Как система и целостное явление

Понятие «система» органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы. Связи, отношения, структуры и др.

Системы делятся на материальные и абстрактные (идеальные).

Педагогический процесс – это материальная система. Системы типа школы, ПТУ, колледжа, вуза, внешкольных учреждений – педагогические системы.

Процесс, реализующий цели образования и воспитания в условиях педагогических систем, называют педагогическим процессом.

Педагогический процесс (ПП) – основополагающая категория педагогической науки. Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Педагогическая ситуация возникает только в результате целенаправленного, заинтересованного взаимодействия педагога и детей (между собой и с окружающим миром). Она приводит к предусмотренным воспитательным изменениям в личности растущего человека.

Научная организация педагогического процесса представляет собой эффективный путь разрешения объективных педагогических противоречий, способ его совершенствования, повышения качества воспитания и обучения.

Динамика развития педагогического процесса, его внутреннее движение, зависит от того, как складывается характер взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, какие взаимоотношения возникают между ними. Взаимная активность, сотрудничество педагогов и воспитуемых в процессе их общения наиболее полно отражается термином педагогическое взаимодействие.

В процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса возникают разнообразные связи:

· информационные (обмен информацией между воспитателем и воспитуемым);

· организационно-деятельностные (совместная деятельность);

· коммуникативные (общение);

· управления и самоуправления.

Компонентами педагогического процесса будут являться цель, содержание, формы и методы обучения и воспитания, результаты (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный компоненты).

Еще одна важная черта педагогического процесса – целостность.

Наметились различные подходы к пониманию целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев и т.д.). Это объясняется сложностью педагогического процесса. М.А. Данилов считает, что «педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (обучение, воспитание, развитие). Воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию».

Рассматривая историю этого вопроса следует отметить, что педагогический процесс как целостное явление не всегда был предметом исследования. Традиционно в педагогике рассматривали обособленно друг от друга общие вопросы, теорию воспитания, теорию обучения (дидактику), школоведение.

Но уже с середины XIX века начинают встречаться предложения «объективного единства обучения и воспитания». Особую активность эта проблема приобрела в середине 70-х годов XX века.

Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.

Целостный педагогический процесс нельзя свести к единству процессов и воспитания или единству процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и иных видов воспитания. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречий между целостностью личности воспитуемого и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Таблица 2

Содержание целостного педагогического процесса

Знания – проверенный практикой результат познания действительности, адекватное отражение ее в мышлении человека Умения – возможность успешного выполнения действий и решения поставленных задач на основе имеющихся знаний Навыки и привычки – многократно повторенные, доведенные до автоматизма действия
Понятия и термины Теории и законы Как система и целостное явление - student2.ru     Интеллектуальные, специальные или предметные практические Как система и целостное явление - student2.ru     Общенаучные: умения и навыки чтения, счета, письма, работы с книгой, планирование
Факты повседневной действительности и науки Оценочные знания, знания о нормах отношений
Опыт деятельности и отношений
Опыт творческой поисковой деятельности Опыт ценностного отношения к объектам и средствам деятельности человека
         

Педагогический процесс взаимно учитывает входящие в него процессы, ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов, создает возможности для взаимопроникновения методов обучения и воспитания, позволяет реализовать программно целевой подход в планировании работы учебного учреждения с ориентацией на конечный результат – гармоничное развитие личности. Педагогический процесс имеет свои закономерности и принципы, отражающие его цель.

Закономерности педагогического процесса обусловлены его внешними связями:

- целостный ПП, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой;

- задачи, содержание методы и формы ПП зависят от потребностей, но и возможностей общества, от условий протекания процесса.

Закономерности педагогического процесса, обусловленные не только его внешними связями, но и внутренними:

1) закономерная взаимосвязь воспитания, обучения, образования и развития;

2) единство воспитания и самовоспитания, преподавания и учения;

3) определяющая роль деятельности и общения в ПП;

4) закономерность соответствия содержания, форм и методов ПП возрастным особенностям и возможностям воспитанников;

5) взаимосвязь коллектива и личности в ПП.

Важным является рассмотрение вопроса о принципах организации ПП:

· гуманистическая направленность ПП;

· связь ПП с жизнью и производственной практикой;

· соединение обучения и воспитания с трудом на общее благо;

· научность;

· ориентированность ПП на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения;

· обучение и воспитание детей в коллективе;

· преемственность, последовательность и систематичность;

· наглядность;

· эстетизации жизни, прежде всего процессов обучения и воспитания; положительный эмоциональный фон ПП.

Принципами управления деятельностью воспитанников будут являться:

· сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

· принцип сознательности и активности воспитанников в целостном ПП;

· уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью к нему;

· опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

· согласование требований семьи, общественности и образовательного учреждения;

· сочетания прямых и параллельных педагогических действий;

· принцип доступности и посильности;

· учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

· прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

С принципами педагогического процесса тесно связаны педагогические правила, которые определяют характер действий педагога, ведущих к реализации принципа. Правило не обладает силой всеобщности и обязательности.

Эффективность ПП зависит:

· от степени соответствия его содержания и организации основным требованиям объективных законов воспитания, потребностям общества, жизни;

· от своевременного обнаружения и разрешения назревающих в педагогическом процессе противоречий, его систематического совершенствования;

· от широкого привлечения к педагогической организации детской жизни общественности и вовлечение детей в общественную жизнь;

· от учета возрастных и индивидуальных возможностей;

· от систем мастерства и искусства взаимодействия педагога с детьми, полноты контроля над жизненной ситуацией.

Вопросы для самоподготовки:

1. В чем заключается целостность педагогического процесса?

2. В чем особенность педагогического процесса как системы?

3. Охарактеризуйте этапы педагогического процесса.

4. Охарактеризуйте структуру педагогического процесса.

5. Что такое педагогическое взаимодействие?

6. Какие связи образуются в процессе взаимодействия между субъектами и объектами педагогического процесса?

7. Расскажите о принципах, закономерностях педагогического процесса.

Литература:

1. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б.Т. Лихачев - М..: Педагогика,1993. – 516 с.

2. Образцов, П.И. дидактика высшей военной школы: Учебное пособие / П.И. Образцов, В.М. Косухин. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004. – 317 с.

3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 637 с.

4. Педагогические теории, системы, технологи. Методическое пособие для студентов университета очного и заочного отделения / Под ред. А.И. Умана. – Орел: ОГУ, 1998. – 112 с.

5. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещения: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 с.

6. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. – М.:Юристъ, 1997. – 512 с.

Наши рекомендации