Требования к содержанию выпускной работы
Титульный лист выпускной работы содержит надписи: Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины; наименование учебного заведения, название факультета, название кафедры; полное название темы работы; название специальности; фамилия, имя, отчество автора; курс, группа; фамилия, имя, отчество, научная степень, учёное звание научного руководителя; фамилия, имя, отчество, научная степень, учёное звание рецензента; фамилия, имя, отчество, научная степень, учёное звание декана факультета, фамилия, имя, отчество, научная степень, учёное звание заведующего выпускающей кафедрой.
Содержание. Содержание – это план работы с соответствующими номерами страниц текста. Эта страница содержит: введение, наименование глав, параграфов, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения.
Названия заголовков разделов и параграфов выпускной работы должны быть:
· сжатыми;
· чёткими;
· сформулированы простыми предложениями;
· последовательно и точно отражать содержание работы.
Введение.Раскрываются исходные позиции исследования: краткий обзор состояния исследовательской проблемы; обосновывается выбор темы и актуальность исследования; формулируется объект, предмет, цель, гипотеза, задачи и методы исследования; указываются этапы проведения исследования, перечисляются учебные заведения, в которых проводилась экспериментальная работа, описывается структура выпускной работы. Ориентировочный объём введения 4–6 страниц.
Обоснование актуальности избранной темысвязано с определением необходимости решения проблемы, раскрывающейся в выпускной работе, именно на современном этапе педагогической науки и практики. Обоснование актуальности проблемы предвидит освещение таких аспектов исследуемой проблемы:
· сущность содержания (отображение основных, наиболее острых противоречий между теоретическими разработками и педагогической практической деятельностью);
· социальный запрос (продиктовано изменениями социальных условий);
· запрос практики (ошибки и недостатки в работе, которые обусловлены отсутствием научных разработок и рекомендаций);
· запрос науки (характеризуется необходимостью изучения для развития педагогики);
· разработанность проблемы (показывает уровень разработанности проблемы в педагогике и методиках);
· идея исследования (указывается направление исследования, концепция);
· стратегия исследования (указываются основные пути, принципы изменения существующих разработок);
· тактика исследования (определяются главные известные науке теоретические и методические положения, с опорой на которые будет вестись исследование).
Освещение актуальности исследования должно быть ёмким и кратким. Достаточно одной страницы, чтобы показать суть исследуемой проблемы.
Объект исследования – это сфера поиска, часть объективной реальности, которая находится в поле изучения. Объектом исследования может быть:
· процесс функционирования…;
· процесс формирования…;
· процесс развития…;
· процесс общения…;
· процесс (какого-либо направления) воспитания...;
· процесс учебной деятельности…;
· процесс профессионально-педагогической подготовки…;
· процесс организации….
В объекте исследования выделяется та часть, которая служит предметом изучения.
Предметом исследованиямогут быть:
· логика, принципы, методы, практические аспекты…;
· оценивание и диагностика…;
· содержание, формы, методы…;
· педагогические условия…;
· принципы, средства, приёмы…;
· пути усовершенствования…;
· противоречия в учебно-воспитательном процессе …;
· тенденции развития...;
· особенности…
Цель исследования указывает на конечный результат проводимой работы. По формулировке цели должно быть ясно:
· что исследуется (конкретно);
· для чего исследуется;
· каким образом достигается результат.
Целью работы может быть:
· разработка педагогических или научно-методических (организационно-методических, социально-педагогических) основ формирования (воспитания, развития, функционирования, организации)…;
· выявление, обоснование, экспериментальная проверка путей, педагогических условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития)…;
· педагогическое обоснование содержания, форм, методов, средств…;
· разработка методики (методической системы)…;
· определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы средств)…;
· разработка требований, критериев, выявление характеристик, диагностирование педагогического процесса (явления)…;
· выявление зависимости между факторами, раскрытие связи между педагогическими процессами и явлениями …;
· изучение динамики развития.
Гипотеза– научно обоснованное предположение о возможном механизме, способе решения изучаемой проблемы.
Типы гипотез:
1 тип. Научно обоснованное предположение.
2 тип. Система мер по реализации задач эксперимента.
3 тип. Максимально подробно изложенная модель нововведения, за счёт которого ожидается определённое повышение эффективности учебно-воспитательного процесса.
Форма гипотезы 1 типа – линейная (1 предложение), простая (индуктивная или дедуктивная). Функциональное назначение – объяснение.
Например, «эффективность функциональной готовности дошкольников к обучению в школе зависит от включения в педагогический процесс системы игровых упражнений, направленных на развитие основных функций».
Форма гипотезы 2 и 3 типа. Гипотезы разветвлённые, комплексные (индуктивно-дедуктивные). Функциональное назначение – предположение.
Например, гипотеза 2 типа – «реализация педагогических основ самостоятельной деятельности дошкольников, а именно: создание и обогащение предметно-развивающей среды, внедрение игровой формы деятельности, личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком приведут к утверждению дошкольника субъектом самостоятельной деятельности».
Например, гипотеза 3 типа – «необходимыми педагогическими условиями формирования наглядно-образного мышления при переходе младших дошкольников от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре являются: а) проблемное, активизирующее игровое общение, в ходе которого взрослый приобщает ребёнка к разным по степени обобщения способам решения игровых задач; б) организация предметно-игровой среды, побуждающей ребёнка к использованию всё более обобщённых способов и средств игрового замещения».
Задачи исследования – это программа исследовательских процессов, которые отображают логику научного поиска.
Правила формулирования задач:
· начинать со слов: определить, проанализировать, осуществить, выявить, раскрыть, разработать, подобрать, подготовить, установить, обосновать, уточнить, проверить, оценить и пр.;
· указать условия, при которых осуществляется поисковая работа;
· определить критерии или стандарты, по которым будет оцениваться результат;
· пользоваться однозначными терминами;
· формулировать чётко, не перегружая лишними словами;
· каждая задача должна касаться лишь одного процесса исследования.
Методы исследования.Важным элементом научно-исследовательской работы есть выбор методов исследования. Они служат инструментарием для получения фактического материала. В работе необходимо указывать автора метода или методики исследования, давать её краткое описание. В случае разработки собственной методики изучения глубоко обосновывать все элементы диагностики.
Научная новизна характеризует содержательную сторону результатов исследования. Новизна результата есть то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
Выделяется научная новизна теоретических (закономерность, принцип, концепция, гипотеза и т.д.) и практических (правила, рекомендации, средства, методы, требования и т.п.) результатов.
Практическая значимость исследования определяет изменения, которые стали реальностью или могут быть достигнуты посредством внедрения результатов в практику.
Этапы исследования.Исследование выполняется с соблюдением научной логики. Для демонстрации логики научной работы укажите:
· этап,
· хронологические границы,
· цель конкретного этапа.
Экспериментальная база исследования.В работе необходимо указать полное название учебного учреждения, на базе которого было выполнено исследование. Важнейший элемент научного исследования – учебное заведение.
В опытно-педагогической работе принимают участие дети определённой возрастной группы, которая обозначается во введении. Там же отмечается количество участников эксперимента, которое не должно быть меньше 50 человек.
Апробация результатов исследования осуществляется непосредственно в университете во время научных и научно-практических конференций студентов. Информация о результатах исследования апробируется в процессе научных дискуссий на конференциях в вузах Украины и за рубежом.
Основные положения и результаты выпускной работы могут быть раскрыты в тезисах и статьях. Виды научных публикаций и их количество перечисляются во введении.
Структура выпускной работы.
Указываются основные элементы текстового материала выпускной работы, в соответствии с содержанием работы; количество источников в списке литературы, количество рисунков, таблиц, приложений.
Первая глава выпускной работы содержит базовые теоретические положения, основанные на анализе научной, методической, учебной литературы. Завершается первая глава выводами, которые станут основой для разработки опытно-педагогической части дипломной работы.
Вторая (вторая и третья) глава выпускнойработы посвящена диагностике изучаемого явления, формированию (коррекции, развитию, воспитанию...) процесса, описанию методики (путей, условий, алгоритма и пр.), контролю результативности проведённой на этапе формирования работы и сравнительному анализу данных, полученных на этапе констатации и контроля. Глава завершается выводами.
Заключениевыпускной работы состоит из выводов и методических рекомендаций. Выводы выстраиваются в соответствии с поставленными задачами и раскрывают результаты проведённого изучения. Выводы формулируются развёрнуто, доказательно, что позволяет определить качество проведённой работы.
Методические рекомендации раскрывают возможности использования полученных результатов исследования в педагогическом процессе учебных учреждений.
Список использованных источников выполняется в алфавитном порядке и содержит:
· законы и законодательные акты;
· монографии, авторефераты, статьи в научных сборниках;
· методические рекомендации, статьи;
· учебники, учебные пособия;
· Интернет-источники.
В списке источников должно содержаться 50–60 наименований.
Приложения–материалы, иллюстрирующие и подтверждающие данные, положения выпускной работы. В приложение могут быть вынесены:
· диагностические материалы;
· протоколы бесед, наблюдений, интервью;
· данные тестирования, анкетирования, контрольных замеров;
· продукты детской деятельности (рисунки, контрольные работы, диктанты и пр.);
· фотоматериалы, иллюстрирующие условия изучения, процессы детской и педагогической деятельности;
· литературные тексты, запись музыкальных произведений, репродукции произведений изобразительного искусства, используемые в работе;
· видеоматериалы;
· дидактические материалы: текстовые (конспекты, сценарии, беседы и пр.);
· наглядные (таблицы, игры, учебные пособия).