в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Методы обучения - способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методика – отрасль педагогики, изучающая принципы, методы, приемы и средства учебно-воспитательной работы с учащимися.

Представления об историческом времени – это представ­ления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Создание представлений об историческом времени помогает предста­вить поступательный характер развития общества, смену по­рядков (общественно-экономических формаций) и эпох.

Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, пери­од, эра, эпоха). Учащиеся также должны понимать временные отношения («давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и др.).

I этап – уточнение понятий исторического времени, вре­менных отношений. Установление хронологической последо­вательности исторических событий и явлений основывается на понимании временных отношений, выраженных понятия­ми: «во время», «до» и «после», «давно» и «недавно», «рань­ше» и «позже» и т. д. С ними ученики уже знакомы и учитель истории уточняет в беседе эти понятия, чтобы в дальнейшем опираться на них.

Поскольку школьники с нарушением интеллекта мыслят конкретно и имеют небольшой запас представлений об исто­рическом времени, целесообразно начинать знакомство с хро­нологией, отталкиваясь от их личного опыта, от сегодняш­ней жизни, постепенно уходя «в глубь веков». Для большей наглядности на доске графически можно изобразить отрез­ки жизни ученика, его родителей, бабушек и дедушек, взяв за точку отсчета сегодняшний день.

II этап – знакомство с летосчислением. Само понятие «ле­тосчисление» учащимся специальной (коррекционной) шко­лы можно не давать, но учитель должен уточнить, что в истории счет событий ведется по годам и векам, тысячеле­тия упоминаются редко. Что такое «год», ученики уже пред­ставляют (в году 365 дней, начался новый учебный год и т. д.), знают они и что такое «век» (это 100 лет), но тем не менее это понятие остается для них абстрактным. Поэтому работе над понятием «век» следует уделить должное внимание.

Век – это 100 лет, значит иначе можно сказать – «столе­тие». Чтобы лучше представить понятие «век», надо показать, сколько поколений появляется на свет и про­живает жизнь за 100 лет. Сделать это можно с помощью линии времени, начерченной на доске, и нескольких аппли­каций с фигурками людей.

Определив условно даты рождения людей, можно пока­зать, очевидцами и участниками каких исторических со­бытий они были (например, человек, родившийся в начале века, пережил несколько революций).

Далее необходимо научить учащихся обозначать века и на­ходить их границы. Для этого нужно вспомнить римскую нумерацию (ее изучали в 5–6 классах на уроках математики) и объяснить, что в исторической науке принято века обоз­начать римскими цифрами, а даты событий – арабскими. Каждый новый век начинается с первого года и заканчива­ется сотым: например, XIX в. – 1801–1900 гг., XX в. – 1901–2000 гг. и т. д. Можно дать графическое изображение веков и попросить учеников определить их границы.

Далее нужно научить школьников соотносить дату с веком (определять по дате век). Например, 1812 г. – это XIX в. Две первые цифры (18) обозначают, сколько веков уже пройдено, две оставшиеся (12) – какой идет год следующего века. Если дата оканчивается двумя нулями (1500 г.), она относится к ве­ку, обозначенному двумя первыми цифрами – к XV в.

III этап – работа с «лентой времени». «Лента времени» – это пособие, помогающее представить длительность и после­довательность событий и процессов, глубину исторического времени, сформировать представление о веке, тысячелетии, умение соотносить даты с веками. С «лентой времени» учени­ки знакомятся на одном из вводных уроков к курсу истории, а затем она постоянно используется при изучении каждой темы программы.

«Лента времени» обычно изготовляется из плотной бума­ги, должна быть достаточного формата, чтобы удобно было вести фронтальную работу. Она разбивается на одинаковые отрезки – «века», с обозначением их границ.

«Учитель называет дату исторического события, она фиксируется на доске или аппликационной карточке (зрительное воспри­ятие), затем соотносится с событием, о котором пойдет речь на уроке (например, 1240 г. – захват Киева войсками Ба­тыя), определяется век этого события, часть века (первая или вторая половина), затем отыскивается на «ленте времени». Происходит усвоение категорий «год», «век».

Наряду с «лентой времени» представление о последователь­ности событий создается с помощью хронологической таблицы (находящейся на форзацах учебника). События в ней располо­жены в хронологической последовательности, наряду с годом указан и век.

Для формирования временных исторических представлений и усвоения хронологии учащимися специальной (коррекцион­ной) школы учитель может использовать наборное полотно, предлагая заполнить его соответствующими карточками (на од­них карточках записаны века, на других – даты, на третьих – события). Такую работу целесообразно проводить, закрепляя хронологический материал по определенной теме (например, по теме «Борьба Руси с монголо-татарскими завоевателями»).

№32. Методы обучения в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Методы обучения – ориентированный на достижение дидактических целей способ организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными:
- задачами;

- уровнями познавательной активности; - учебными действиями и ожидаемыми результатами (словарь Яндекс).

Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).
Метод обучения - система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).

В системе коррекционного обучения широко используются словесные, наглядные, практические методы обучения.

Словесные:

1. Рассказ – яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений.

2. Работа с книгой (книга-источник знаний).

Чтение текста, ответы на вопросы по тексту;

Обучение чтению про себя;

Пример беглого, правильного чтения, если читает учитель.

3. Объяснение. В основном представлено беседой, сопровождается демонстрацией предметов, опытов.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и имеют возможность задать вопросы учителю.

К наглядным методам относят:

1. Демонстрацию - наглядно-чувственное ознакомление с предметом, явлением, процессом в их натуральном виде. Выделяют натуральные объекты (муляж, макет), образную, символическую, графическую наглядность и схематическое изображение (карта, схема). В старших классах активнее используется символическая и схематическая наглядность (от конкретного к абстрактному).

2. Экскурсию – изучение предмета в естественных условиях.

3. Самостоятельное наблюдение – процесс развёрнутого целенаправленного восприятия. Видим предмет в естественных условиях.

4. Использование ТСО [-технические средства обучения]:показ кино, диафильмов, видеозаписей, работа за компьютером.

Практические:

1. Устные и письменные упражнения.

2. Лабораторно-практические работы.

3. Работа в мастерских и на пришкольном участке.

№.33.Методы, приемы и средства воспитания учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Методы воспитания – это совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

Средства воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера…), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы…), а также предметы (картины, кинофильмы…), которые используются в процессе реализации того или иного метода.

Методы и средства воспитания тесно связаны между собой, однако их следует различать. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога (учителя, воспитателя), средство же может влиять вне ее (например, чтение книг, газет, журналов или просмотр фильмов и телепередач).

Существуют различные классификации методов воспитания. Для практической работы воспитателя коррекционной школы VIII вида важны следующие группы методов, с помощью которых:

♦ формируются взгляды (представления, понятия) воспитуемых, т. е. убеждение, положительный пример;

♦ организуется деятельность воспитуемых, т. е. упражнение (приучение), требование, контроль за поведением;

♦ оказывается помощь воспитуемым в регуляции их поведения и оцениваются поступки учащихся, т. е. одобрение (поощрение), осуждение (наказание), переключение на другие виды деятельности.

Рассмотрим более подробно названные методы воспитания и назовем те средства, которые используются в процессе реализации того или иного из них.

Метод убеждения выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. В воспитательном процессе не должно быть места скучной и однообразной назидательности, так как постоянные нравоучения, «одергивания» травмируют психику детей, и без того ослабленную, и могут скорее привести к негативному отношению, чем к положительному результату. Поэтому необходимо не просто говорить, а в яркой, интересной и доступной форме (с учетом дефекта и возраста воспитанников) разъяснить детям смысл происходящих событий и моральных требований. Конечным результатом этого процесса (убеждение как процесс) должно быть формирование твердой, осмысленной и эмоционально пережитой точки зрения на различные вопросы отношения к окружающему миру.

Средства метода убеждения: учебная работа; разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы; утренники; встречи с ветеранами, людьми, которые добились успехов в трудовой деятельности, и пр.

Метод положительного примера близок к методу убеждения и основан на подражательности детей, их стремлении копировать в своем поведении те действия и поступки, которые им кажутся значительными. В качестве объекта для подражания могут выступать сверстники, дети старшего возраста, родители и близкие люди, педагоги. Учитывая слабую критичность и самокритичность детей с нарушением интеллектуального развития, воспитатель должен предупредить стихийное, неосознанное подражание и помочь воспитанникам

вычленить в социуме объекты, которые могут служить положительными примерами.

Метод упражнений (приучение) подразумевает многократное повторение действий и поступков учащихся для образования и закрепления у них необходимых навыков, привычек поведения и деятельности. Этот метод наиболее актуален для детей, имеющих отклонения в развитии, так как позволяет целенаправленно формировать их собственный практический опыт.

Средства метода упражнений: различные формы учебной работы; разнообразные внеклассные мероприятия (общественные поручения, игра, труд, культурно-массовая работа); общение как особый вид деятельности, в процессе которого учащиеся путем упражнений и приучения отрабатывают культуру общения, навыки и привычки вежливости, правдивости, честности и т. п. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения).

Чтобы процесс выработки определенных навыков и привычек поведения имел развивающую направленность, важно соблюдать следующую последовательность.

1. Постановка воспитательной задачи и побуждение потребности учащихся в том или ином виде деятельности.

2. Разъяснение способов деятельности и вооружение учащихся соответствующими знаниями для развития их сознания.

3. Демонстрация решения практической задачи.

4. Организация первоначального воспроизведения учащимися показанных действий (образцов поведения).

5. Последующая тренировка в совершенствовании и закреплении способов деятельности.

6. Предъявление требований к учащимся в совершенствовании организуемых упражнений.

7. Напоминание и контроль над действием (поведением).

Воспитатель должен помнить, что в процессе формирования у детей навыков и привычек поведения должны повторяться не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, т. е. те внутренние стимулы, которыми определяется поведение личности.

Метод требования представляет собой способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным действиям, направленным на улучшение поведения. Эффективность его использования напрямую зависит от благожелательных отношений между воспитанниками и педагогами.

Средства метода требования: просьба; тактичные указания и распоряжения педагогов.

Метод контроля сводится к наблюдению за деятельностью и поведением учащихся для побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований или заданий.

Наши рекомендации