Отметка. Личная подпись. А учитель выставляет эти отметки в журнал. Чем не оценка работы?
На уроках штопку дырок можно устраивать в качестве десерта. Хорошо бы эти штопки проводить между командами - чтобы еще и еще раз провоцировать детей на деловые разговоры-договоры и тем самым, между прочим, уменьшать вероятность ошибки. Общий сигнал - хоп! - и команды по часовой стрелке меняются местами для взаимной проверки...
Ну а не хватило на уроке времени на штопку - можно и на дом задать. Тоже хорошо: в начале следующего урока хозяину тетрадки и штопальщику будет что обсудить.
Средство третье
ПРОРАБОТКА ОШИБОК И НЕТОЧНОСТЕЙ
Понятно, что вообще-то ученикам надо ошибки "прорабатывать!" А как?
Обычный, принятый в школе алгоритм работы над ошибками дает представление о том, как работать с единицей языка, но не вмещает представлений о том, как работать с человеком. Как учителю сотрудничать с учеником? Как ему, ученику, сотрудничать с учителем? со своими сверстниками?
Цифирь на полях
В ученических тетрадках вместо привычных символов (палочка -орфографическая ошибка, галочка - синтаксическая ошибка) на полях появляются разные цифры, которые проставляет учитель. Каждой ошибке строго соответствует цифра. При этом он может исправить ошибку, просто зачеркнуть ее или вовсе ничего с ней не делать - в зависимости от ситуации, хозяина тетрадки или своего рабочего замысла. Но на полях в соответствующей данной ошибке строке непременно появится цифра, отсылающая ученика в "Проработку ошибок и неточностей".
Такая маленькая рукодельная брошюрка есть у каждого ученика. Зачем она? Ведь, казалось бы, все эти орфо- и пунктограммы есть в учебнике. Но учебник - большой и не мой, а книжечка - маленькая и моя, именная! Даже сброшюрована и проиллюстрирована самими учениками.
Рукодельная брошюрка
Ж
изнь Проработки началась с десяти орфограмм на одном-единственном листочке, предназначавшемся каждому первоклашке. Перечислены они были в том порядке, в каком заходила о них речь в классе. Каждая новая орфограмма обживалась и торжественно набиралась на компьютере. По мере продвижения в материале (а мы шли не по обычной программе, а собственным путем), наша книжечка разрослась до семи страниц (54 орфограммы и 16 пунктограмм). Принцип перечисления орфограмм у нас был один - житейский, домашний. (А поскольку у каждого класса жизнь своя, то и Проработка, если вы вдруг надумаете ее сочинять, наверняка выйдет не такая, как когда-то у нас.)
Та, чей фрагмент опубликован, - аж четвертая! И терзали ее в таком виде уже шестиклассники. Значит, укладывалась она в их головах целых шесть лет (за шесть-то лет и наизусть не грех выучить, не правда ли?).
Многие пунктограммы в Проработке лишь обозначены. Понятно, что в шестом классе разговор об обособленном приложении весьма приблизительный, но ткнуть шестиклассника лишний раз носом: сочини-ка, дескать, свое, похожее, предложение, - представляется полезным. Развивает языковую интуицию, да и ошибку без внимания оставлять не хочется (даже если класс и "не проходил" соответствующую тему), ведь в сочинениях у ребят иногда встречаются весьма сложные синтаксические конструкции. Что ж, в восьмом-девятом-десятом классах инструкции будут более подробными.
Если б все правила мы стали формулировать в их полноте, то наша Проработка превратилась бы из инструкции к домашнему употреблению в сакраментальное учебное пособие, отторгающее от себя учеников (даже сильных).
Вижу орфограммы:
Прорабатываю так: