Сущность,закономерности и принципы воспитания
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Это целенаправленный процесс.
Максимальная эффективность – когда цель воспитания становиться близка и понятна воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика.
Если процесс воспитания прерывается или идет от случая к случаю, то приходится заново прокладывать след в сознании ученика вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки. Это комплексный процесс, т.е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играла ведущую роль, которую сохранила и по сей день. Однако сегодня семейное воспитание несет значительные потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможность дать собственным детям качественное образование.
Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом. Общие закономерности процесса воспитания: Эффективность процесса воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь; совокупного действия объективных и субъективных факторов; интенсивности воспитания и самовоспитания; активности сопутствующих процессов обучения и развития; интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли); интенсивности и качества взаимоотношений (общение). Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником. Система принципов воспитания: усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности); гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.) стимулирование активности личности - формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер); принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста); опора на положительные качества воспитанника сочетание коллективного и индивидуального воспитания; принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания; сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности; единство воспитания и самовоспитания.
Содержание и направления процесса воспитания
Под содержание воспитания понимают систему знаний, умен и навык, взглядов, качеств и черт человека, устойчивых привычек, поведения, котор. необход. Овладеть и котор соответствуют поставлен цели и задачам. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, моральное, естетическое воспитание, объединенное в целостном педагогическом процессе, помогает достигнуть главную цель воспитания – формир всесторонне и гармонично развитой лічності.
В основе современного поніманія процесса воспітания лежат след идеи:1. Реализм цели воспитания,2 совместная деятельность детей и взрослых 3 самоопределение 4 личностная направленность воспитания 5 добровольность 6 коллектівная направленность
Хорошоорганизованное воспитание обязано подготовить человека к 3 главным ролям в жизни: 1 гражданини, 2 работника, 3 семьянина
Существенную роль вносит начальная школа в формирования необходимых качеств
НАПРАВЛЕНИЯ В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр. В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание. Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр. Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания. Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе. Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус. Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.