Воспитание и развитие личности 1 страница
Ребенок —это человек в возможности. Он заключает в Себе — в организации, структуре и способностях своего организма и каждого его органа в отдельности —весь исторически пройденный путь развития своих предков, все исторически возникшие и переданные по наследству от поколения к поколению изменения в этих органах и организме в целом, реализованные в качестве их, в природе их, в их способностях стать человеческим организ-
1 Марке К-, Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. —- 2-е изд.—
о с JQ
2 Маркс К. Тезисы о Фейербахе//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.—
-е изд. — Т. 3. — С. 2,
мом, человеческой личностью и в способности дальней-* шего развития и совершенствования в соответствии с изме* няющимися условиями жизни.
Но никакими силами, которые бы обусловили обязательное развитие всех полученных по наследству естественных сил и способностей до совершенства человеческих качеств, ребенок от рождения не обладает. Единственным средством и «механизмом» развития естественных сил и способностей ребенка и превращения их в реальные качества человеческой личности является деятельность, движение вовлеченных в нее (в деятельность) принадлежащих ребенку естественных сил и способностей, их упражнение.
Поэтому полученные по наследству силы и способности ребенка, в зависимости от обстоятельств его жизни и обусловливаемой этими обстоятельствами деятельности ребенка, могут развиваться, превращаться в реальные качества человеческой личности. Тогда, в зависимости от количества и качества их развития, ребенок станет человеком. Но они могут и не развиться, если не будет вызвана и организована обусловливающая их развитие деятельность, или може? развиться только часть их. В этом случае развитие ребенка получит неполный, односторонний характер и результатом его будет неполно, односторонне развитый человек.
Можно сказать, что, какова деятельность ребенка, та-ково и движение вовлеченных в эту деятельность его естественных сил и способностей, их упражнение, а каково движение и упражнение этих сил, таково их развитие,, их изменение, а следовательно, таков и результат этого развития — воспитание определенных человеческих качеств, определенный тип личности, его своеобразие.
Идеализм потому и не может понять и разрешить проблему развития человека, в том числе и в период воспитания, что «вместо того, чтобы понять своеобразие лкщщ как следствие их деятельности и обусловленного ею способа наслаждения (т. е. удовлетворения людьми своих потребностей. -— Прим. сост.), он объясняет деятельность и наслаждение «своеобразием человека», чем, конечно, ликвидируется возможность всякой дальнейшей дискуссии»1.
Следовательно, процесс деятельности ребенка и ест*> процесс развития его естественных сил и способностей*
1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. — 2-е изд, «-* Т. 3. — С. 468.
процесс становления его человеком или, иначе говоря, процесс его воспитания.
Деятельность ребенка, являющаяся источником и процессом развития его естественных духовных и физических ^ил и способностей, процессом образования у него человеческих качеств, обусловливается и вызывается необходимыми жизненными потребностями ребенка во взаимоотношениях его со всем окружающим миром. Необходимость жить вызывает необходимость отношений его с окружающими людьми, вещами, явлениями, т. е. необходимость Определенной жизнедеятельности, а эта последняя в свою очередь необходимо вызывает и определенное, соответствующее ее содержанию и характеру развитие естественных сил и способностей ребенка (детей).
Таким образом, жизненно необходимая деятельность ребенка, являющаяся следствием его необходимых жизненных отношений с людьми, вещами, явлениями, составляет одновременно и процесс и содержание его жизни, и процесс его воспитания.
В жизни ребенка, как и в жизни человека вообще, нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношений, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного: не влияли бы так или иначе на физическое, умственное и нравственное развитие его, на образование навыков, умений, привычек, взглядов, не расширяли бы и не вызывали бы нарастания жизненного опыта. Пусть эти изменения в каждый данный момент незаметны или мало заметны, ло определенное количество и система их как результат определенной системы жизнедеятельности и составляет процесс физического и духовного развития ребенка, процесс формирования его как определенной личности, т. е. процесс его воспитания, независимо от того, стремится кто-либо к этому сознательно или не стремится, хочет кто-либо этого или не хочет.
Таким образом, ребенок, живя, а следовательно, действуя, не может не воспитываться, ибо в процессе всякой его деятельности: бытовой, учебной и т. п., в результате «приведения в движение» и упражнения вовлеченных в эту деятельность естественных сил и способностей неизбежно происходит их развитие и изменение и, наоборот, неразвитие, деградация тех сил и способностей, которые не вовлечены в деятельность, не упражняются.
Следовательно, ребенок воспитывается постоянно, в каждый данный момент, поскольку он в каждый данный
момент живет и действует. И в зависимости от* того, как живет и как действует ребенок, в зависимости от этого он упражняет, а следовательно, развивает свои естественные силы и приобретает (формирует) определенные навыки, умения, знания и все другие человеческие качества, т. е. определенным образом воспитывается.
Таким образом, жизнь и воспитание ребенка есть нечто единое, вернее, две стороны процесса его жизнедеятельности, в котором он, необходимо устанавливая взаимоотношения с окружающими его людьми, вещами, явлениями, удовлетворяет свои жизненные потребности и в то же время, поскольку он «приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы», упражняет и развивает их и приобретает соответствующие навыки, умения, знания, формирует духовные и физические качества.
Поэтому В. И5 Ленин учит, что «воспитание коммунистической молодежи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности. Не в этом состоит воспитание. Когда люди ви'дели, как их отцы и матери жили под гнетом помещиков и капиталистов, когда они сами участвовали в тех муках, которые обрушивались на тех, кто начинал борьбу против эксплуататоров, когда они видели, каких жертв стоило продолжить эту борьбу, чтобы отстоять завоеванное, каким бешеным врагом являются помещики и капиталисты, — тогда эти люди воспитываются^ в этой обстановке коммунистами. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чем состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму.
Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни»1 (курсив мой. — И. К.).
Следовательно, процесс жизни ребенка объективно и ееть действительный процесс его воспитания. Какова жизнь ребенка, каковы характер и содержание его жизненно необходимых отношений с людьми, вещами и явлениями и определенный этими отношениями характер и содержание его жизнедеятельности — таков и процесс его воспитания, таков и результат его: определенные, соответствующие содержанию и характеру жизнедеятельности ребенка физи-
1 Ленин В. И. Задачи союзов молодежи/ДТолн. собр. соч. —i Т. 41. — С, 313.
веские и духовные качества, навыки, знания, умения, взгляду, черты характера и т. п.
Если жизнь ребенка, его жизненные отношения и деятельность скудны, бледны по содержанию, ограничены, а отсюда— ограничено и слабо «движение» его естественных сил, их упражнение, то, следовательно, ограничено и Й развитие, а как результат — слабы и односторонни его знания и навыки, умения, скудны и бледны его впечатления и представления и все другие человеческие качества, Й, наоборот, чем богаче по содержанию жизнь ребенка (детей), чем выше она по своему культурному уровню, шире по охвату жизненных явлений и отношений, тем разносторонней деятельность его, тем больше получа~ет он «материала» для упражнения и развития своих естественных сил и тем культурней, опытней, разносторонней формируется он как человек.
В этом смысле человек как результат воспитания — это продукт своей жизнедеятельности. Какова жизнедеятельность человека, таков и сам человек, и эта формула Маркса в полной мере относится и к детям. Таким образом, изменение содержания и характера жизнедеятельности ребенка (детей) неизбежно дает и изменение его (их) духовного и физического развития, а следовательно, и изменение личности, изменение типа людей.
Исходя отсюда, понятны задачи и методы практической педагогической деятельности и задачи педагогической науки. Если развитие духовных и физических сил детей (ребенка), образование у них человеческих качеств является следствием и результатом их жизнедеятельности, то, следовательно, практическая педагогическая деятельность, чтобы достигнуть своих целей, должна, с одной стороны, внести в жизнь детей определенные, соответствующие воспитательным целям, виды деятельности и так организовать эту деятельность и руководить ею, чтобы в процессе ее, наряду с удовлетворением своих естественных жизненных потребностей, дети овладевали бы необходимым жизненным опытом прошлых поколений, развивали бы в себе соответствующие духовные и физические качества, навыки, умения, знания; с другой стороны, задача практической педагогической деятельности — исключить из жизни детей те ее элементы, те виды деятельности, воспитательные результаты которых не соответствуют воспитательны^ целям.
Короче, практическая педагогическая деятельность должна педагогически целесообразно организовать всю
детскую жизнедеятельность, всю жизкь детей так, чтобы каждый элемент ее, наряду с удовлетворением соответствующих жизненных потребностей детей, был бы в то же время средством воспитания тех или иных человеческих качеств, а вся детская жизнь в целом, наряду с максимальным удовлетворением жизненных потребностей детей, была бы в то же время определенной, сОответствз< щей воспитательным целям системой воспитания дет была бы определенно воспитывающей школой.
Задачей педагогической науки, исходя отсюда, являетая разработка и совершенствование, на основе учета и обобщения практического педагогического опыта, в том чисда и специального эксперимента, различных видов детский жизнедеятельности, различных элементов детской жизни (их содержания, организации, проведения), чтобы сделать каждый из них, наряду с тем, что он является средством удовлетворения тех или иных естественных жизненных потребностей детей, средством воспитания тех или иных качеств человеческой личности, соответствующих требованиям современной жизни. Более того, нужна разработка всей системы детской жизни (ее содержания, форм организации и проведения), чтобы жизнь детей, наряду с полным удовлетворением всех их жизненных потребностей, была бы в то же время определенной, соответствующей воспитательным целям системой их воспитания.
Таковы, с точки зрения исторического материализма, некоторые особенности воспитания подрастающих покр-лений общества и следующие из них выводы для практической педагогической деятельности и для педагогической науки. Практическое осуществление этих выводов является основой и началом становления на подлинно научный путь и педагогики, и практической педагогической деятельности, а следовательно, основой успеха их развития, о чем свидетельствует опыт передовых советских педагогов, в особенности опыт и труды А. С. Макаренко.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
В |
своей практической работе и теоретических обобщениях А. С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что только в процессе деятельности детей, и обязательно всякой деятельности — учебной, трудовой, бытовой, игровой и т. п., в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил, а вместе с тем и образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целрм.
Эта важнейшая для педагогической науки и практики концепция получила в трудах А. С. Макаренко название «педагогики параллельного действия», и мы считаем возможным, исходя из существа этого положения, назвать его «законом параллельного педагогического действия А. С. Макаренко».
ЗАКОН ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного. Так примерно может быть сформулирован «закон параллельного педагогического действия А. С. Макаренко»1.
1 Специальной формулировки этого положения как определен? ного закона в трудах А. С. Макаренко нет. Поэтому, основываясь на точном смысле ряда его высказываний, мы даем ее как прибли-. зительную в несколько обобщенном виде. См., например: Макаренко А С. Пед. соч.: В 8 т. —М,: Педагогика, 1983. — Т, 1. —С. 323; 1984, —Т. 4, —С. 124, 316—318. — Прим. авт.
V
Значение этого закона для педагогики и для практической педагогической деятельности исключительно велико.
Прежде всего он показывает, что деятельность воспитывающихся (детей) есть единственное средство, которое развивает и совершенствует их естественные силы и образует* воспитывает человеческие качества — духовные и физические. Других средств нет.
Этот вывод как первоочередной и лег в основу практик чеедой педагогической деятельности А. С. Макаренко, его методики «параллельного педагогического действия», Макаренко в колонии имени Горького и в коммуне имени Дзержинского достиг нужных ему воспитательных результатов не «перекладыванием» истин из головы воспитателя в головы воспитанников путем напряжения «голосовых связок» воспитателей и не «развитием» и «привитием» тех или иных человеческих качеств путем волшебного «убеждения», а тем, что вносил в жизнь детей соответствующие воспитательным целям виды деятельности и так организовывал эту деятельность, что результатом ее, результатом упражнения в этой деятельности было и соответствующее воспитательным целям развитие естественных сил детей и образование духовных и физических качеств, знаний, умений, навыков и т. п.
«Попробуйте, — говорил А. С. Макаренко, — серьезно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг — только объект для глазения, развлекательный момент.
Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, — все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости»1. То же самое следует сказать и в отношении воспитания любого другого качества — и духовного и физического. Нельзя воспитать грамотного человека без упражнения его в грамотном письме, нельзя воспитать коллективиста без упражнения его в коллективных движениях
1 Макаренко А. С, Воля, мужество, целеуетремленность/Пед. соч.: В 8 т, — М,: Педагогика, 1984.— Т. 4.— С. 319,
и т. д. и т. п., ив этом смысле воспитание есть упражнение в жизни.
Следовательно, если единственным средством развития естественных сил детей и воспитания у них определенных человеческих качеств является деятельность воспитывающихся, то единственным средством овладения процессом воспитания детей, управления этим процессом в соответствии с поставленными целями, т. е. практической педагогической деятельности,-является такая специально организованная система детской жизнедеятельности, в результате упражнения детей в которой, вместе с удовлетворением. их жизненных потребностей, «параллельно», образовывались, воспитывались бы качестйа личности, требуемые нашей эпохой.
Обращаясь к родителям в «Лекциях о воспитании детей», А. С. Макаренко говорил: «Истинная сущность воспитательной работы, вероятно, вы и сами уже догадались об этом, заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде всего работа организатора»1 (курсив мой.—
В этом суть макаренковской методики параллельного педагогического действия как основы всей воспитательной работы. Поэтому, обращаясь к советским учителям, Антон -Семенович писал: «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность (и какое бы то ни было другое качество советского человека.— Я. К>) нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе»2. Нужно «создать такую цепь упражнений, цепь трудностей, которые надо преодолевать и благодаря которым выходит хороший человек»3.
Далее, закон параллельного педагогического действия показывает, что не существует «воспитательных» и «невоспитательных» средств. Каждый элемент детской жизни, каждый шаг ребенка является обязательно воспитательным средством, поскольку он обязательно вызывает к действию и, следовательно, упражняет естественные силы и со-
1 Макаренко А. С. Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984,— Т. 4. — С. 64.
^Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность//Пед. соч.: В 8 т. —М.: Педагогика, 1984. —Т. 4. — С. 319.
.:■§■■ Макаренко А. С. Художественная литература в воспитании де-тей//Пед. соч.: В 8 т. — М;: Педагогика, 1986. —17 7,— С 39,
вершенствует те или иные человеческие качества, знания, умения и т. п. Значит, дети воспитываются постоянно, в каждый данный момент, поскольку в каждый данный момент они живут и действуют.
Но далеко не каждый шаг и не каждый элемент детской жизни воспитывает нужные, соответствующие -воспитательным целям качества, и далеко не все необходимые с точки зрения воспитательных целей виды деятельности могут возникнуть в детской жизни сами по себе, стихийно. Значит, чтобы процесс воспитания детей и его результаты не были стихийными, случайными, а соответствовали бы воспитательным целям, надо исключать из жизни детей не соответствующие воспитательным целям виды деятельности и вносить, включать в жизнь детей такие виды деятельности, которые бы отвечали 'воспитательным целям, организуя каждый элемент детской жизни и всю детскую жизнедеятельность так, чтобы ее результатом с необходимостью«было воспитание нужных качеств, воспитание людей, соответствующих требованиям нашей жизни. Мы начинаем с организации бытия, указывал А. С. Макаренко.
Следовательно, методика параллельного педагогического действия как практический вывод из одноименного закона есть способ управления процессом воспитания детей, который осуществляется путем организации системы упражнений детей в различных видах деятельности в соответствии с поставленными целями.
В этом и состоит главная задача воспитателя (родителей, школы и других воспитательйых учреждений) и в этом заключается сущность и ценность педагогического мастерства.
Разрешение этой задачи в наших, советских социалистических условиях и составляет основное содержание педагогической теории А. С. Макаренко и его методики воспитательной работы.
Как показывает история педагогической мысли, закон и методика параллельного педагогического действия давно стучатся в двери педагогики. Частичное их осознание в прогрессивной домарксовой педагогике породило в свое время передовые педагогические идеи — лучшее, что есть в теории и методике Коменского, Песталоцци, Ушинского и других передовых педагогов. В своей практической работе с детьми они добивались успеха постольку, поскольку шли по пути упражнения естественных сил воспитанников в процессе специально организованной их жизнедеятельности. Вся практика воспитательной работы в ходе истории
человечества складывалась на основе стихийного использо-* вания этой закономерности.
Но домарксова материалистическая педагогика, вслед* ствие ее социальной и методологической ограниченности, не могла понять самого «механизма» развития человека, его воспитания как «самообразования», «самоизменения» в процессе и в результате его активных взаимоотношений е Окружающим миром. Обстоятельства, среда были для нее непреодолимым роком, фатально определяющим судьбы людей, и педагогическая позиция домарксовой педагогики была в лучшем случае лишь позицией приспособления ш жизни, пассивного следования за нею. В этом и выражалась объективно классовая сущность буржуазной педагогики периода восходящего капитализма (идея природосооб* разного воспитания, теория свободного воспитания и др.). В последующем же развитии буржуазная педагогика, сделавшись послушной служанкой империалистической реакции, встала на позиции открытого идеализма и мистицизма.
Только с победой социалистической революции педагогическая теория и практика, руководствуясь марксистско-ленинским учением, получает возможность раскрыть действительные закономерности процесса воспитания подрастающего поколения и использовать их в интересах движения общества к коммунизму.
Телько в социалистическом обществе, где нет антагонизма между классами, а вместе с этим и между интересами общества и личности, стала возможна планомерная и целеустремленная организация воспитания всего подрастающего поколения, руководство процессом воспитания детей в целом в соответствии с потребностями развития материальной жизни общества. Противоречия между воспитательными целями, выражающими интересы тех или иных общественных классов, и действительным процессом воспитания детей, действительными потребностями материальной жизни общества социализм снимает. Благодаря этому •на основе марксистско-ленинского учения об общественном развитии и марксистско-ленинского педагогического учения создалась полная возможность целиком подчинить процесс воспитания подрастающих поколений советского социалистического общества целям коммунистического воспитания, разработать научные основы, теорию, формы и методы педагогически целесообразной организации всех жизненных отношений детей как коммунистически целеустремленных и коммунистически воспитывающих отношений.,
Советская педагогика и советская педагогическая практика, таким образом, получили полную возможность организовать воспитание подрастающего поколения на действительно научной основе и этим полностью удовлетворить как интересы и потребности становления и развития коммунистического общества, так и интересы всестороннего развития личности.
ЕДИНСТВО ВОСПИТАНИЯ И ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
«Жизнь образует» (Песта л оцци). Этот принцип был раскрыт и провозглашен еще педагогами-материалистами домарксова периода. Но они, опираясь в основном на представление о человеке как пассивном продукте обстоятельств, среды, не могли сделать и не сделали из этого «великого и основного принципа» творчески преобразующих выводов. Правильное, научное разрешение проблемы воспитания и жизни детей стало возможно только на основе марксизма-ленинизма, что и нашло свое выражение в советской педагогической теории и практике, в частности в деятельности и произведениях А. С. Макаренко.
Антон Семенович всегда и во всем исходил из гого, что «человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле... Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка.
Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя»1.
Наша советская жизнь, говорил Макаренко, заключает в себе огромную преобразующую и воспитывающую в соответствии с ее потребностями силу. Тем не менее, мы не можем сидеть и дожидаться, пока жизнь сама, стихийно даст нам готовый воспитательный продукт, готовых для жизни людей, и не можем слепо следовать за стихийно складывающимся процессом воспитания детей. Мы должны
руководить процессом воспитания детей, управлять им, чтобы изменения в личности ребенка, которые происходят в «каждый данный момент», были бы не случайными, не стихийно складывающимися, а соответствовали тем воспитательным целям, к достижению которых мы стремимся. ^Наши дети, — писал А. С. Макаренко, — цветут на живом стволе нашей жизни, это не букет, это прекрасный яблоневый сад... Трудно, конечно, не любоваться таким садом, трудно ему не радоваться, но еще труднее не работать в таком саду. Будьте добры, займитесь этим делом: вскапывайте, поливайте, снимайте гусеницу, обрезайте сухие веточки.
...Не только аромат, не только «гаммы красок» — плоды, вот что должно вас интересовать в особенной степени. И поэтому не набрасывайтесь на цветы с одними вздохами и поцелуями, возьмите в руки лопату, ножницы, лейку, достаньте лестницу. А когда в вашем саду появится гусеница, возьмите парижскую зелень. Не бойтесь, побрызгайте немножко, пусть даже цветам будет чуточку неприятно. ...
Да, давайте будем садовниками, — продолжает Макаренко. — Это... сравнение позволит нам кое-что выяснить в трудном вопросе, кто воспитывает ребенка — родители или жизнь?
Кто выращивает садовое дерево?
Из земли и воздуха оно берет атомы своего тела, солнце дает ему драгоценную силу горения, ветры и бури воспитывают в нем стойкость в борьбе, соседние братья-де-_ревья спасают его от гибельного одиночества. И в дереве и вокруг него всегда протекают сложнейшие химические процессы.
Что может изменить садовник в этой кропотливой работе жизни? Не должен ли он бессильно и покорно ожидать, пока созреют плоды, чтобы кощунственной и наглой рукой похитителя сорвать их и сожрать?
Так именно и делают дикари где-нибудь в трущобах Огненной Земли. И так делают многие родители.
Но так не делает настоящий садовник.
Человек давно научился осторожно и нежно прикасаться к природе. Он не творит природу и не уничтожает ее, он только вносит в нее свой математически-могучий корректив. . -»1 и через это получает нужные ему дары природы.
1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч,: В 8 т,— М.: Педагогика, 1985.—-Т. 5, — С, 14,
1 Макаренко А. С. Книга для родителей//Пед. соч.: В 8 т.— М,: Педагогика, 1985,-1,5,-0. 15—16.
; Наша работа, работа воспитателя, говорил Макаренко,— это такой же корректив жизни детей, какой вносит в жизнь плодового дерева хороший садовник-мичуринец. И только поэтому, и только в этом случае возможен ее успех.
Значит, задача воспитателя — родителей, учителей, школы— должна заключаться не в том, чтобы держать детей в отрыве от жизни на «педагогической веревке» и преподносить им усладительные речи и правила о нравственности, а в том, чтобы наполнить детскую жизнь всем богатством нашей советской действительности, вести детей по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь, организовать ее и управлять ею в соответствии с воспитательными целями. .