Обучение детей первого уровня речевого развития.
Логопедические занятия с безречевыми детьми проводится небольшими подгруппами
( 2 – 3 чел.) в форме игровых ситуаций.
Работа по расширению понимания речи.
- развитие представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимания конкретных слов и выражений, отражающих знакомые ситуации и явления.
- усвоение в импрессивной речи названий предметов, действий, постепенно учатся различать признаки предметов (игрушки, одежда, посуда, продукты питания);
- различие форм единственного и множественного числа, существительных и глаголов;
- обращение к одному или нескольким лицам (сядь – сядьте), глаголы близкие по значению (ведут – несут), действия, близкие по сходству (лежит, спит, отдыхает; вяжет, шьет).
- точное понимание речевых конструкций контролируется ответным действием.
Развитие самостоятельной речи.
- создание ситуации, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи.
- детей учат называть близких людей, простые имена, выражать просьбы (иди, дай, на), сопровождая их жестом;
- воспроизведение ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка 1-2-3 сложных слов (мак, киса, машина);
- детей учат приращивать одинаковые слоги из доступных звуков в конце (рук-ка, нож-ка, лап-ка);
- включение лепетных слов в простые предложения (мама, дай, тут, киса, дай мяч);
- обучение употреблению формы повелительного наклонения;
- обучение умению грамматически правильно строить предложения типа (Вова ,иди. Таня, на мяч.);
- использование методического приема просьба: что-то одеть, положить, пере дать
- задание закончить, сказанное логопедом короткое предложение, используя картинку (выученные слова требуют многократного повторения).
- использование приёма – краткий ответ на вопрос.
Работа по формированию звуковой стороны речи.
- выделение заданного слова в ряду других слов (подними флажок, если услышишь слово собака);
- различение слов, близких по звучанию, но разных по смыслу (уточка-удочка),
- различение сходных по звуковому составу предложений (показать на картинке кто купается, кто катается);
- детей учат неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова, сопровождается отхлопыванием с соблюдением соответствующего ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (па-па-па), слоги с разными согласными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги /пап-ап/
Стержневым моментом на этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно-речевой задачей.
Мотивы, цель и ситуация игры конкретизируется в зависимости от направленности овладения словарным запасом, зачатками грамматических значений.
При правильном коррекционном воздействии дети 1 уровня речевого развития начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях в связи с различными видами деятельности.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
- называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
- обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
- выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
- отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.