Порядок анализа фразеологизма
1.Значение фразеологизма.
2.Структурно-семантический тип: сращение, единство, сочетание.
3.Фразеологические синонимы и антонимы.
4.Грамматический состав (глагольные, субстантивные, наречные, адъективные, междометные)
5.Происхождение фразеологизма.
6.Активное или пассивное употребление.
7.Сфера употребления фразеологизма (общеупот., диалектная, профессиональная, жаргонная).
8.Экспрессивно-стилистическая окраска фразеологизма: нейтральный, разговорный, книжный.
Например: на деревню дедушке
1.В неизвестном направлении.
2.Фразеологическое единство.
3.Синоним: куда глаза глядят; антоним: точно по назначению.
4.(неизвестно куда) наречный.
5.Исконно русский.
6.Активное употребление.
7.Общеупотребительный.
8.Разговорный стиль, отрицательная эмоциональная окраска.
Слова для разбора:
I вариант
Венецжеланиям! Итак, я вижу вас, О други смелых муз, о дивный Арзамас!
Сегодня он выступил с блеском.
II вариант
А орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд.
На этот раз мое терпенье лопнуло.
III вариант
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густаятолпа народа.
Он мастер на все руки.
-9-
Раздел 6.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Цель: закрепить теоретические знания по разделу, развивать навыки самостоятельной работы с предложением
Задание: определить ошибки в построении предложений, употреблении членов предложений и оформлении прямой речи.
Теория: синтаксическими нормами называются нормы построения словосочетаний и предложений
Образец:Я люблю футбол и плавать.–Я люблю играть в футбол и плавать. (сочетание инфинитива и существительного)
Передо мной книга, рассказывающая о приключениях двух друзей и которая мне очень нравится. - Передо мной книга, которая рассказывает о приключениях двух друзей и мне очень нравится. (сочетание второстепенного члена и придаточного предложения)
Его выводы простые и непонятны. - Его выводы простые и непонятные. (сочетание полной и краткой формы прилагательных, причастий)
Одна из картин Левитана висит перед нами, которая называется «Весна – большая вода». - Одна из картин Левитана, которая называется «Весна – большая вода», висит перед нами. (употребление сложных предложений: место придаточного зависит от того, какое слово в главном оно поясняет)
Предложения для разбора:
І вариант
Было внесено много ценных предложений и критических замечаний.
Хозяин удивился, но, однако, тем не менее промолчал.
Во встрече участвовали представители трех стран: Англия, Франция, Италия.
Лежащая книга на столе, не давала мне покоя.
О поступках, совершаемых в прошлом, мы сожалели всю жизнь.
Последнее, на чем я остановлюсь, это на вопросе о Ленском.
ІІ вариант
Когда мать узнает, чем занимается ее сын, у нее появился страх за него.
Я не только люблю лето, но и зиму.
Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
Войска, сражающие на улицах города, заняли крепость.
Я увидел гребень горы, поднимаемый к самым облакам.
Ученик, напишущий сочинение без ошибок, получит высокую оценку.
ІІІ вариант
Работы выполнялись в соответствии и на основе утвержденного плана.
Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.
Мост через реку, недавно построившийся, украсил наш город.
На дереве, стоявшем у дороги, сидят воробьи.
Благодаря моему читателю я полюбила литературу, читать книги, русских поэтов.
Попробовав однажды пельмени местного мясокомбината, теперь нет необходимости лепить их самим.
-10-
Вопросы к зачету
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Понятие культуры речи. Основные единицы языка.
2. Варианты русского литературного произношения.
3. Фонетика как раздел языкознания. Фонетические единицы языка.
4. Фонетические средства выразительности
5. Основные понятия лексики и фразеологии
6. Изобразительно-выразительные возможности русской лексики.
7. Словообразование. Способы словообразования.
8. Словообразование профессиональной лексики.
9. Основные понятия морфологии. Нормативное употребление форм слова.
10. Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
11. Выразительные возможности русского синтаксиса.
12. Текст и его строение.
13. Типы речи. Текст-повествование.
14. Типы речи. Текст-рассуждение.
15. Типы речи. Текст-описание.
16. Функциональные стили русского языка. Публицистический стиль.
17. Функциональные стили русского языка. Научный стиль.
18. Функциональные стили русского языка. Официально-деловой стиль.
19. Функциональные стили русского языка. Разговорный стиль.
20. Основные виды переработки текста. План, конспект.
21. Рецензия, аннотация.
-11-
Литература:
1. Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка. – М., 1996
2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1998
3. О. Галаева «Русский язык» справочник школьника М. 1995 г.,
Филологическое общество «Слово», ТКО АСТ., С. 433-438.
4. В.Ф. Греков «Пособие для занятия по русскому языку» М.
«Просвещение» 1987 г., С. 18-23.
5. В.В. Бабайцева. «Русский язык – теория». М. «Просвещение» С. 160-
165.
Интернет-ресурсы:
1. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
2. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
3. Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
4. Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
5. Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
-12-