Эффективность тестирования во многом зависит от соблюдения некоторых условий. Здесь важно все: где сидит исследователь, что он делает, что говорит и т.п. 1 страница
ИЛИ ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЛЕВШАХ
Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
Книга для учителей и школьных психологов, студентов педагогических вузов, колледжей и родителей. В книге рассказывается о происхождении леворукости, даются подробные тесты для определения леворукости, рассказывается об особенностях этих детей, их проблемах, подготовке к школе и школьных трудностях. В книге много практических советов, рекомендаций, примеров и заданий, которые помогут учителям и родителям понять леворуких детей и правильно организовать работу с ними.
ISBN 5-89396-073-4
М.В. Безруких, 1998 АРД ЛТД, 1998 АРД ЛТД, оформл.
Леворукость веками была и остается загадкой, загадкой еще не разгаданной, притягивающей внимание. Стремление разгадать эту загадку по сути — отражение глубинного, часто неосознанного желания человека постичь природу иного, необычного, исключительного, желания заглянуть в Зазеркалье и тем самым осознать свою неособенность, равность, большинство. По-видимому, генетически и исторически это определяет отношение к леворукости (а левшество чаще всего воспринимается как леворукость) не как к индивидуальному варианту нормы, а как к аномалии, нарушению развития.
Действительно, большая часть человечества — право-рукие и только 5—12% из них леворукие. Но следует понимать, что и праворукие и леворукие — это не однородные группы. Среди них есть сильно леворукие и сильно праворукие, но есть и те, кто выполняют одной или другой рукой только некоторые действия, среди них и амби-декстры (обоерукие), люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких нарастает: в 1928 среди взрослых было выявлено 3,3% леворуких женщин и 4,7% леворуких мужчин. В 1973 году число леворуких женщин увеличилось до 8,8%, а мужчин до 10,4%, а в 1979—88 годах достигло 12,4% среди женщин и 13,9% среди мужчин. Количество леворуких, которые представляют исследователи из разных стран, сильно различается и варьирует от 5% до 30%. Конечно, леворуких меньшинство и
еще меньше их становится по мере взросления. Левору-кость не исчезает, просто агрессивность праворукой среды заставляет леворуких порой с огромным трудом приспосабливаться, переучиваться, становиться как все.
По данным отечественных авторов количество леворуких людей среди здоровых взрослых не превышает 5,5%, и это неудивительно, т.к. в течение многих десятилетий леворуких детей в нашей стране переучивали, не очень заботясь о том, полезно ли это. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц в 1987 году выявлено 13,3% леворуких мальчиков и 10% леворуких девочек среди школьников 7—9 лет, в 14 лет их уже было 4,4% среди мальчиков и 4,1% — среди девочек, т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. По нашим данным в последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет 15-23%.
Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, убедительно показал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, т.к. есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.
У нас, к сожалению, всего этого нет, возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает роди- I телей на переучивание.
Негативное отношение к леворукости имеет давнюю и 1 длительную историю, причем события, действия и отно-
шения, связанные с правым и левым в различных культурах, разделенных и пространством, и временем, очень похожи. Как правило в различных культурах положительные качества соотносились с правым, отрицательные — с левым. Возможно, это просто одно из проявлений отношения к правому-левому как противоположностям в разных культурах. Откроем, например, Библию. Противопоставление правого-левого находим в Евангелии от Матфея — гл. 25: 31, 34.
«Когда же придет Сын Человеческий во славе своей все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся перед Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов, и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
Существует представление о том, что именно картина страшного суда повинна в закреплении предубеждения против леворукости, в формировании негативного отношения к левше как человеку негодному, не принятому Господом, однако это весьма спорно. Более того, в библейском тексте есть и упоминание о ловкости, умелости левшей войска Вениамина, в котором было всего 26700 воинов, и в этом войске «..:из всего народа сего было семьсот человек отборных, которые были левши, и все сии, бросая из пращи камни в волос, не бросали мимо». (Гл. 20, 15). Можно посчитать долю леворуких в этом войске, она составляет всего 2,4%, но следует учесть, что воины отбирались по очень жестким критериям.
Существуют различные представления о возникновении этого предрассудка. Одно из них — предположение американского ученого К. Сагана. По его мнению левая рука могла считаться «нечистой» из-за того, что использовалась для гигиенических процедур, а использование только правой руки для еды, приветствий в какой-то мере предохраняло людей от распространения болезней, снимало неприятные ассоциации, связанные с актами выделения. Впрочем, это только предположение.
Древность происхождения этого предрассудка достаточно убедительно подтверждает лингвистический анализ. Во многих языках «левый» является не только синонимом слов «неловкий», «неуклюжий», но и «неискренний», «разбитый», «зловещий», т.е. имеют, как правило, отрицательное значение. Так, в английском языке синонимами слова «lefthanded» являются не только слова — неуклюжий, неумелый, но и — уклончивый, скрытный, и даже — подлый. Во французском — «gauche» — левый, неловкий, неуклюжий, нескладный, нечестный. В немецком «link» — левый, а производное — «linkish» — неловкий.
Это предубеждение прошло через века и не изжито до сих пор. И сегодня мусульмане считают оскорблением, если им протягивают при встрече левую руку или подают левой рукой деньги, подарок. Они считают ее «нечистой». Так же относятся к левой руке представители одной из народностей Нигерии — йоруба, которым категорически запрещено что-либо брать или передавать левой рукой. Это жестокое оскорбление и преднамеренная демонстрация неуважения к человеку. Йоруба называют левую руку «ово оси» — «негодной», а во многих районах, где живут представители этой народности, левшей вообще считают «ненормальными» людьми. Не исчезают и попытки доказать, что у леворуких есть масса особенностей, свидетельствующих о более низком уровне их способностей, интеллекта, более низких адаптивных возможностях и т.п. В исследованиях канадских ученых послед-
них лет предпринимаются попытки доказать, что лев1 имеют более низкую продолжительность жизни. Прич.... считается, что одна из причин более короткой жизни левшей — несчастные случаи, увечья. Действительно, и автомобили, и всевозможные инструменты в основном предназначены для праворуких. Например, исследование, проведенное в Британской Колумбии, показало, что левши чаще наносят себе раны, водители-левши в два раза чаще попадают в аварии. Однако специалисты Гарвардского университета сочли эти данные преждевременными. «С подобными заключениями нужно быть очень осторожными, — считает профессор А. Галабурда. — Они лишь затрудняют жизнь левшам. Чтобы выступать с такими данными, нужно обследовать тысячи людей. Все зависит от конкретной личности».
Негативное отношение к левшам в нашей стране также имеет длительную историю. Больше семидесяти лет назад в журнале «Русская клиника» была опубликована статья доктора А.А. Капустина о детях, проходивших неврологическое обследование. Среди них оказалось всего 0,7% левшей, но у большей части из них доктор Капустин отметил нарушения в развитии. Однако вывод, который он сделал, звучал просто как приговор левшам: «Дети-левши в своем большинстве являются дегенератами, отягченными грубыми клеймами вырождения и слабо одаренными».
«Я все понимаю, — жалуется мама леворукого сына, — но ничего с собой поделать не могу, воспринимаю лево-рукость как недостаток, даже, признаюсь, как ущербность». «Что бы вы ни говорили, — продолжает разговор учительница начальных классов, — это должно быть очень неудобно — писать левой рукой. И я тоже, может быть невольно, смотрю на леворукого как на не способного сделать все так, как надо». «Нет, нет, нет, — настаивает бабушка, — у него (у леворукого внука) не может быть все в порядке, что-то нарушено, что-то не так. Иначе отчего это несчастье?»
С подобными взглядами на леворукость и таким отношением мы сталкиваемся очень часто. Отчего это? От нашего всеобщего нетерпения и нетерпимости к иному,! другому, не такому как все? От желания, чтобы ребенок; ничем не отличался от «обычных детей» и был «как все»? Или это отголоски представлений доктора Капустина? Вероятно, и то, и другое имеет место, но все же решаю-? щим, на наш взгляд, является незнание, непониманий биологических механизмов леворукости, а главное — не-, приятие многообразия индивидуальных различий наших детей, разнообразия их способностей, склонностей, различия реакций при действии одних и тех же факторов, неспособность и нежелание принять эти индивидуальные особенности как данность, которую не нужно и нельзя переделывать, изменять по своему желанию.
К сожалению, и сейчас еще бытует представление о связи между леворукостью и более низкими умственными способностями людей, несмотря на то, что специальные психо-физиологические исследования не дают для] этого никаких оснований. Действительно, существуют данные о большом проценте леворуких среди умственно ■ отсталых детей, среди детей с трудностями обучения пись-i му и чтению, но во многих случаях сама леворукость является результатом патологии в развитии мозга, как щ умственная отсталость и трудности в обучении, а вовсе не причиной этих нарушений. То есть и у леворукости, и у сниженных интеллектуальных способностей может бы одна причина — патология развития, а у здорового левши могут быть блестящие способности. И таких данных тоже немало. Доктору Капустину и многим другим, считающим, что леворукость и низкие способности, низкая ода-! ренность, ущербность взаимосвязаны, легко возразить, сославшись на имена известных всем леворуких людей —; Александра Македонского и Наполеона, Леонардо да Винчи и Джеймса Клерка Максвелла, И.П. Павлова Я В.И. Даля, Чарли Чаплина, Пола Маккартни, Джордж*
Буша и Билла Клинтона, многих выдающихся спортсменов которые показывают, что никакой вид деятельности не закрыт для левшей и они способны добиваться в своем деле больших успехов.
И все же тревога за здоровье и развитие леворуких детей не лишена основания. Среди леворуких существенна доля детей, рожденных в результате беременностей и родов, протекающих с различными осложнениями, высок удельный вес детей с особенностями в развитии центральной нервной системы, с предрасположенностью к неврозам, пониженной сопротивляемостью организма. Некоторые исследователи считают, что для леворукого ребенка могут быть характерны асинхронное развитие некоторых психических функций, высокая эмоциональность, некоторое отставание в развитии психомоторных функций и пространственного восприятия.
Большую тревогу ученых и педагогов вызывает тот факт, что среди подростков с девиантным поведением (поведением, отклоняющимся от принятых норм) и среди тех, кто совершил противоправные действия, отмечается значительное число леворуких. Однако, и это важно подчеркнуть, причина кроется не в леворукости как таковой, а в отрицательном отношении к этим людям в детстве, возможно, в насильственном переучивании, которое травмирует личность ребенка, создавая ситуацию так называемого «декстра-стресса» (декстра (лат.) — правый, стресс (англ.) — давление, напряжение) — стрессовых воздействий праворукой среды. Ученые предполагают, что отказ °т переучивания, истинное внимание и бережное отношение к леворуким детям позволят уменьшить отрицательное влияние декстра-стресса на здоровье и формирование личности, снизят риск нарушений физического и психического здоровья.
Люди так долго и упорно боролись за право леворукого ставаться леворуким, так убедительно доказывали, что
среди левшей немало известных и даже гениальных людей, что в последние годы появились сторонники другой и тоже крайней точки зрения — все левши гениальны, творчески одарены, имеют блестящие математические способности. Мама пятилетнего леворукого мальчика в течение полутора часов убеждала меня в его необыкновенной гениальности, показывая как доказательство самые обычные рисунки, рассказывая о самых типичных вопросах, свойственных детям этого возраста, демонстрируя «необыкновенно» фантастические фигурки из пластилина и «Лего» и умение читать (правда, очень быстро, но с ошибками, без понимания прочитанного). Эта убежденность в «особенности» сына могла бы быть безобидной, если бы мама не настаивала на приеме ее «гениального» сына в школу (напомню, мальчику недавно исполнилось пять лет), аргументируя свое желание лишь одним — «он же левша, а все левши гении». Такая позиция может нанести ребенку совсем не меньше вреда, чем нетерпимость и негативное отношение к леворукости. Ожидания этой мамы скорее всего не оправдаются, а риск эмоциональной и физической перегрузки, неуверенности, тревожности и беспомощности из-за невозможности выполнить мамины требования и соответствовать маминым ожиданиям чрезвычайно высоки.
Пока еще нет четкого и однозначного ответа на вопрос о том, что является причиной леворукости и чем отличаются праворукие и леворукие люди, одно несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое — преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого
ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Мы очень хотели убедить вас в том, что ваш ребенок имеет право быть не таким, «как все», и надеемся, что факты, размышления, рекомендации, приведенные в этой книге, помогут вам увидеть особенности вашего ребенка, понять его проблемы, быть более внимательным и более чутким, научат вас решать все возникающие проблемы вместе.
Происхождение леворукости
Мнения ученых о том, как и почему возникает леворукость, не только различны, но и противоречивы. Но, несмотря на значительное число работ, посвященных этой проблеме, нельзя сказать, что она полностью изучена и есть четкие, доказательные подтверждения какой-либо одной гипотезы. Среди них есть курьезные и серьезные, никогда и никем не доказанные предположения и доказанные многолетними исследованиями.
По-видимому, это и есть доказательство возможности существования различных причин, приводящих к леворукости.
Естественно, что в теориях происхождения леворукости за основу принимаются не только различные факторы: социокультурные, патологические, генетические, но и их комплексное сочетание.
Многие гипотезы прошлого века объясняют преимущественное владение правой рукой, а леворукость рассматривают как исключение.
Согласно одной из таких гипотез, праворукость объясняется асимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. Необходимый упор на левую ногу делает более свободной правую руку, она тренируется, мышцы ее становятся более развитыми, движения — точными.
Еще более популярной была так называемая теория щита и меча, по которой щит во время сражений должен защищать сердце и| поэтому воин держит щит левой (пассивной) рукой, а оружие держит в правой. Многовековая тренировка правой руки в бесчисленных сражениях и определила преимущество правой руки. Конечно, мы можем улыбнуться сейчас наивности, бездоказательности и противоречивости этих гипотез, однако пока не буч дем полностью перечеркивать возможность влияния различных факторов внешней среды на формирование леворукости. Многие исследователи выделяют социальные факторы и прежде всего условия воспитания как причину возникновения леворукости, апеллируя при этом к Платону, который считал: «Руками своими пользуемся мы как калеки, и покалечила нас глупость матерей и нянек; равно-! весие, которое природа соблюдает, создавая наши конечности, мы разрушаем скверной привычкой».
Одной из первых теорий возникновения леворуко-i сти была социальная теория английского ученого С. Джексона, считавшего леворукость результатом при-| вычки, влияния социальных условий среды (почти теория щита и меча!). Однако Джексон не считал, что такая «натренированная» привычка работать левой рукой передается из поколения в поколение.
Можем ли мы оспорить это мнение? Безусловно, чисто социальный фактор происхождения леворукости легко оспорить, т.к. многолетние исследования леворукости в разных странах и на разных континентах доказали — процентное соотношение леворуких и праворуких людей в человеческом сообществе не изменяется. Вряд ли это было бы возможно при столь сильном влиянии среды. Однако мы не можем и полностью отвергать такое влияние.
Бывают ситуации, когда праворукие люди под влиянием внешних обстоятельств, а не в силу биологических причин, становятся левшами. Наиболее частыми причинами такой леворукости (иногда называемой вынужденной) являются травмы правой руки (переломы, вывихи, растяжения связок), перенесенные в раннем детстве. Представьте себе полутора-двухлетнего малыша с переломом руки. С одной стороны это возраст очень активных движений руками, интенсивного формирования слаженности, точности, с другой — попытки что-то нарисовать, сложить кубики, пирамидку, но правая рука больна, недееспособна, и невольно более активной становится левая рука. Если этот период длится недолго, то нет оснований для беспокойства, но совсем нередко бывает несколько травм подряд, и вот тогда внешние условия среды берут свое. Левой рукой ребенку становится работать удобнее, чем правой, и так возникает вынужденное левшество. Есть вынужденные левши среди детей с последствиями ДЦП. Нарушения нервно-мышечной регуляции и мышечного тонуса справа делают более удобными движения левой рукой. Левая рука больше тренируется, лучше развивается.
Влияние среды может быть и не столь жестким, но дать тот же результат формирования уже невынужденного левшества. Дело в том, что деятельность ребенка формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Так возникает «ненасильственное» переучивание и многие левши в окружении правшей тоже начинают более активно действовать правой рукой.
Нельзя исключить возможность обратной ситуации, когда праворукий ребенок оказывается в леворукой среде
— у него могут быть леворукие папа или мама, бабушка
или дедушка, брат или сестра. А самое главное — в семье
никто не удивится еще одному левше, да и сам он будет
считать себя левшой, разве только он будет не очень уме
лым. Следует заметить, что случаи вынужденной смены
руки как правило сопровождаются невротическими и эмо
циональными нарушениями, а также координационным
дискомфортом, трудностями освоения сложных двигатель
ных навыков.
Итак, внешняя среда может оказывать влияние и при определенных условиях приводить к формированию ле-ворукости, но если быть более точными, это не истинная леворукость, потому что рукость сложным образом связана с деятельностью мозга (но об этом мы расскажем в специальной главе).
Тесная связь рукости и функциональной организации мозга не позволяет нам согласиться с главным выводом С. Джексона: если под влиянием среды можно сформировать определенный вариант предпочтения руки (правой или левой), то нужно тренировать обе руки равномерно. Стремление натренировать обе руки — голубая мечта спортивных тренеров, увы, она оказывается недостижимой: и если у фехтовальщика или теннисиста ведущая рука — правая, он и работает правой рукой, а левша
— левой именно потому, что у правши и левши свой спе
цифический характер функционирования мозга.
За социальной теорией возникновения левшества тянется длинный шлейф проблем, связанных с переучиванием. Корни желания переучить левшу в том, что лев-шество считали дурной привычкой, а дурные привычки не только можно, но и нужно искоренять.
В течение многих десятилетий накапливались данные о значительном количестве левшей, страдающих нервно-психическими расстройствами, задержками развития, на-
рушениями речевого развития. Это дало основание предположить, что возможен патологический генез или патологическое происхождение леворукости.
В настоящее время есть достаточное количество фактов, подтверждающих возможность патологического происхождения леворукости. Причем есть сторонники крайних взглядов, утверждающие, что любая леворукость, даже встречающаяся у разных поколений левшей в семье, имеет патологическое происхождение, связанное с дисфункцией мозга, а большая часть таких случаев объясняется родовой травмой. Действительно, исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что среди леворуких детей очень высока частота патологии беременности и родов, родовых травм. Нельзя исключить, что существует генетически обусловленный повышенный риск родовых травм в определенных семьях. И тогда действительно патологическая леворукость может проявляться в разных поколениях.
Вероятность появления леворукого ребенка увеличивает так называемый родовой стресс. Родовой стресс обычно определяют наличием не менее чем двух неблагоприятных факторов, среди которых низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного и ряд других.
Но сторонников таких крайних взглядов немного, большая часть исследователей склоняются к мнению о том, что патологическая леворукость имеет место, и важно понимать, что в этих случаях леворукость может сочетаться с комплексом нарушений или задержек в развитии речи, восприятии, моторных функций. В то же время следует разграничить леворукость и эти нарушения, выделив, возможно, как единую причину возникновения и леворукости, и нарушений в развитии ребенка патологические факторы, связанные с течением беременности и родов.
обнаружить леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, она возрастает до 17%, если один родитель леворукий, и увеличивается до 46%, если леворуки оба родителя. В пятидесятые годы нашего столетия эти цифры уточнили, но они не сильно различаются: 50% детей становятся левшами, если оба родителя левши, 16,7% — если один из родителей левша, и 6,3% — если в семье не было леворукого.
Однако подтверждение возможности влияния генетических факторов еще не отвечает на вопрос о том, как это происходит. Генетические модели, объясняющие возможность передачи рукости из поколения в поколение, должны восполнить этот пробел. Расчетные данные, которые дает любая генетическая модель, должны совпадать с практическими, и чем выше совпадение, тем больше вероятность, что такая модель может быть использована для объяснения наследования рукости.
Одна из генетических теорий происхождения левору-кости, предложенная учеными Д. Леви и Т. Нагилаки, связывает рукость и латерализацию речевых функций и предполагает зависимость рукости от двух генов, один из которых определяет речевую латерализацию, а другой — контроль моторных функций.
В основе этой модели предположение, что рукость в каждом конкретном случае связана с межполушарной асимметрией и типом моторного контроля. В соответствии с моделью большая часть людей праворуки и имеют центр речи в левом полушарии — так и есть. Среди лево-руких возможны два варианта расположения речевых центров и в левом (таких большинство) и в правом полушарии, что также подтверждается конкретными результатами. Известно, что каждое полушарие управляет конечностями противоположной стороны тела: левое — правой ; стороной, правое — левой. Однако в соответствии с моде- 1 лью Д. Леви и Т. Нагилаки необходимо было предполо- I жить возможность контроля правой стороны тела правым I
18
полушарием, а левой -- левым. До последнего времени спорным был вопрос о возможности управления руки не только противоположным (контрлатеральным) полушарием, однако электрофизиологические данные последних лет подтверждают возможность ипсилатерального контроля движений рук.
Левополушарная доминантность по руке и по речи рассматривается многими авторами как непременное условие эффективной деятельности, а все несовпадения объясняются результатом пре- и перинатальных поражений. Однако и в этом вопросе между исследователями нет единодушия. Было высказано предположение о том, что функция речи и мануальное предпочтение одной из рук могут быть и не связаны между собой, т.к. левое полушарие обычно является доминирующим по речи, вне зависимости от моторной латерализации. Дальнейшие исследования латерализации речевых и моторных функций, в определенной степени подтвердив эти положения, в то же время убедительно показали возможность существования различных вариантов.
Еще одна генетическая модель американских исследователей Н. Гешвинда и А. Галабурды предполагает вклад наследственных факторов в формирование латерализации в зависимости от пола человека. Обсуждается доказательство того, что в происхождении леворукости имеют значение факторы дородового развития, в том числе и эндокринный статус матери и ребенка, определяющий развитие правого и левого полушарий мозга в период внутриутробного развития.
Достаточно -четкая генетическая модель наследования леворукости, известная как теория «правого сдвига», предложена английской ученой М. Аннет, согласно этой модели фактор «правого сдвига» определяет вероятность доминирования левого полушария как для речевых, так и Для моторных функций (т.е. определяет праворукость). Леворукость же объясняется отсутствием гена, содержа-
19
щего фактор правого сдвига, и тогда возможен инвариантный случайный выбор, т.е. фактически праворукость наследуется, а леворукость нет.
В соответствии с теорией М. Аннет левши, амбидектры и праворукие в человеческой популяции распределены в соответствии 4%, 33%, 66%. В то же время почти все исследователи отмечают, что леворукость не наследуется как простой признак.
Существуют варианты теорий, рассматривающих комплексное сочетание патологических и генетических факторов, лежащих в основе проявления факторов латерального предпочтения.
Учитывая все эти факты, по-видимому, более корректным было бы представление о гетерогенной (разнопри-чинной) леворукости. Можно выделить леворукость, обусловленную различными патологическими факторами, а также леворукость, имеющую в основе смешанный генез. Нельзя исключить и вариант вынужденного предпочтения руки (вынужденной леворукости) вследствие утраты, дефекта конечности, патологии периферического отдела анализаторной системы и др. причин.
Фактически можно выделить три основных фактора, определяющих предпочтение левой руки: генетическую латеральность, или генезную наследственную основу; патологическую латеральность, обусловленную в значительной мере пре- и перинатальными нарушениями в развитии мозга; вынужденную латеральность. Причем возможны различные варианты сочетания этих фак- I торов, что значительно осложняет выделение природы их происхождения и требует разработки специальных методов диагностики, причин и степени предпочтения руки.