Как система и целостное явление
Понятие «система» органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы. Связи, отношения, структуры и др.
Системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные).
Педагогический процесс – это материальная система. Системы типа школы, ПТУ, колледжа, вуза, внешкольных учреждений – педагогические системы.
Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, называют педагогическим процессом.
Педагогический процесс (ПП) – основополагающая категория педагогической науки. Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей (между собой и с окружающим миром). Она приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека.
Научная организация педагогического процесса представляет собой эффективный путь разрешения объективных педагогических противоречий, способ его совершенствования, повышения качества воспитания и обучения.
Динамика развития педагогического процесса, его внутреннее движение, зависит от того, как складывается характер взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, какие взаимоотношения возникают между ними. Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие.
В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи:
· информационные (обмен информацией между воспитателем и воспитуемым);
· организационно-деятельностные (совместная деятельность);
· коммуникативные (общение);
· управления и самоуправления.
Компонентами педагогического процесса будут являться цель, содержание, формы и методы обучения и воспитания, результаты (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты).
Еще одна важная черта педагогического процесса – целостность.
Наметились различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев и т.д.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. М.А. Данилов считает, что «педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (обучение, воспитание, развитие). Воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию».
Рассматривая историю этого вопроса следует отметить, что педагогический процесс как целостное явление не всегда был предметом исследования. Традиционно в педагогике рассматривали обособленно друг от друга общие вопросы, теорию воспитания, теорию обучения (дидактику), школоведение.
Но уже с середины XIX века начинают встречаться предложения «объективного единства обучения и воспитания». Особую активность эта проблема приобрела в середине 70-х годов XX века.
Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Целостный педагогический процесс нельзя свести к единству процессов и воспитания или единству процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и иных видов воспитания. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречий между целостностью личности воспитуемого и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Таблица 2
Содержание целостного педагогического процесса
Знания – проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека | Умения – возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний | Навыки и привычки – многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия | ||
Понятия и термины | Теории и законы | Интеллектуальные, специальные или предметные практические | Общенаучные: умения и навыки чтения, счета, письма, работы с книгой, планирование | |
Факты повседневной действительности и науки | Оценочные знания, знания о нормах отношений | |||
Опыт деятельности и отношений | ||||
Опыт творческой поисковой деятельности | Опыт ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека | |||
Педагогический процесс взаимно учитывает входящие в него процессы, ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов, создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания, позволяет реализовать программно целевой подход в планировании работы учебного учреждения с ориентацией на конечный результат – гармоничное развитие личности. Педагогический процесс имеет свои закономерности и принципы, отражающие его цель.
Закономерности педагогического процесса обусловлены его внешними связями:
- целостный ПП, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой;
- задачи, содержание методы и формы ПП зависят от потребностей, но и возможностей общества, от условий протекания процесса.
Закономерности педагогического процесса, обусловленные не только его внешними связями, но и внутренними:
1) закономерная взаимосвязь воспитания, обучения, образования и развития;
2) единство воспитания и самовоспитания, преподавания и учения;
3) определяющая роль деятельности и общения в ПП;
4) закономерность соответствия содержания, форм и методов ПП возрастным особенностям и возможностям воспитанников;
5) взаимосвязь коллектива и личности в ПП.
Важным является рассмотрение вопроса о принципах организации ПП:
· гуманистическая направленность ПП;
· связь ПП с жизнью и производственной практикой;
· соединение обучения и воспитания с трудом на общее благо;
· научность;
· ориентированность ПП на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;
· обучение и воспитание детей в коллективе;
· преемственность, последовательность и систематичность;
· наглядность;
· эстетизации жизни, прежде всего процессов обучения и воспитания; положительный эмоциональный фон ПП.
Принципами управления деятельностью воспитанников будут являться:
· сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;
· принцип сознательности и активности воспитанников в целостном ПП;
· уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему;
· опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;
· согласование требований семьи, общественности и образовательного учреждения;
· сочетания прямых и параллельных педагогических действий;
· принцип доступности и посильности;
· учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
· прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.
С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила, которые определяют характер действий педагога, ведущих к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности.
Эффективность ПП зависит:
· от степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общества, жизни;
· от своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;
· от широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечение детей в общественную жизнь;
· от учета возрастных и индивидуальных возможностей;
· от систем мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты контроля над жизненной ситуацией.
Вопросы для самоподготовки:
1. В чем заключается целостность педагогического процесса?
2. В чем особенность педагогического процесса как системы?
3. Охарактеризуйте этапы педагогического процесса.
4. Охарактеризуйте структуру педагогического процесса.
5. Что такое педагогическое взаимодействие?
6. Какие связи образуются в процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса?
7. Расскажите о принципах, закономерностях педагогического процесса.
Литература:
1. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев - М..: Педагогика,1993. – 516 с.
2. Образцов, П.И. дидактика высшей военной школы: Учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.
4. Педагогические теории, системы, технологи. Методическое пособие для студентов университета очного и заочного отделения / Под ред. А.И. Умана. – Орел: ОГУ, 1998. – 112 с.
5. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещения: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.
6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.:Юристъ, 1997. – 512 с.