На современном этапе выделяют следующие компоненты структуры готовности выпускников медицинских учебных заведений к труду в современных клинических условиях:
1) теоретические знания интегративного характера, лежащие в основе технологии и организации деятельности, а также межличностных отношений;
2) специальные умения и навыки, воплощенные в ключевые и базовые компетентности будущих медицинских работников;
3) сформированное клиническое мышление, предполагающее наличие у выпускников умения видеть перспективу своей будущей деятельности, культуры профессионального общения;
4) интерес к предстоящей деятельности;
5) опыт регуляции своей познавательной и профессиональной деятельности (организация и управление).
Компоненты этой структуры раскрываются в процессе изучения основ наук, профессионального обучения, внеаудиторных занятий и факультативов, составляющих систему профессиональной подготовки.
Эффективность подготовки студентов зависит от того, насколько:
а) управляема система;
б) осуществляется взаимодействие системообразующих связей;
в) деятельность студентов пронизывает все элементы этой системы.
Формируясь на основе тесной взаимосвязи общенаучных и профессиональных понятий, медицинские знания обладают функциональной природой. Концепция функциональной природы знаний предполагает наличие у сугубо медицинских знаний специфических педагогических функций.
Прежде всего, следует выделить формирующую функцию знаний, направленную на формирование научного мировоззрения, диалектического и системного стиля мышления, нравственных и деонтологических устоев, что позволит выпускнику медицинского учебного заведения ориентироваться в окружающей их действительности.
Одним из важных условий медицинского образования является процесс обучения. Функция обучения определяет не только содержание обучения, но и его характер, его направленность. Такую направленность должны иметь различные изучаемые учебные предметы, внеаудиторная работа.
С обучающей функцией медицинских знаний тесно связана функция развивающая. Образование способствует развитию у студентов интереса к познанию, умственных способностей, клинического и творческого мышления, самостоятельности, разносторонности интересов.
Воспитывающаяфункция знаний связана с воспитанием у обучаемых трудолюбия, инициативы, самостоятельности, ответственности.
Одной из важнейших является прогностическая функция знаний, предполагающая учет объективных законов развития сферы медицинской деятельности, научных знаний, технической оснащенности медицинских учреждений современным клиническим оборудованием. Старые знания, имевшие в прошлом значимость, в новых условиях могут потерять актуальность. Это и понятно, так как увеличение потока информации, широкое внедрение новой техники и новейших технологий вызывает старение не только знаний, но и профессиональных навыков.
Максимально адаптировать студентов к окружающей их клинической среде позволяет адаптивная функция специальных знаний.
Нельзя не отметить одну из основных – профориентационную функцию медицинских знаний, обеспечивающую проникновение обучаемых в мир своей профессии, подготавливающую их к творческому осуществлению своей будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, специальные медицинские знания выполняют в педагогике медицинских учебных заведений вполне определенные специфические функции, вытекающие из сущности их основных свойств.
Базовые понятия темы
Содержание образования –система знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Образовательная программа – государственный документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, а в профессиональном образовании – по конкретной специальности.
Учебный план –официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, семестрам, годовая и недельная нагрузка обучающихся.
Учебная программа –документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.
Учебник –книга, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.
Знания– результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.
Умения –возможность выполнения практических действий на основе имеющихся знаний.
Навыки –доведенные до автоматизма компоненты практических действий.
Итоговый контроль
I. Выполните задания
1. Назовите структуру содержания образования медицинского работника.
2. Охарактеризуйте основные компоненты содержания медицинского образования.
II. Ответьте на вопросы
1. Что понимают под содержанием обучения?
2. В каких государственных образовательных документах отражено содержание образования?
3. Что представляет собой образовательный стандарт?
4. Что является ведущими показателями полноценной профессиональной подготовки будущего медицинского работника?
III. Укажите верны или неверны утверждения.
1. Содержание образования–система знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
а) верно
б) неверно
2. Учебная программа–официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, семестрам, годовая и недельная нагрузка обучающихся.
а) верно
б) неверно
3. Учебный план–документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.
а) верно
б) неверно
IV. Укажите верный вариант ответа:
1. Содержание образования - это:
а) система знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
б) достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений;
в) общие идеи о построении природы и жизни общества;
2. Укажите признаки, относящиеся к категории «содержание образования» (выберите несколько вариантов):
а) действие доведенные до автоматизма;
б) способ достижения конкретной учебной цели;
в) межпредметные связи;
г) учебное занятие;
д) знание;
3. В рамках федерального и национально – регионального уровней стандарт образования включает:
а) описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой образовательной подготовки;
б) требования к минимально необходимой подготовке обучаемых в рамках указанного объема содержания;
в) максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения;
г) все ответы верны
V. Составьте логико-смысловую модель по теме «Содержание образования в средних медицинских учебных заведениях»
Темы для докладов
1. Исторический характер проблемы определения содержания образования.
2. Концепции содержания образования.
Литература по разделу I «Психология»
Основная:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2000.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 2006.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 2001.
4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М., 2004.
5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1998.
6. Немов Р.С. Психология. – М., 2004.
7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 2007.
Дополнительная:
1. Альманах психологических тестов. – М., 1996.
2. Айсмонтас Б.В. Общая психология. Схемы. – М., 2004.
3. Башкирова Г.Б. Наедине с собой. – М., 2002.
4. Битянова Р.М. Социальная психология. – М., 2007.
5. Берриман Дж. Психология и вы. – Пермь, 2003.
6. Бодаев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,2002.
7. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1999.
8. Гарбер Е.Н. Семнадцать уроков психологии. – М., 2005.
9. Игры: обучение, тренинг, досуг. – М., 2005.
10. Казанский О.А. Игры в самих себя. – М., 2005.
11. Краткий словарь по психологии. Ростов-на-Дону, 2005.
12. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001.
13. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л Человек – оркестр. – М., 2003.
14. Кронелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый. – М., 2002.
15. Крысько В.Г. Общая психология: в схемах и комментариях. – С-Пб., 2007.
16. Крутецкий В.А. Психология. – М., 2005.
17. Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб., 2007.
18. Петровский А.В. Общая психология. – М., 2006.
19. Платонов Н.Н. Занимательная психология. – М., 2006.
20. Практикум по психологии (Под ред Твороговой Н.Д.). – М., 2000.
21. Прутченков А.С., Сиялов А.А. Эй ты, параноик! – М., 2004.
22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2004.
23. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 2003.
24. Скот Дж. Г. Конфликты и пути их преодоления. – Киев, 2001.
25. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 2004.
26. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону, 2000.
27. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В. и др. Общая психология. Практикум. – С-Пб.: Питер, 2005.
28. Турусов О.В.Психология в вопросах, задачах, упражнениях. – Самара, 2004.
29. Фаст Дж. Язык тела. – М., 2007.
30. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 2006.
31. Энциклопедия практического самопознания. – М., 2004.
32. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. – М., 2004.
Литература по разделу II «Педагогика»
Основная:
1. Амиров А.Ф. Теория образовательного процесса: основы педагогики. – М., 1998.
2. Амиров А.Ф. Педагогика. Учебное пособие для студентов ВСО.- Уфа; БГМУ, 1994.
3. Афонина Г.М. Курс лекций и семинарских занятий. – Ростов-н/Д, 2002.
4. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – СПб.: Питер, 2003.
5. Пшеничная Л.Ф. Педагогика в сестринском деле. - Ростов-н/Д, 2002.
6. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.
7. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: Логос, 2003.
8. Харламов И.Ф. Педагогика. – Минск, 2001.
11. Лихачёв Б.Т. Педагогика. – М., 2003.
12. Педагогика. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Дополнительная:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. – 1996. - №2. – С.2-60.
2. Закон Республики Башкортостан «Об образовании». – Уфа, 1999.
3.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001.
4.Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
5.Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. – М., 2000.
6.Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. – М., 2001.
7.Аверин В.А., Бухарина Т.Л. Психология медицинского образования - Спб, 1985.
8.Вульфсон Б.Л. Последипломное образование в развитых зарубежных странах //Педагогика, 1998, №3.
9.Государственные образовательные стандарты в системе общего образования. Теория и практика / Под ред. В.С. Леднёва, Н.Д. Никандрова, М.В. Рыжакова. – М.: Изд. Московского психолого – социального института; Воронеж: Изд. НПО МОДЕК, 2002.
10.Днепров Э.Д, Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. – 2004. - №3. – С. 77 – 117.
11.Каспржак А.Г., Логинова О.Б., Поливанова К.Н. Стандарт образования: история разработки и итоги // Вопросы образования. – 2004. - №3. – С. 24 – 43.
12.Краевский В.В. Чему учить? // Вопросы образования. – 2004. - №3. – С. 5 – 23.
13. Кузнецов А.А., Рыжаков М. В. Содержание общего среднего образования: итоги столетия // Известия РАО. – 2001. - №1. – С. 2-10.
14. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования // Педагогика. – 2004. - № 1. – С. 42-48
Содержание
Введение…………………………………………………………… 3
Раздел I. Психология…………………………………………….. 4
1. Предмет и методы психологии…………………………………. 4
2. Основные направления современной психологии……………. 15
3. Развитие психики и сознания…………………………………... 27
4. Деятельность……………………………………………………. 37
5. Личность………………………………………………………… 51
6. Темперамент……………………………………………………. 61
7. Характер. Акцентуации характера…………………………….. 76
8. Психические процессы: ощущения, восприятия……………... 96
9. Психические процессы: память………………………………….102
10.Психические процессы: мышление и воображение……………107
11.Внимание………………………………………………………….111
12.Эмоциональные состояния…………………………………….. 118
13.Фрустрация, стресс. Механизмы психологической защиты… 127
14.Коммуникативная сторона общения………………………….. 137
15.Перцептивная сторона общения………………………………. 142
16.Интерактивная сторона общения……………………………… 153
17.Групповая психология
Занятие 1. Понятие группы. Малая группа и ее структура …. 161
Занятие 2. Групповая динамика……………………………….. 167
Раздел II. Педагогика……………………………………………. 173
18.Теоретико-методологические основы современного
образования …………………………………………………….. 173
19.Содержание медицинского образования …………………….. 191
Тема 1. Педагогика как наука. Общие основы педагогики.
| Педагогика - это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя. Например, таким явлением действительности является образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогическая наука исследует сущность, закономерности, принципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологии его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитанников. Педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых. Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования. Функции педагогической науки. - Теоретическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
- описательном, объяснительном;
- диагностическом;
- прогностическом.
- Технологическая функция, реализующаяся на 3 уровнях:
- проективном;
- преобразовательном;
- рефлексивном.
Задачи педагогики: - Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными системами.
- Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
- Прогнозирование образования - педагогическая футурология.
- Внедрение результатов исследования в практику.
Вопросы, стоящие перед педагогикой как наукой: - Вопрос о целеполагании. Зачем, для чего учить, воспитывать?
- Вопрос о содержании воспитания обучения. Чему учить, воспитывать?
- Методы и технологии работы учителя. Как учить, воспитывать?
Основные педагогические категории. Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей. Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов. Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех факторов: экономических, идеологических, социальных, психологических и т.д. (воспитание - не единственный фактор формирования личности). Развитие - реализация имманентных, внутренне присущих задатков, свойств человека. Социализация - развитие и самореализация человека на протяжении всей своей жизни в процессе усвоения и воспроизведения культуры общества. Педагогическая деятельность - это профессиональная активность педагога, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся и взаимодействия с ними решаются задачи обучения, воспитания, образования (А. Маркова). Педагогическое взаимодействие - это преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка. Педагогическая отрасль человеческих знаний не развивается отдельно от других наук о человеке. История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний. Идеи образования и воспитания отражались в религиозных догматах, законодательных уложениях, литературных произведениях прошлого. По мере расширения научных знаний наступил период дифференцирования наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль. Затем - внутринаучная дифференциация, и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их систем. Затем, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза. И действительно, самые интересные открытия происходят на стыке наук. Педагогика постоянно развивается, идет накопление знаний, опыта, поэтому мы говорим о системе педагогических наук. Современная педагогическая система наук о воспитании: - Фундамент - философия и история образования.
- Общая педагогика:
- теоретические основы;
- дидактика;
- теория воспитания;
- школоведение;
- Возрастная педагогика:
- дошкольная;
- школьная;
- профессионально-техническая;
- педагогика высшей школы;
- Социальная педагогика:
- семейная педагогика;
- перевоспитание правонарушителей (исправительно-трудовая);
- музейная педагогика;
- театральная педагогика и т.д.
- Специальная педагогика:
- сурдопедагогика;
- тифлопедагогика;
- олигофренопедагогика.
- Методика преподавания предмета.
- Производственная педагогика (повышение квалификации, переквалификация).
- Военная педагогика.
- Педагогика третьего возраста.
Связь педагогики с другими науками. - С психологией. Общий объект изучения - это процессы развития и формирования личности. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности, организацией ее деятельности в этом контексте. Мостом между двумя науками выступили педагогическая и возрастная психология, психология управления педагогическими системами.
- Будучи наукой о жизнедеятельности целостного организма, физиология связана с педагогикой. Особенно важны для понимания механизмы управления физическим и психическим развитием, обусловленные высшей нервной деятельностью.
- Многообразны связи с социологией. Результаты социологических исследований помогают оценивать педагогические явления (например, в числе отсеивающихся школьников, т.е. недобирающих образование, оказываются чаще представители мужского пола).
- В философии наука о воспитании находит прежде всего опорные методологические положения.
- История, география, литература, человек, сфера его обитания - все интересует педагогику.
- Связи с кибернетикой, компьютеризация педагогики (эффективное управление, обучающие программы).
- С медициной (например, лечебная педагогика - наука об обучении и воспитании хворающих школьников).
Педагогика является важнейшей в системе наук, связанных с развитием и становлением человека как личности. Ибо такое становление практически невозможно без воспитания как целенаправленного процесса взаимодействия с ребёнком, передачи ему социального опыта. Опираясь на достижения всех наук о человеке, педагогика изучает и разрабатывает наиболее оптимальные пути становления человека, его воспитания и образования. Литература: 1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М., 2004. 2. Реан А. А., Борцовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - СПб., 2003. 3.Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. - М., 2006. 4. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. - М., 2000. 5. Педагогика. Учебное пособие / Под ред. Крившенко Л.П. - М.: ТК Велби Проспект, 2004. | Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики. Впервые слово дидактика появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно. Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения». Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение. Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний. Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки. Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации. Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные. Навыки - умения, доведенные до автоматизма. Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения. Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. Познавательная активность - характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их. Задачи дидактики: - Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.
- Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.
Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы: - она определяет педагогические основы содержания образования;
- исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;
- изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;
- разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;
- определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.
Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: - Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).
- Практическую (нормативную, инструментальную).
Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику. Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся: - Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.
- Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.
- Обучение должно быть наглядным.
- Обучение должно быть активным и сознательным.
- Обучение должно быть доступным.
- Обучение должно быть систематическим и последовательным.
- Обучение должно быть прочным.
Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила - конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения. Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями: Характерные черты учебного процесса как системы: - целостность в единстве учения и преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения;
- системность, комплексность;
- целенаправленность и упорядоченность;
- динамичность;
- неопределенность результата.
Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия: Деятельность педагога | Деятельность обучаемых | Разъяснение учащимися целей и задач обучения | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения | Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) | Восприятие новых знаний, умений | Управление процессом осознания и приобретения знаний и умений | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематизация | Управление процессом перехода от теории к практике | Приобретение умений и навыков, их систематизация | Организация эвристической и исследовательской деятельности | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем | Проверка, оценка измерений в обученности и развитии учащихся | Самоконтроль, самодиагностика достижений | Для обучения характерны следующие признаки: - Двусторонний характер.
- Совместная деятельность учителей и учащихся.
- Руководство со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
- Развитие творческих способностей.
- Планомерная организация и управление.
- Целостность и единство целей, средств и результат.
- Соответствие закономерностям возраста.
- Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся.
Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности. Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы. Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности большое значение имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений. Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность. Знания как предмет усвоения имеют 3 взаимосвязанных стороны: - Теоретическую.
- Практическую.
- Мировоззренческо-нравственную.
При правильно поставленном обучении учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала. Развивающее и воспитательно-формирующее влияние обучения на личность повлекло за собой возникновение в педагогике особого понятия, обозначающего этот процесс. Этот процесс называется образование. Под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие. Образование как понятие включает в себя с одной стороны, процесс овладения изучаемым материалом, т.е. обучение, а с другой - воспитательно-формирующее влияние этого процесса на личность, олицетворяя их единство и органическую взаимосвязь. И когда дидактику иной раз определяют как теорию обучения и образования, то тем самым хотят подчеркнуть, что она исследует как теоретические основы процесса обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности. Образование как система и процесс. | | Образование - специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и социализации, т.е. многоуровневое пространство, создающее условия для развития личности. Образование как социальная система - сеть образовательных учреждений страны - детских садов (дошкольных образовательных учреждений), школ, училищ, вузов. Выделяют следующие модели образования: - Государственная ведомственная модель.
- Традиционная модель (Ж. Мажо, Д. Равич) - модель систематического классического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры прошлого.
- Рационалистическая (П. Блум, Б. Скиннер) предполагает такую организацию обучения, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу, это практикоориентированное, например, технологическое образование).
- Феноменологическая (А. Маслоу, К. Роджерс) транслирует гуманистическую парадигму образования, учитывает индивидуальные психологические особенности личности, предполагает персональный характер обучения. Отвергает взгляд на школу как образовательный конвейер.
- Неинституциональная (П. Гудман, Л. Бернар) ориентирована на организацию образования вне образовательных институтов с помощью Internet, дистанционного обучения.
Основными элементами образования как учебно-воспитательной системы (по И.П. Радченко) являются цели, содержание, методы, средства, формы, образовательная среда, результаты образования. Цели образования: - Развитие индивида, его личностных способностей, которые нужны ему и обществу.
- Обеспечение эффективного самообразования за пределами образовательных систем.
Цели образования определяются политикой государства, учебными заведениями. Цели образования - это сознательно определенные, ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна с помощью сложившейся системы образования. Это конкретное описание программы развития человека средствами образования, описание системы знаний, умений, навыков и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании учебного заведения. Содержание образования составляют: - Система знаний о природе, обществе и себе.
- Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений.
- Опыт творческой, поисковой деятельности.
- Опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это нормы отношения к миру, себе, другим людям, включающие в себя не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, гуманистические отношения, проявляющееся в поведении.
Носители содержания образования: - Государственный образовательный стандарт - обязательный нормативный документ, включающий в себя федеральный, региональный, национальный компоненты содержания образования. Определяет также максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников и др.
- Базисный учебный план - нормативный документ для конкретного образовательного учреждения. Содержит перечень изучаемый предметов, последовательность и сроки их изучения, минимальное и предельное количество часов по каждому предмету и т.д.
- Учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание по каждому учебному предмету, объем времени на изучение предмета и отдельных тем. Составляется педагогом, преподающим данный учебный предмет.
- Учебники, в том числе электронные, сеть Интернет и т.д.
Можно выделить ряд общих принципов построения содержания образования: учета социальных условий и потребностей общества, соответствия содержания образования целям выбранной модели образования, структурного единства содержания образования на различных уровнях общности и на межпредметном уровне, единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения и другие. Эти принципы претерпевают изменения со временем, дополняются новыми. Таким образом, система образования - открытая, развивающая, эффективная система, если соответствует времени и основывается на стратегии развития общества и человека в нем. Ориентирована на будущее и постоянно обновляется целями, содержанием и т.д. Образование как процесс - отражает этапы и специфику развития образовательной системы как изменение ее состояния за конкретный временной период. На современном этапе можно выделить следующие характеристики образования как процесса: - Гуманизация.
- Диверсификация.
- Интеграция.
- Внедрение новых технологий.
- Формирование творческой личности, индивидуализация.
- Многоуровневость.
- Стандартизация.
- Информатизация.
Принципы формирования содержания образования: - Научность.
- Последовательность.
- Систематичность.
- Историзм.
- Соответствие возрастным возможностям.
- Связь с жизнью, актуальность.
Образование как процесс реализуется в учебных заведениях. Основания для развития образования - новые концепции и модели на уровне государства, региона, учебного заведения, новые образовательные стандарты. Это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. | Методы обучения. | | Метод обучения - это совместная упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения. В структуре метода выделяют прием - элемент метода, разовое действие в реализации метода (например, метод - работа с книгой, прием - конспектирование отдельных тем по группам). Классификация методов - упорядоченная по определенному признаку их система: - Традиционная классификация (Перовский Н.П., Лордкипанидзе Г.А.), общий признак - источник знаний. Выделяют:
- практические методы: опыты, упражнения, учебная практика и др.;
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
- работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;
- видеометоды: просмотр, обучение через Интернет, контроль.
- Классификация по типу познавательной деятельности (Лернер И.Н., Скаткин А.В.):
- объяснительно-иллюстративные методы;
- репродуктивные;
- методы проблемного изложения;
- частично поисковые методы;
- исследовательские.
- Бинарные классификации. Методы преподавания:
- информационный;
- объяснительный;
- объяснительно-побуждающий;
- побуждающий.
Им соответствуют методы учения: - исполнительный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- поисковый.
- По дидактическим целям (Данилов В.А., Есипов П.Н.):
- методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
- методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).
Методы обучения образуют систему, так как они исторически конкретны и изменяются со временем, выступают в единстве, взаимопроникают друг в друга. И если мы в данный момент говорим об использовании одного метода, это означает, что он доминирует на данном этапе, но затем будет дополнен другими. Методы в процессе обучения выполняют следующие функции: - Обучающую.
- Развивающую.
- Воспитывающую.
- Мотивационную.
- Контрольно-коррекционную.
У каждого метода свое распределение функций (например, у лекции мало выражена контрольная функция, зато сильно - развивающая, обучающая). Интенсивность одних методов ослабевает, а других возрастает при переходе от младших к старшим классам. В настоящее время получили широкое распространение активные методы обучения (учебные игры, методы инсценизации, генерации и др.), методы программированного обучения, обучающего контроля. Выбор методов не произволен, его определяют следующие факторы: - Цели и задачи обучения.
- Содержание и методы определенной науки и темы.
- Принципы обучения и позиция педагога.
- Учебные возможности учеников.
- Время.
- Внешние условия.
- Возможности учителей.
Вывод: таким образом, ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. Эффективное педагогическое взаимодействие возможно лишь при разумном сочетании нескольких, не противоречащих методов обучения. Задача оптимизации формулируется однозначно: в имеющихся условиях из методов выбрать те, которые обеспечивают наибольшую эффективность обучения. Особую роль в современном образовательном процессе играют активные методы обучения, которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое продуктивное мышление, поведение, общение. Методы называют активными, т.к. в них существенно меняется и роль обучающего (вместо роли информатора - роль менеджера), и роль обучаемых (информация не цель, а средство для освоения операций и действий, развития личностных качеств). Современные активные методы обучения включают с себя: - игровое/социальное/имитационное моделирование;
- деловые игры;
- анализ конкретных ситуаций (кейсы);
- метод активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК), отражающие в лабораторных условиях хитросплетения жизненных столкновений.
Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент: они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай!». По признаку воссоздания (имитации) контекста деятельности, ее модельного представления в обучении все методы активного обучения делятся на имитационные и неимитационные. Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых. Примером имитационных методов является дидактическая игра. М.В. Кларин предлагает следующую структуру учебного процесса на основе дидактической игры: - Создание игровой проблемной ситуации: введение моделирующей игровой ситуации.
- Ход игры: «проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении. Развертывание игрового сюжета.
- Подведение итогов игры. Самооценка действий.
- Обсуждение и анализ хода и результатов игры. Учебно-познавательные итоги игры.
Очевидно, что перечисленные методы обучения создают возможности не только передавать определенную информацию, но и создавать предпосылки для развития личности, общекультурных навыков и умений. | Формы организации обучения. | | Формы организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, осуществляемой в определенном порядке. Классифицируются по: - Количеству учащихся - массовые, групповые и индивидуальные.
- Месту учебы - школьные и внешкольные.
- Продолжительности - классический урок 45 минут, пара 90 минут.
История развития школы знает разные формы организации обучения: - индивидуально-групповые (репетиторство, гувернерство);
- дифференцированного обучения по способностям - Мангеймская система Зиккенгера;
- Белл-ланкастерская (Англия, Индия), где разновозрастные группы и старшие учат младших;
- Бригадное обучение (советская школа в 20-е годы);
- американский «план Трампа» - 40% времени в больших группах, 20% в малых, 40% самостоятельная работа.
Школе понадобились тысячелетия, чтобы великий Ян Амос Коменский сделал открытие: детей лучше учить в классе, когда они работают сообща. Появилась классно-урочная система (17 век). Ее особенности: - постоянный состав учащихся одного уровня подготовки и возраста - класс;
- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;
- учебный процесс осуществляется в виде уроков, каждый из которых посвящен одному предмету;
- постоянное чередование уроков;
- руководящая роль учителя.
Преимущества классно-урочной системы: строгая оргструктура, экономична, создает предпосылки для взаимообучения, коллективная деятельность, соревновательность, возможности для воспитания и развития. Недостатки: ориентация на среднего ученика, отсутствие индивидуальной учебно-воспитательной работы (второгодники), навязывает жесткий ритм и искусственную организацию работы (по Н.К. Куписевичу). Культурологический феномен, созданный педагогической мыслью - урок - это законченный в смысловом, организационном и временном отношении этап учебного процесса. Именно уроки составляют в школе основу целостного педагогического процесса. Дадим характеристику уроку. Современный урок - это: - Открытие истины, поиск истины и ее осмысление. Это организованное духовное общение, содержанием которого является научное знание, а результатом - интеллект каждого субъекта, духовное обогащение. Истина не вкладывается в ученика как в мешок, истина постигается, наполняется личностным смыслом. Приемы: недописанный тезис, трансляция «я» учителя, мотивация.
- Часть жизни ребенка и проживание ее должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Формирование поведенческих привычек - приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет. Воспитание - это вхождение ребенка в современную культуру совместно с учителем и с его помощью.
- Свободный урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития. Ученик всегда выступает в роли цели и никогда - в роли средства. Личностный подход.
- Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений. Приемы: авансирование, оценка детали, снятие страха, доброжелательность, не сравнивать с другим.
- Полоролевое воспитание.
- Организация групповой деятельности.
- Гармоничный урок, соответствие содержательной стороны урока и его внешней формы, чувство меры. Благоприятная психологическая атмосфера урока. Приемы: корректировка педагогических ситуаций, игры, приемы саморегуляции, привнесение ценностей - утвердить истину, проявить добро, обозначить красоту.
Общие требования к уроку в соответствие с функциями обучения конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях к уроку. Дидактические требования к уроку: - четкое определение образовательных целей и задач;
- учет принципов обучения;
- оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;
- опора на достигнутый уровень;
- сочетание видов, методов и форм обучения;
- сочетание коллективной и индивидуальной самостоятельной деятельности;
- установление межпредметных связей;
- тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку: - постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала;
- формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, честности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях;
- внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку: - формирование и развитие положительных мотивов, интересов, творческой инициативы и активности учащихся;
- занятия на «опережающем» уровне;
- проектирование «зоны ближайшего развития»;
- прогнозирование «скачков» в развитии;
- оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в развитии.
Классификация уроков: - по содержанию;
- способу проведения;
- дидактическим целям.
Главные типы уроков: - урок изучения новых знаний;
- урок формирования новых умений;
- урок обобщения и систематизации;
- урок контроля и коррекции;
- урок практического применения знаний и умений;
- комбинированный урок.
Структура комбинированного урока берет начало от Я.А. Коменского и Г. Гербарта - 4-х звенная. Ее этапы: организационный момент и повторение изученного, изучение нового, закрепление и систематизация, задание на дом. Комбинированный урок гибкий, решает широкий круг задач, составляет 80% от общего числа уроков. Однако имеет недостаток, такой как нехватка времени на все этапы. Подготовка урока - разработка комплекса мер организации учебного процесса, которые в данных условиях обеспечивают наивысший конечный результат. Содержит 3 этапа: - Диагностика.
- Прогнозирование.
- Планирование.
Составляется план-конспект урока: - Дата проведения и номер по тематическому плану.
- Название темы и класса, где он проводится.
- Цели и задачи образования, воспитания и развития.
- Тип и структура урока с этапами и временем на каждый этап.
- Содержание учебного материала. Уровень его раскрытия.
- Реализация принципов обучения на уроке.
- Методы и приемы работы на каждом этапе, их эффективность и целесообразность.
- Способы взаимодействия учителя и учащихся, сотрудничество.
- Учебное оборудование, реквизит.
- Задание на дом.
- Результаты урока: достижение целей и задач, выводы.
Вышеперечисленное (пункты 2-11 плана-конспекта урока) является также схемой анализа урока по М.К. Кирилловой, Е.Г. Федорцу. Формы организационной работы на уроке по В.В. Дьяченко: индивидуальная, парная (учитель-ученик), коллективная (пары сменного состава), групповая, которая может быть фронтальной и бригадной. Вспомогательные, внеурочные формы обучения - экскурсии, факультативы, домашняя самостоятельная работа, консультации. Применяются в совокупности все формы обучения - и урочные, и внеурочные для достижения результата обучения. Совершенствование урока проходит по следующим направлениям: - целеполагание и мотивация, увязывание целей с актуальными потребностями и возможностями;
- содержание обучения;
- структура;
- методы и приемы обучения;
- отношения учитель-ученик, их гуманизация, позиция ученика;
- работа на результат - педагогические технологии.
Задача оптимизации состоит в выборе целесообразных и эффективных форм обучения, направленных на реализацию цели обучения. | Литература: Наши рекомендации | |