Раздел 3 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

УДК 37.0(075.8)

Подласый И.П.Педагогика: 100 вопросов —100 ответов: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 368 с. — (Внимание, экзамен!).

ISBN 5-305-00038-6.

Пособие содержит ответы на основные экзаменационные вопросы по курсу педагогики. Использование данного пособия облегчает подготовку студентов к экзамену и позволяет рассчитывать на высокий экзаменационный балл.

СОДЕРЖАНИЕ

Как отвечать на экзамене............7

Раздел 1 ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Предмет и задачи педагогики .......... 10

Возникновение и развитие педагогики ...'...... 11

Развитие педагогической мысли в XX в......... 15

Основные категории педагогики.........,... 17

Формирование и развитие............21

Педагогика как наука и искусство.........22

Структура педагогической теории ..........26

Система педагогических наук ..........27

Связь педагогики с другими науками.........30

Педагогические течения ..........,... 32

Методы педагогических исследований..........35

Методологическая основа педагогики......... 37

Традиционно-педагогические (эмпирические) методы......39

Беседа как метод исследования..........41

Педагогический эксперимент.........42

Педагогическое тестирование.........44

Методы изучения групповых (коллективных) явлений......45

Количественные методы в педагогике.........47

Процесс развития человека.......... 50

Условия и факторы развития......... 52

Наследственность и развитие.........53

Социальное наследование...........56

Влияние среды на развитие ........... 58

Развитие и воспитание ............ 59

Деятельность как фактор развития ..........61

Диагностика развития.............64

Возрастная периодизация ............65

Акселерация........*.........67

Неравномерность развития...........69

Развитие младшего школьника.......... 71

Средний школьный возраст........... 74

Старший школьный возраст........... 77

Учет индивидуальных особенностей .........80

Идеалы воспитания.............81

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания .....83

Содержание

Ценности и цели воспитания .........87

Ценности современной молодежи.........88

Цель воспитания.............90

Цели воспитания в истории педагогической мысли....... 91

Цель воспитания в современной школе ........94

Задачи воспитания............96

Зарубежные педагогические течения.......... 102

Цели воспитания в зарубежной педагогике....... 110

Педагогический процесс ............ 114

Педагогическая система........... 116

Этапы педагогического процесса .......... 117

Закономерности педагогического процесса........ 120

Педагогические инновации .......... 122

Оптимизация педагогической системы........ 124

Раздел 2 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Сущность процесса обучения.......... 128

Дидактика, ее основные категории......... 129

Дидактические системы........... 131

Современная дидактическая система.......... 135

Цели обучения и образования.......... 138

Задачи общеобразовательной школы .......... 138

Виды и уровни образования......... 139

Продукт процесса обучения ......... 141

Содержание образования............ 143

Принципы формирования содержания........ 147

Способы реализации содержания.......... 147

Теории организации содержания образования....... 149

Государственный образовательный стандарт ....... 150

Учебный план............. 152

Учебная программа ............. 153

Учебники и учебные пособия......... 153

Условия и факторы обучения......... 155

Комплексное влияние генеральных факторов...... 156

Иерархия факторов обучения......... 159

Закономерности обучения. История вопроса ....... 161

Общие закономерности обучения.......... 166

Конкретные закономерности обучения........ 167

Принципы и правила обучения.......... 171

Система дидактических принципов.......... 172

Принцип сознательности и активности......... 173

Принцип наглядности............ 174

Принцип систематичности и последовательности ...... 175

Принцип прочности............. 176

Принцип доступности............ 178

Принцип научности............. 179

Принцип связи теории с практикой......... 180

Содержание

Мотивы — движущие силы учения.......... 182

Активность учения школьников.......:... 184

Интересы и потребности............ 186

Развитие мотивации учения......... 188

Стимулирование учения........... 189

Виды и типы обучения....>......... 196

Методы обучения ............ 201

Выбор методов обучения............ 225

Формы организации обучения.......... 226

Классно-урочная форма ........... 227

Требования к уроку............. 228

Типы и структуры уроков.......... 230

Нестандартные уроки............ 232

Подготовка урока............ 233

Вспомогательные формы обучения ......... 235

Диагностика и контроль.........:.... 238

Контроль успеваемости............ 239

Этапы и звенья контроля........... 241

Оценка знаний, умений,........... 243

Раздел 3 ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

Сущность процесса воспитания .......... 246

Задачи воспитания............ 247

Содержание процесса воспитания......... 248

Общие закономерности воспитательного процесса ....... 249

Этапы воспитательного процесса.......... 252

Воспитание как социализация......... 253

Средства массовой информации и социализация....... 257

Общество сверстников и детская субкультура....... 258

Принципы воспитания........... 260

Общественная направленность воспитания........ 261

Связь воспитания с жизнью, трудом .......... 264

Опора на положительное............ 267

Единство воспитательных воздействий ......... 268

Методы и приемы воспитания.......... 270

Выбор методов воспитания........... 272

Правила выбора методов воспитания.......... 274

Классификация методов воспитания......... 276

Методы формирования сознания личности........ 277

Методы организации деятельности......... 286

Методы стимулирования............ 293

Формы воспитания............ 300

Ученический коллектив........... 301

Учение А.С. Макаренко о коллективе......,..... 304

Коллектив и личность ........... 310

Коллектив и неформальные группы ......... 314

Педагогическое руководство коллективом......... 315

Содержание

Личностно ориентированное воспитание......... 319

Комплексный подход к воспитанию ......... 324

Воспитательные дела............. 326

Социально ориентированные воспитательные дела...... 331

Этические воспитательные дела ......... 335

Эстетические и физкультурные воспитательные дела...... 340

Экологические и трудовые воспитательные дела....... 344

Воспитание в семье ............. 347

Типы семейного воспитания......... 350

Содержание семейного воспитания......... 352

Стили семейного воспитания.......... 354

Методы воспитания детей в семье.......,...... 355

Педагогическая поддержка семьи......... 357

Диагностика воспитанности ......... 362

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Вы долго и упорно трудились: слушали лекции, участвовали в семинарах, выполняли курсовые работы, сдавали зачеты, читали и размышляли. Словом, накопили множество разнообразных знаний, умений, необходимых для выполнения многотрудной учительской деятельности. Пришло время показать «товар лицом», убедить преподавателя или государственную экзаменационную комиссию, что вы отлично знаете свой главный профессиональный предмет.

Вы уже знаете, что для хорошего усвоения материала его необходимо повторить несколько раз, все время ужимая в объеме. Общее широкое представление о педагогике, ее проблемах и технологиях вы получили на лекциях. Готовясь к семинарским и лабораторным занятиям, вы постепенно сокращали объем информации, вычленяли главное. Авторефераты и курсовые работы дали вам возможность глубоко изучить отдельные вопросы. Непосредственно перед экзаменом необходимо еще раз проработать всю информацию в сжатом, сконцентрированном виде, где четко просматриваются вся структура и основные положения курса. У вас уже есть достаточный запас представлений, чтобы «развернуть» каждое положение до необходимого уровня конкретизации.

Обычно семестровые экзаменационные билеты содержат три вопроса. Первый направлен на проверку знаний общих основ, второй — дидактики и третий — теории воспитания. Часто в виде дополнительного вопроса предлагается анализ школьной ситуации (педагогическая задача) или важной книги (монографии). Программа выпускного экзамена дополнительно включает проверку знаний по истории педагогики, главным разделам спецкурсов и спецсеминаров, методике преподавания «вашего» предмета.

Как построить свой ответ на экзамене, чтобы он прозвучал веско и убедительно, чтобы у преподавателя или комиссии не осталось ни малейших сомнений в вашем отличном знании предмета?

Как отвечать на экзамене

Ответы на все экзаменационные вопросы необходимо выстроить по определенной системе, соблюдая принципы последовательности, непротиворечивости, целостности. Несмотря на многообразие вопросов, ответы на них имеют примерно одинаковую структуру.

Правильно выстроенный ответ начинается с определения «что такое». Например, если вам необходимо раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания в школе, то, естественно, вы должны сначала объяснить, что такое эстетическое воспитание, определить его сущность, четко выделить главные задачи. Затем следует конкретизация отдельных положений, раскрытие содержания каждого из них. Чтобы ваш ответ прозвучал основательно и убедительно, придерживайтесь испытанной стуктуры изложения знаний.

Структура ответа

Что такое...

• Формулировка определений, базисных категорий и понятий.

• Объяснение, расшифровка (при необходимости).

• Альтернативные определения (если имеются).

• Комментарий (научное и живое практическое истолкование).

Генезис...

• Откуда есть, пошло, когда и как появилось впервые, как определялось.

• Что известно о первоисточниках.

• Как происходило дальнейшее развитие.

• Современное состояние (краткий комментарий).

Сущность...

• Система и ее структура.

• Общие принципы строения.

• Анализ компонентов системы, связей между ними.

• Закономерности развития и функционирования.

Технология...

• Основные технологические схемы реализации в отечественной и зарубежной школе.

• Преимущества и недостатки.

Как отвечать на экзамене

• Передовой отечественный и мировой опыт.

• Существующие и нерешенные вопросы (проблемы). 5. Собственные оценки...

• Альтернативные взгляды, способы реализации.

• Ваши собственные оценки, предложения, их обоснованность.

• Если бы министром (директором) были вы, то... Выстроенный по такой схеме ответ, за небольшим исключением общих теоретических и исторических вопросов, не оставит сомнений в том, что вы хорошо понимаете сущность проблем, сформулированных в экзаменационных вопросах.

Чаще всего ваши ответы преподаватели оценивают, придерживаясь двух критериев — правильности и полноты. По тем дополнительным вопросам, которые возникнут у преподавателя, вы легко догадаетесь, где и в чем ваш ответ не удовлетворяет этим критериям. Итак:

Ответ Оценка
Правильный, полный Отлично
Правильный, полный после наводящих вопросов преподавателя и ответов на дополнительные вопросы Хорошо
Правильный в основном, достаточно полный после наводящих вопросов преподавателя и ответов на дополнительные вопросы Удовлетворительно
Неправильный Плохо

Недостаточно осмысленный ответ, конечно, прежде всего не должен удовлетворять вас самих. Если вы почувствовали, что не сможете должным образом ответить на вопросы, извинитесь и попросите отсрочки экзамена. Этим вы сохраните свой престиж серьезного студента, престиж нашей науки и профессии. Не все сразу становились мастерами. А такую сложную и трудную науку, как педагогика, не всякий одолеет сразу и на высоком уровне. Подумайте, почему вам не удался ответ, найдите причины, устраните их, и ваша следующая попытка обязательно будет удачной.

Успеха вам!

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Наши рекомендации