Раздел 3 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
УДК 37.0(075.8)
Подласый И.П.Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 368 с. — (Внимание, экзамен!).
ISBN 5-305-00038-6.
Пособие содержит ответы на основные экзаменационные вопросы по курсу педагогики. Использование данного пособия облегчает подготовку студентов к экзамену и позволяет рассчитывать на высокий экзаменационный балл.
СОДЕРЖАНИЕ
Как отвечать на экзамене............7
Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Предмет и задачи педагогики .......... 10
Возникновение и развитие педагогики ...'...... 11
Развитие педагогической мысли в XX в......... 15
Основные категории педагогики.........,... 17
Формирование и развитие............21
Педагогика как наука и искусство.........22
Структура педагогической теории ..........26
Система педагогических наук ..........27
Связь педагогики с другими науками.........30
Педагогические течения ..........,... 32
Методы педагогических исследований..........35
Методологическая основа педагогики......... 37
Традиционно-педагогические (эмпирические) методы......39
Беседа как метод исследования..........41
Педагогический эксперимент.........42
Педагогическое тестирование.........44
Методы изучения групповых (коллективных) явлений......45
Количественные методы в педагогике.........47
Процесс развития человека.......... 50
Условия и факторы развития......... 52
Наследственность и развитие.........53
Социальное наследование...........56
Влияние среды на развитие ........... 58
Развитие и воспитание ............ 59
Деятельность как фактор развития ..........61
Диагностика развития.............64
Возрастная периодизация ............65
Акселерация........*.........67
Неравномерность развития...........69
Развитие младшего школьника.......... 71
Средний школьный возраст........... 74
Старший школьный возраст........... 77
Учет индивидуальных особенностей .........80
Идеалы воспитания.............81
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания .....83
Содержание
Ценности и цели воспитания .........87
Ценности современной молодежи.........88
Цель воспитания.............90
Цели воспитания в истории педагогической мысли....... 91
Цель воспитания в современной школе ........94
Задачи воспитания............96
Зарубежные педагогические течения.......... 102
Цели воспитания в зарубежной педагогике....... 110
Педагогический процесс ............ 114
Педагогическая система........... 116
Этапы педагогического процесса .......... 117
Закономерности педагогического процесса........ 120
Педагогические инновации .......... 122
Оптимизация педагогической системы........ 124
Раздел 2 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ
Сущность процесса обучения.......... 128
Дидактика, ее основные категории......... 129
Дидактические системы........... 131
Современная дидактическая система.......... 135
Цели обучения и образования.......... 138
Задачи общеобразовательной школы .......... 138
Виды и уровни образования......... 139
Продукт процесса обучения ......... 141
Содержание образования............ 143
Принципы формирования содержания........ 147
Способы реализации содержания.......... 147
Теории организации содержания образования....... 149
Государственный образовательный стандарт ....... 150
Учебный план............. 152
Учебная программа ............. 153
Учебники и учебные пособия......... 153
Условия и факторы обучения......... 155
Комплексное влияние генеральных факторов...... 156
Иерархия факторов обучения......... 159
Закономерности обучения. История вопроса ....... 161
Общие закономерности обучения.......... 166
Конкретные закономерности обучения........ 167
Принципы и правила обучения.......... 171
Система дидактических принципов.......... 172
Принцип сознательности и активности......... 173
Принцип наглядности............ 174
Принцип систематичности и последовательности ...... 175
Принцип прочности............. 176
Принцип доступности............ 178
Принцип научности............. 179
Принцип связи теории с практикой......... 180
Содержание
Мотивы — движущие силы учения.......... 182
Активность учения школьников.......:... 184
Интересы и потребности............ 186
Развитие мотивации учения......... 188
Стимулирование учения........... 189
Виды и типы обучения....>......... 196
Методы обучения ............ 201
Выбор методов обучения............ 225
Формы организации обучения.......... 226
Классно-урочная форма ........... 227
Требования к уроку............. 228
Типы и структуры уроков.......... 230
Нестандартные уроки............ 232
Подготовка урока............ 233
Вспомогательные формы обучения ......... 235
Диагностика и контроль.........:.... 238
Контроль успеваемости............ 239
Этапы и звенья контроля........... 241
Оценка знаний, умений,........... 243
Раздел 3 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ
Сущность процесса воспитания .......... 246
Задачи воспитания............ 247
Содержание процесса воспитания......... 248
Общие закономерности воспитательного процесса ....... 249
Этапы воспитательного процесса.......... 252
Воспитание как социализация......... 253
Средства массовой информации и социализация....... 257
Общество сверстников и детская субкультура....... 258
Принципы воспитания........... 260
Общественная направленность воспитания........ 261
Связь воспитания с жизнью, трудом .......... 264
Опора на положительное............ 267
Единство воспитательных воздействий ......... 268
Методы и приемы воспитания.......... 270
Выбор методов воспитания........... 272
Правила выбора методов воспитания.......... 274
Классификация методов воспитания......... 276
Методы формирования сознания личности........ 277
Методы организации деятельности......... 286
Методы стимулирования............ 293
Формы воспитания............ 300
Ученический коллектив........... 301
Учение А.С. Макаренко о коллективе......,..... 304
Коллектив и личность ........... 310
Коллектив и неформальные группы ......... 314
Педагогическое руководство коллективом......... 315
Содержание
Личностно ориентированное воспитание......... 319
Комплексный подход к воспитанию ......... 324
Воспитательные дела............. 326
Социально ориентированные воспитательные дела...... 331
Этические воспитательные дела ......... 335
Эстетические и физкультурные воспитательные дела...... 340
Экологические и трудовые воспитательные дела....... 344
Воспитание в семье ............. 347
Типы семейного воспитания......... 350
Содержание семейного воспитания......... 352
Стили семейного воспитания.......... 354
Методы воспитания детей в семье.......,...... 355
Педагогическая поддержка семьи......... 357
Диагностика воспитанности ......... 362
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ
Вы долго и упорно трудились: слушали лекции, участвовали в семинарах, выполняли курсовые работы, сдавали зачеты, читали и размышляли. Словом, накопили множество разнообразных знаний, умений, необходимых для выполнения многотрудной учительской деятельности. Пришло время показать «товар лицом», убедить преподавателя или государственную экзаменационную комиссию, что вы отлично знаете свой главный профессиональный предмет.
Вы уже знаете, что для хорошего усвоения материала его необходимо повторить несколько раз, все время ужимая в объеме. Общее широкое представление о педагогике, ее проблемах и технологиях вы получили на лекциях. Готовясь к семинарским и лабораторным занятиям, вы постепенно сокращали объем информации, вычленяли главное. Авторефераты и курсовые работы дали вам возможность глубоко изучить отдельные вопросы. Непосредственно перед экзаменом необходимо еще раз проработать всю информацию в сжатом, сконцентрированном виде, где четко просматриваются вся структура и основные положения курса. У вас уже есть достаточный запас представлений, чтобы «развернуть» каждое положение до необходимого уровня конкретизации.
Обычно семестровые экзаменационные билеты содержат три вопроса. Первый направлен на проверку знаний общих основ, второй — дидактики и третий — теории воспитания. Часто в виде дополнительного вопроса предлагается анализ школьной ситуации (педагогическая задача) или важной книги (монографии). Программа выпускного экзамена дополнительно включает проверку знаний по истории педагогики, главным разделам спецкурсов и спецсеминаров, методике преподавания «вашего» предмета.
Как построить свой ответ на экзамене, чтобы он прозвучал веско и убедительно, чтобы у преподавателя или комиссии не осталось ни малейших сомнений в вашем отличном знании предмета?
Как отвечать на экзамене
Ответы на все экзаменационные вопросы необходимо выстроить по определенной системе, соблюдая принципы последовательности, непротиворечивости, целостности. Несмотря на многообразие вопросов, ответы на них имеют примерно одинаковую структуру.
Правильно выстроенный ответ начинается с определения «что такое». Например, если вам необходимо раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания в школе, то, естественно, вы должны сначала объяснить, что такое эстетическое воспитание, определить его сущность, четко выделить главные задачи. Затем следует конкретизация отдельных положений, раскрытие содержания каждого из них. Чтобы ваш ответ прозвучал основательно и убедительно, придерживайтесь испытанной стуктуры изложения знаний.
Структура ответа
Что такое...
• Формулировка определений, базисных категорий и понятий.
• Объяснение, расшифровка (при необходимости).
• Альтернативные определения (если имеются).
• Комментарий (научное и живое практическое истолкование).
Генезис...
• Откуда есть, пошло, когда и как появилось впервые, как определялось.
• Что известно о первоисточниках.
• Как происходило дальнейшее развитие.
• Современное состояние (краткий комментарий).
Сущность...
• Система и ее структура.
• Общие принципы строения.
• Анализ компонентов системы, связей между ними.
• Закономерности развития и функционирования.
Технология...
• Основные технологические схемы реализации в отечественной и зарубежной школе.
• Преимущества и недостатки.
Как отвечать на экзамене
• Передовой отечественный и мировой опыт.
• Существующие и нерешенные вопросы (проблемы). 5. Собственные оценки...
• Альтернативные взгляды, способы реализации.
• Ваши собственные оценки, предложения, их обоснованность.
• Если бы министром (директором) были вы, то... Выстроенный по такой схеме ответ, за небольшим исключением общих теоретических и исторических вопросов, не оставит сомнений в том, что вы хорошо понимаете сущность проблем, сформулированных в экзаменационных вопросах.
Чаще всего ваши ответы преподаватели оценивают, придерживаясь двух критериев — правильности и полноты. По тем дополнительным вопросам, которые возникнут у преподавателя, вы легко догадаетесь, где и в чем ваш ответ не удовлетворяет этим критериям. Итак:
Ответ | Оценка |
Правильный, полный | Отлично |
Правильный, полный после наводящих вопросов преподавателя и ответов на дополнительные вопросы | Хорошо |
Правильный в основном, достаточно полный после наводящих вопросов преподавателя и ответов на дополнительные вопросы | Удовлетворительно |
Неправильный | Плохо |
Недостаточно осмысленный ответ, конечно, прежде всего не должен удовлетворять вас самих. Если вы почувствовали, что не сможете должным образом ответить на вопросы, извинитесь и попросите отсрочки экзамена. Этим вы сохраните свой престиж серьезного студента, престиж нашей науки и профессии. Не все сразу становились мастерами. А такую сложную и трудную науку, как педагогика, не всякий одолеет сразу и на высоком уровне. Подумайте, почему вам не удался ответ, найдите причины, устраните их, и ваша следующая попытка обязательно будет удачной.
Успеха вам!
Раздел 1
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ