Решения, которые я принимаю
Карточки с примерами ситуаций
1. ДИЛЕММА ДЛЯ САШИ
Саша отправляется в бар со своими друзьями. Бар это место, где собираются, чтобы провести время и развлечься подростки. Саше15 лет и он считает, пойти в бар это то, что надо. Его друзья заказывают пиво и начинают жадно глотать его. Саша знает, это нехорошо, но не хочет отставать от них.
2. ИСТОРИЯ ЛЕНЫ
Люда и Лена близкие подруги. Лена приходит в школу с синяками на руке. Она сообщает Люде по секрету, что ее мать накануне вечером была пьяна и ударила ее. Чем могла бы Люда помочь своей подруге Лене?
3. ИВАН
Иван - новичок в этой школе. По дорогe домой из школы Иван беседует с Сергеем и Игорем, двумя из наиболее популярных мальчиков в школе. Они приглашают его в квартиру Сергея выпить вина из домашнего бара его отца. Они убеждают Ивана, что никто об этом ничего не узнает и они хорошо повеселятся немного выпив. Как поступить в этом случае Ивану?
4.ФУТБОЛ
Вы тренируетесь в течение двух месяцев к турниру по футболу. Вы так взволнованы! Вы играете защитников и считаете, что делаете это очень хорошо. Но за два дня до турнира вы сваливаетесь с сильнейшей простудой, родители говорят вам, что необходимо остаться дома и отдохнуть. Но тренер говорит, что тот, кто пропустит последнюю тренировку, не будет допущен к соревнованиям. Как поступить?
5. ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ В ПАРКЕ
Твой лучший друг принял решение проводить больше времени с группой ребят, известных в школе своим пристрастием к алкоголю. Он просит тебя присоединиться к ним в парке после уроков, чтобы немного отравиться алкоголем. Используя модель принятия решения, реши, что ты скажешь своему другу о встрече с ним после школы и об этой группе его новых друзей и их пристрастии к алкоголю.
6. ПОПУЛЯРНОСТЬ
Ты пользуешься одним шкафчиком с очень популярным в твоей школе учеником. Однажды утром перед занятиями ты открываешь свой шкафчик и обнаруживаешь маленький полиэтиленовый пакетик с чем-то внутри, что как ты полагаешь, выглядит как марихуана. Ты не хочешь спешить с выводами о содержании пакетика и почему он находится в твоем шкафчике, но, хотя им пользуется еще один человек, ты тоже ответственен за то, что в нем находится.
7. СПОРТ В ШКОЛЕ
Употребление алкоголя или других наркотиков запрещено в твоей спортивной команде, и ты с этим согласен. Двое из лучших игроков твоей команды начинают хвастаться перед тобой и другими друзьями по команде тем, что они выпивают перед игрой, утверждая, что их спортивная форма улучшается, благодаря выпивке. Ты и другие члены команды, не употребляющие алкогольных изделий должны решить, как подойти к проблеме. На карту поставлено здоровье твоих друзей, а также успех твоей команды.
8. ПРИХОДЯЩАЯ НЯНЯ
Один из родителей, чьего ребенка ты приходишь нянчить, является домой пьяным и предлагает отвезти тебя домой на своей машине.
Работа с общественностью
Учащиеся 9-x классов проявляют интерес к спортивным и другим мероприятиям, которые дают возможность всем видеть, как они растут и развиваются. Так как они уже более самостоятельны и стремятся больше времени проводить со своими друзьями, а не в кругу семьи, их можно встретить в кинотеатрах, парках и других общественных местах. Взрослые могут не заметить того факта, что эти подростки становятся неблагополучными, находясь под влиянием более старших и, возможно употребляющих наркотики, молодых людей.
Девятиклассники начинают испытывать треволнения подросткового возраста. Они хотят быть, независимыми и обрести индивидуальность. В результате их поведение входит в противоречие с общепринятыми общественными нормами или может казаться с точки зрения взрослых неуместным или неприемлемым. В силу подчеркнутой независимости в манере одеваться, своих музыкальных пристрастий и склонности передвигаться группами или компаниями/молодые люди могут испытывать трудности в общении с родителями, учителями и другими взрослыми, живущими в данном районе. Несмотря на стремление девятиклассников проводить среди своих сверстников, как можно больше времени, они нуждаются в дополнительном контроле, руководстве и понимании со стороны взрослых.
Школьные мероприятия, рассчитанные на удовлетворение эмоциональных психологических и интеллектуальных запросов учащихся хорошо дополняют меры по профилактике наркомании. Однако, местная общественность также должна участвовать в мерах, направленных на предупреждение этих явлений.
Население должно знать, какую опасность представляет для учащихся 9-х классов употребление алкоголя и наркотиков. Несмотря на то, что многие учащиеся не употребляют наркотики, они могут стремиться попробовать спиртное и начать курить. На них все большее влияние оказывают сверстники, старшие по возрасту подростки и даже некоторые взрослые.
В качестве наставников этих учащихся администрация школ и учителя распространяют свое влияние дальше за пределы стен учебного заведения. Педагоги знают детей и их нужды, и могут успешно отстаивать их интересы. Профессиональный опыт и авторитет педагогов могут быть весомыми аргументами в попытках заручиться поддержкой местной общественности в осуществлении мер по профилактике алкоголизма, и наркомании среди подростков. Учащиеся часто встречаются с непоследовательностью в отношении к алкоголю. Может быть установлен запрет на употребление алкогольных изделий лицами до 18 лет, когда детям запрещено посещение баров и употребление алкогольных изделий в общественных местах. Но в то же время любой ребенок может зайти в любой магазин и купить любые алкогольные изделия в любом количестве. Разрешить несовершеннолетнему покупать алкоголь значит обозначить его соблазнительную доступность для подростка. Подростки не всегда умеют противостоять соблазну – особенно, если их к этому не готовят. Школа, действуя совместно с общественностью и правоохранительными органами, может способствовать проведению в жизнь необходимых изменений, наилучшим образом отвечающих интересам детей.
Вовлечение в работу сил местной общественности требует поиска особых путей, используя которые милиция, духовенство, работники здравоохранения и органов социальной защиты, средства массовой информации, представители деловых кругов и торговли, работники парков и зон отдыха, планирующих органов и других общественных организаций могли бы объединить свои усилия со школой с целью уберечь детей от наркотиков.
Вероятность поддаться соблазну употребления наркотиков или торговли ими у детей этого возраста выше, чем в любом другом возрасте. Подростки оказываются перед лицом необходимости принятия решений в отношении алкоголя и наркотиков, секса, продолжения учебы, обеспечения своего физического благосостояния, а также выработки своих собственных взглядов на жизнь. Взрослые должны помочь им принять однозначные, правильные и ответственные решения. Администрация школ и учителя могут попытаться привлечь местную общественность к участию в программе профилактики употребления алкоголя и наркотиков следующим образом:
· Через организацию специальных групп и объединений групп и отдельных лиц из местного населения, ставящих своей задачей оказание помощи в деле предотвращения употребления алкоголя и наркотиков.
· Путем ограничения доступности для подростков табачных и алкогольных изделий.
· Организацией присмотра за детьми в течение рабочего дня, включая организацию групп продленного дня.
· Через обращение к местным компаниям, работодателям, группам гражданской активности с просьбой, обеспечить или помочь финансировать организацию объектов проведения досуга и контроля за детьми в них.
· Через обращение к местным компаниям, работодателям и другим общественным организациям с просьбой организовать или финансировать программы антиалкогольной и антинаркотической профилактики.
· Через обеспечение безопасности иди организацию ремонта, прилегающей к школе территории и улиц.
· Через содействие усилиям частного сектора, направленных на поддержку специальных программ, организацию походов и поездок за город, и выделение дополнительных средств для приобретения школьных учебников, пособий и для финансирования программы социальной поддержки учащихся.
· Через публикацию в местной печати и освещение телевидением и радио положительных материалов об учащихся.
· Через организацию выступления перед школьниками представителей муниципальных служб, таких как милиция, пожарные, руководители объектов массового отдыха и других лиц о значении воздержания от употребления алкоголя и других наркотиков и о необходимости быть положительным примером для младших детей.
· Через предоставление учащимся возможности помочь другим людям (например: уборка листьев, снега, помощь в работе с детьми младшего возраста, выполнение поручений пожилых соседей).
· Через обеспечение спонсорства частных фирм для школьных команд, выступающих на спортивных соревнованиях и олимпиадах.
· Через рассылку руководителям муниципальных служб, организаций и родителям информационных листков, сообщающих об участии учащихся в общественной жизни и их успехах.
· Через требование соблюдения законов и инструкций, направленных на защиту детей.
· Через тщательный отбор взрослых для работы с детьми.
· Через предоставление учащимся возможности оказывать помощь другим (например: добровольная работа в больницах, детских садах и яслях, лагерях для детей).
· Через привитие молодежи осознания высокой нравственности зарабатывания своим трудом и безнравственности стремления жить за чужой счет.
· Через привлечение их внимания к важности образования и убеждение их в необходимости оставаться в школе до полного завершения обучения.
· Через убеждение детей в том, что обращение за помощью есть признак силы характера.
Религиозные организации могут организовать, выступить в качестве спонсора и/или в поддержку:
· безалкогольных мероприятий для взрослых и детей
· групп родителей одного возраста
· групп сверстников
· семинаров для родителей
· подростковых учебных групп
· периодических семинаров по профилактике алкоголизма и наркомании
· сотрудничества с общественными группами и организациями выступающими за предотвращение употребления алкоголя и других наркотиков
Религиозные организации могут при желании также:
· выступать в качестве источника постоянно выпускаемых информационных сборников и брошюр по профилактике алкоголизма и наркомании
· включать идеи профилактики алкоголизма и наркомании в свои еженедельные бюллетени
· привлекать подростков к планированию, организации и проведению мероприятий, направленных против табака, алкоголя и наркотиков и предназначенных для них самих
· привлекать взрослую часть населения к участию в осуществлении программ профилактической направленности
Очень важно, чтобы учителя поняли, что "проблема наркомании" должна включать в себя вопросы употребления алкоголя в одном ряду с проблемой запрещенных наркотиков. Алкоголь - это наиболее доступный и часто употребляемый для опьянения наркотик. Когда употребляете термин "наркотики", он относится к алкоголю наравне с другими видами наркотических веществ.
Наши исследования показали что семья, критически относящаяся к алкоголю способна противостоять любому "алкогольному" событию, будь-то - наблюдение на улице, или бестактная демонстрация выпивки с телеэкрана. Их нетрудно объяснить ребенку, и тем укрепить у него неприязнь к спиртному. Такая семья опровергает любую "теорию" о приемлемости и пользе алкоголя, вместе, с ребенком изучит "алкогольное" поведение взрослых. Подобная позиция семьи формирует надежный психологический иммунитет против любого употребления спиртного.
И наоборот. Некритическое отношение к алкоголю в семье - основная и наиболее распространенная психологическая предпосылка к выпивке. В такой семье ребенок воспитывается на идеях: вино и жизнь - неразделимы; труд, семейные торжества, дружеские встречи, отдых, праздник - все интереснее непременно с вином. Ребенок поневоле начинает воспринимать алкоголь как естественный неотъемлемый и "нормальный" компонент жизни, усваивая "алкогольные" традиции. Он как бы программируется на будущее пьянство.
Знаменательно: "алкогольному" воспитанию способствует не только частота выпивок в семье, главное в доброжелательном отношении к алкоголю. В умеренно выпивающих семьях дети не в меньшей опасности, чем в семье пьяницы: ребенок не видит негативных сторон пьянства, а родители считают, что никакого антиалкогольного воспитания не надо. Умеренно выпивающие семьи опасны иллюзией их "алкогольного благополучия". Часто ребенок включается в питейные обычаи, пусть даже сам не употребляя спиртного, участие в общем застолье, сервировка стола "под вино", помощь родителям в покупке вина, общение с опьяненными родителями.
Наши исследования показали, что практически все подростки, заболевшие алкоголизмом, все молодые преступники, совершившие преступление в опьянении - выходцы из семей, воспитавших у них положительное отношение к вину.
Принято считать, что алкоголизация детей и подростков начинается с момента употребления алкоголя. Однако это распространенное ошибочное мнение. Алкоголизация у большинства людей начинается не с выпивок, а с того момента, когда у человека впервые появляется положительная мысль о спиртном и его употреблении. Алкоголизация начинается и протекает отнюдь не по прихоти человека, а под воздействием социальной среды, окружающей его. Эти воздействия могут быть словесными, вещественными, комбинированными. Словесные воздействия выражаются в том, что письменные и устные высказывания, содержащие положительную оценку спиртного и его употребления, со временем вызывают питейную запрограммированность человека. Суть ее в том, что в головном мозгу человека, как утверждал исследователь проблемы Г. А. Шичко, образуется прочная система ассоциаций, которая и вынуждает его действовать соответствующие образом. Особенно сильное влияние на детей оказывают словесные высказывания. Питейной запрограммированности их содействуют даже такие абсолютно безвредные слова, распространенные в быту: "пивцо", "винцо", "дай бог не последнюю", "с вином родились, с вином и помрем", "за Ваше здоровье", "все люди пьют и мы не хуже других" и т.д.
Трезвенническая пропаганда и просвещение - это не только яростное и глубоко научно-обоснованное отрицание алкоголя, но и подробное, тщательное, очень конкретное обучение подростков практической организации своей жизни на основе трезвенничества. Быстрое продвижение больших масс людей к алкоголепотреблению способны вызвать средства массовой информации, если они несут неточные, а то и просто ложные сведения об алкогольных изделиях и оправдывают их употребление.
Питейное убеждение формируется также под влиянием ложных сведений об алкогольных изделиях и об их воздействии на человека. Нередко можно услышать, что алкоголь обладает питательной ценностью, лечебными свойствами и т.д. Содержание питейного убеждения разных людей, естественно, отличается, однако для всех пьющих характерна твердая убежденность в том, что употребление алкоголя вполне нормальное и закономерное, явление, без которого нельзя или трудно обойтись. Таким образом, у человека формируется питейная запрограммированность и потребность в алкоголе. Питейная запрограммированность включает в себя установку на винопитие и питейное убеждение. Установка же представляет собой как общий план обращения человека со спиртными изделиями. Итак, каждая школа может и должна стать настоящим центром пропаганды трезвенничества среди населения, центром трезвеннического просвещения родителей.
Задание на лето
1. Создай, сформируй в летнем лагере, во дворе, в поселке, в деревне клуб молодых трезвенников. Для его работы используй материалы этой книги и то, что ты познал на уроках "Культуры здоровья". Не чурайся и дополнительной литературы, которая приводится здесь в конце каждого урока.