Характеристика обследуемых групп и методики тестирования силовой подготовленности

В исследовании принимали участие следующие группы:

- 1 группа (экспериментальная) - боксеры-юноши, регулярно тренирующиеся 5 раз в неделю в учебно-тренировочной группе (УТГ) II-III годов обучения, в количестве 10 человек, из которых двое имеют I юношеский разряд и восемь - II юношеский разряд, возраст которых составляет 13-15 лет.

- 2 группа (контрольная) - боксеры-юноши, регулярно тренирующиеся 5 раз в неделю в УТГ - II-III годов обучения, 10 человек, 3 человека - I юношеский разряд, 6 человек - II юношеский разряд, 1 - III юношеский разряд.

Обе группы испытуемых дважды проходили контрольное тестирование силовой подготовленности: до начала педагогического эксперимента (3.09.2012) и после окончания эксперимента (4.05.2013).

Методика проведения тестирования предусматривала следующую процедуру. Вначале испытуемым предлагалось выполнить задания психофизиологических тестов: теппинг-тест, ЭДР и РДО. После чего полученные результаты заносились в протокол исследования. Затем испытуемым предлагалось выполнить по три попытки тестирующих упражнений (прыжок в длину с места; сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с; бег 30 м, челночный бег 3x10 м; максимальное количество ударов по боксерскому мешку в серии 3x5 с.), лучшая из которых заносилась в протокол. Данные всех тестов подвергались дальнейшей статистической обработке.

Тестирование каждой группы проводилось по месту своих занятий: I группа (экспериментальная) - клуб «Золотая перчатка»; II группа (контрольная) - СДЮCШОР №9.

Обработка показателей, снятых в результате тестирования, осуществлялась с помощью следующих математических методов:

- вычисление среднего арифметического значения:

X =

n

- вычисление величины дисперсии (сигмы):

∑(X-X)2

Ơ =

n-1

- вычисление среднего квадратического отклонения:

n-1


- вычисление достоверности различий полученных результатов, по методу Стьюдента:

V=2 n-2, уровень значимости - 0,05, tкритич - 2,09

(Х1-Х2)

t= x√ n

√Ơ1±Ơ2

Далее полученные данные подвергались дополнительному анализу и использовались при подведении итогов исследования.

Результаты собственных исследований

Анкетирование

В качестве опросного метода нами было использовано анкетирование. Что дало возможность выяснить точки зрения высококвалифицированных и начинающих специалистов по боксу по проблеме силовой подготовки юных боксеров. Для чего была разработана анкета, включающая девять положений (вопросов): достаточно или недостаточно научно обоснованы имеющиеся методики силовой подготовки юных боксеров; степени важности силовой подготовки в системе подготовки юных боксеров в целом; наиболее важных видов, форм проявления силовых способностей в специфической деятельности боксеров; предпочтительную направленность силовой подготовки юных боксеров; роль каких мышечных групп важна в общей системе силовой подготовке юных боксеров; наиболее рациональное соотношение времени (в %), затрачиваемого на силовую подготовку на различных этапах обучения боксеров-юношей; в скольких занятиях недельного цикла целесообразно решать задачи силовой подготовки,; в какой части отдельного тренировочного занятия целесообразно решать задачи силовой подготовки юных боксеров. Отдельным вопросом выявлялась квалификация респондента и стаж его тренерской деятельности.

Всего было опрошено 15 тренеров г. Волгограда по боксу. Среди респондентов-тренеров 70 % имели высшую тренерскую категорию, остальные (30 %) - от I до II категории. Стаж тренер­ской работы респондентов характеризовался следующими показателями: свыше 20 лет - 41 %; от 10 до 20 - 50 %; от 5 до 10 лет - 9%.

Уровень научно-методического обоснования методики силовой подготовки оценивается респондентами не совсем однозначно: 50 % - считают этот уровень достаточным, а вторая половина (50 %) респондентов - недостаточным. Дополнительный индивидуализированный анализ анкетных данных показал, что чем больше стаж тренерской работы, а это как правило, совпадает с уровнем тренерской квалификации, тем чаще неудовлетворенность научно-методическим обоснованием силовой подготовки боксеров вообще и юных боксеров в особенности. Вместе с тем все респонденты считают проблему силовой подготовки важной или даже очень важной. 65 % от числа опрошенных респондентов считают, что в специфической двигательной деятельности спортсменов-боксеров силовые способности проявляются чаще всего в скоростно-силовом виде, нежели во взрывном, 35 % - отводят равное значение скоростно-силовым и взрывным видам силовых способностей.

Далеко неоднозначны представления квалифицированных тренеров об удельной роли конкретных мышечных групп и уровня их силового развития, в боевой деятельности боксера, а также методической направленности их скоростно-силового совершенствования. Квалифицированные тренеры (75 %) указывают на важную роль широкого спектра мышечных групп (сгибатели и разгибатели ног, мышцы участвующие в сгибании и разгибании, а также поворотах туловища; сгибатели и разгибатели рук) в боевой деятельности боксера и необходимость комплексного подхода к процессу их скоростно-силового совершенствования; тогда как молодые специалисты всего предпочтение отдается первому варианту, т.к. главной стороной подготовки боксера-юноши тренеры выделяют технико-тактическое совершенствование, которому уделяют самое ценное время в тренировочном занятии, нежели силовой или скоростно-силовой подготовке юного спортсмена, что так же является необходимой стороной общей системы подготовки.

Второй, же вариант применения силовых упражнений в тренировке по ОФП используется значительно реже, в связи с той же причиной, описанной выше. Такое использование данных вариантов тренировок не способствует вызову достаточных и систематичных адаптивных реакций организма, которые предопределяют развитие силовых способностей.

В связи с выше сказанным мы предприняли попытку разработать собственный вариант тренировочного занятия, который бы обеспечивал более рациональное распределение технико-тактических и силовых средств в тренировочном занятии, что наиболее полно отвечало бы задачам соответствующих разделов подготовки боксера-юноши.

Наблюдение

Проводимое нами наблюдение позволило нам просмотреть 15 тренировочных занятий у 15 ведущих тренеров г. Волгограда. Охваченный нами круг тренеров соответствовал кругу респондентов задействованных при анкетировании.

Данное наблюдение преследовало своей целью выявить: наиболее предпочитаемые средства силовой подготовки в тренировке юного боксера; используемые методы развития силовых способностей боксеров-юношей, а так же место, в тренировочном занятии, отводимое для силовой подготовки.

В результате мы выделили 3 группы средств (по воздействию на мышечные группы), которым отдается предпочтение при силовой подготовке:

1 группа - упражнения для мышц плечевого пояса и верхних конечностей:

- И.П. - упор лежа (на ладонях, на кулаках, на пальцах)

а) сгибание и разгибание рук, б) то же, но с отрывом от пола (10-20 раз, 3-4 п. Или 1 п. - на макс. результат).

- И.П. - лежа, лицом вверх. Жим штанги от груди. (60-80 % от веса тела, 10-12 раз, 3-4 п.).

- И.П. - фронтальная стойка, в руках по молотку (перед висящей на стене автомобильной покрышкой). Нанесение ударов молотками по покрышке (молотки 1-2 кг) : Г-2'.

- И.П. - лежа на скамейке, лицом вверх. Сведение и разведение рук через стороны с отягощением в руках (гантели - 5-8 кг, 10-12 раз, 3-4 п.).

- И.П. - боевая стойка (с партнером лицом друг к другу), в руках набивной мяч (3-5 кг). Броски и ловля набивного мяча (2'- 3').

- И.П. - боевая стойка (перед зеркалом), с гантелями (0,5-1 кг). Выполнение ударных движений с максимальной скоростью (выполняется с гантелями до падения скорости удара; 2'-3').

II группа - упражнения для мышц нижних конечностей:

- И.П. - упор присев. Одиночные и серийные прыжки вперед (вверх); 10-12 раз, 2-3 п. или 2-3'.

- И.П. - прямая стойка. Выпрыгивания вверх (с подтягиванием коленей к груди; с выведением прямых ног вперед, с разведением ног в стороны, вперед-назад); 10-12 раз, 2-3 п.

- И.П. - боевая (прямая) стойка, на тумбе h - 70-75 см. Спрыгивание в глубину с последующим выпрыгиванием и нанесением удара правой рукой или двойного удара - левой-правой (выпрыгивание без удара): 8-10 раз, 3-4 п.

- И.П. - прямая стойка, правым боком у гимнастической скамейки, зигзагообразные прыжки через скамейку (2-3').

- И.П. - прямая стойка с гимнастической прыгалкой в руках. Подскоки через прыгалку (2-3', или 1п. - до утомления)

III группа - упражнения для мышц туловища:

- И.П. - сидя на гимнастической скамейке (спец. тренажер) с закрепленными ногами, руки за голову. Сгибание и разгибание туловища (20-30 раз, 3-4п. или до утомления - 1п.).

- И.П. - лежа, лицом вниз, ноги закреплены, туловище свободно, руки за голову. Разгибание и сгибание туловища (15-20 раз. 3-4 п. или до утомления - 1п.).

- И.П. - прямая стойка с отягощением на плечах (гриф штанги). Повороты плечевого пояса слева - направо, справа - налево (до утомления или 2'-3').

- И.П. - упор присев. Прыжком переход в упор, лежа (10-12 раз, 3-4 п.).

Все вышеуказанные средства наиболее часто встречаются в тренировке боксера-юноши, и которым отдается предпочтение в силовой подготовке боксера.

Для развития силовых способностей юного боксера большинство тренеров-практиков используют следующие методы:

1) Повторный метод - для развития абсолютной силы и силовой выносливости;

2) Динамический метод - Для развития «быстрой» и «взрывной» силы;

3) Ударный метод - для развития главным образом «взрывной» силы.

Наблюдение также показало, что большинство тренеров предпочитают уделять внимание силовой подготовке в конце основной части и заключительной. В занятиях, где одной из основных задач является технико-тактическое совершенствование (см. рис. 1).

Схема тренировочного занятия с технико-тактическим заданием и применяемыми в нем силовыми упражнениями

ВУ Заключительная часть
\ t /

На практике так же существует другой подход в силовой подготовке юных спортсменов (боксеров), который предусматривает развивать силовые качества в конце подготовительной и начале основной частях тренировочного занятия, но на специ­альных занятиях по общей физической подготовке:

Схема тренировочного занятия с технико-тактическим

заданием

СБУ - специальные беговые упражнения

ГУ - упражнений для развития гибкости

Оба варианта применения силовых упражнений в тренировочном занятии используются тренерами на практике.

Наши рекомендации