Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.

Методы комплексного исследования

И оценки положения молодежи в обществе

Учебно – методическое пособие.

Тула 2012.

ББК 303.02.

Рецензенты:

Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе. – Тула: Издательство ТГПУ им. Л.Н Толстого, 2012. – с.

Учебно – методическое пособие адресовано студентам, обучающимся в по направлению подготовки 040700.62 «Организация работы с молодежью», а также работающим с ними преподавателям.

Пособие может быть использовано как во время аудиторных занятий, так и в процессе самостоятельной работы студентов - бакалавров.

В пособие включены: общие методические указания, краткое содержание лекционного курса, задания для подготовки к семинарским и практическим занятиям, задания для самостоятельной работы, необходимые приложения, список рекомендованной литературы и электронных образовательных ресурсов.

ББК 303.02.

© 2012

© Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012

Оглавление.

Пояснительная записка.  
Программа курса  
Учебно-тематический план  
Краткий курс лекций  
Методические рекомендации для подготовки к семинарским и практическим занятиям. Задания для самостоятельной работы.    
  • Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.
 
 
  • Модуль 2.Методы исследования в социальной и гуманитарной сфере.
 
 
  • Модуль 3. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования.
 
 
  • Модуль 4. Оформление и представление результатов научного исследования.
 
 
Литература и информационные ресурсы для самостоятельной работы студентов.    
Вопросы для подготовки к экзамену.  

пояснительная записка

Уважаемые студенты! Курс «Методы комплексного исследования и оценки положения молодежи в обществе» относится к блоку специальных дисциплин и призван способствовать формированию общей исследовательской культуры будущего специалиста по работе с молодежью, что является непременным условием вашей профессиональной подготовки.

Программа курса ориентирована на студентов - бакалавров высшей профессиональной школы дневной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 040700.62 «Организация работы с молодежью».

В соответствии с ФГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 040700 Организация работы с молодежью готовится к различным видам профессиональной деятельности, важнейшее место среди которых занимают научно-исследовательская и информационно-аналитическая. Объектами исследования могут являться: социокультурные процессы в молодежной среде; свойства и состояния молодежи, их проявления в различных областях социальной деятельности и взаимодействия на уровне индивида, группы, сообщества; способы и формы воздействия на молодежь; различные аспекты ее развития. В процессе исследовательской деятельности вам придется решать следующие задачи:

· сбор, классификация и систематизация научной информации по молодежной проблематике, в том числе с применением статистических и социологических методов;

· участие в подготовке и проведении эмпирических исследований по молодежной проблематике;

· подготовка информационных обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по исследуемой проблеме в рамках молодежной тематики;

· участие в работе семинаров, тренингов, научно-практических конференций;

· участие в социальных проектах по внедрению результатов научных исследований для реализации молодежных программ.

Для эффективного решения данных задач необходимо овладеть следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

ü понимание социальной значимости своей профессии, стремление к выполнению профессиональной деятельности, к поиску решений и готовность нести за них ответственность;

ü готовность к восприятию информации, готовность к использованию основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации;

ü способность применять статистические и социологические методы сбора социальной информации

ü навыки в составлении информационных обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике;

ü способность выявлять проблемы в молодёжной среде и вырабатывать их организационные решения в области занятости, трудоустройства, предпринимательства, быта и досуга и взаимодействие с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи;

ü способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике;

ü способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях;

ü владение навыками участия в социальных проектах по реализации молодёжных программ.

Именно формирование данных компетенций должно стать результатом освоения вами данного курса.

Содержание программы нацелено на освоение методологии организации и проведения комплексных исследований в области анализа и оценки положения молодежи в обществе, знакомство с основными методами проведения исследований в социальной и гуманитарной сфере и границ их применения в молодежной среде, ориентирует на понимание основных комплексных показателей оценки положения молодежи в обществе, а также методики анализа и представления данных осуществленных исследований.

По итогам изучения курса вы будете

знать: основы общей методологии научного исследования; основные понятия и принципы эмпирического исследования в социальной и гуманитарной сфере; базовые теоретические и эмпирические исследовательские методы; границы применения различных исследовательских методик в молодежной среде; технологию обработки, анализа и представления результатов исследования;

уметь: разрабатывать программу эмпирического исследования; использовать на практике методы сбора первичной социальной информации; обрабатывать анализировать, и представлять в разных формах результаты исследования;

владеть:методикой организации и проведения исследования проблем молодежи методами научного наблюдения, опроса, социального эксперимента, очной и заочной экспертных оценок, анализа документов, социометрии; методикой обработки и презентации эмпирических данных.

Ведущими подходами при отборе содержания, форм и ме­тодов изучения данной дисциплины являются личностно-деятельностный, культурологический, антропологический и компетентностный..

Первый позволяет вычленить в качестве цели под­готовки становление личности выпускника, второй - рассматривать ее в контексте современной социокультурной ситуации, третий - определяет человекознание как основу вашей будущей профессиональной деятельности.

Компетентностный подход предполагает выработку у будущего бакалавра таких интегративных личностных характеристик, которые позволят вам успешно решать как профессиональные проблемы, так и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностных ориентаций и склонностей. Иными словами, компетентностный подход предполагает научить вас эффективному выполнению ваших функциональных задач.

Это дисциплина носит как теоретический, так и практикоориентированный характер, предполагает выполнение на ее базе курсовой работы с описанием проведенного локального научного исследования. В содержании курса широко используются межпредметные связи с психологией, философией и социологией.

Важно формирование у вас методологической культуры исследователя, будущего специалиста по работе с молодежью. Иными словами вы должны научиться: выявлять, описывать и объяснять социальные факты, явления и процессы с позиции определенной методологической концепции; самостоятельно пополнять свои знания в области методологии; начать формировать навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии.

Структура курса включает в себя:

· блок теоретических знаний (понятия, классификации, принципы, подходы, факты);

· общеинтеллектуальные и общепедагогические умения, навыки, приемы, модели профессионального поведения;

· репродуктивные и проблемно-поисковые способы учебной, исследовательской и будущей профессиональной деятельности;

· аксиологический аспект, направленный на становление профессиональных и личностных ценностных ориентаций, этических установок, идеалов, убеждений.

При изучении курса вы научитесь:

· анализировать ситуацию, вычленяя в ней исследовательскую проблему;

· моделировать и проектировать исследовательскую деятельность на основе профессиональной рефлексии;

· отбирать исследовательские методы, приемы для решения поставленной исследовательской задачи.

Содержание курса построено по модульному принципу. Курс включает в себя следующие модули:

  1. Общие основы методология научного исследования.
  2. Методы исследования в социальной и гуманитарной сфере.
  3. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования.
  4. Оформление и представление результатов научного исследования.

Усвоение всех компонентов каждого из модулей является обязательным для каждого студента. Уровень усвоения проверяется преподавателем средствами текущего (устный опрос, письменные тестовые и другие задания на семинарских и лабораторно-практических занятиях), промежуточного (срезовые контрольные работы, отчеты студентов о выполнении заданий для самостоятельной работы) и итогового контроля (экзамен). Только студент, усвоивший все модули курса, может быть аттестован по итогам его изучения.

Каждый из модулей курса предусматривает различные формы организации учебной познавательной деятельности студентов: лекции (в том числе проблемные, диалоговые), семинарские и практические занятия; систему внеаудиторной работы. Каждая из названных форм обучения имеет свое назначение.

В процессе лекций вы будете знакомиться с основными идеями, понятиями, методологическими концепциями, теориями и подходами. Лекции - это не предметный диктант, не монолог преподавателя, а информация об актуальных исследовательских проблемах современной науки. Такая лекция будет иметь преимущественно проблемный характер, содержать элементы беседы – в соответствии с уже имеющейся у вас базовой подготовкой. Поэтому ваша задача во время лекций - размышление, фиксация основных идей, важнейших характеристик понятий, теорий и их авторов, наиболее значимых фактов и др. Таким образом, в процессе лекции будут реализованы все элементы содержания дисциплины: информационно-познавательный, эмоционально-ценностный, операционально-деятельностный, потребностно-мотивационный.

Насеминарских занятиях отрабатывается понятийный аппарат курса (т. е. происходит усвоение содержания базовых понятий, связей и отношений между ними), а также формируются первоначальные навыки теоретического анализа и применения эмпирических методов в решении задач педагогического исследования. Эта общая цель реализуется в отдельных частях материалов к семинарским занятиям. Здесь выделяются следующие компоненты:

а) тема и цель данного семинара;

б) план, т. е. перечень основных вопросов (подтемы), которые необходимо проанализировать. При этом важно отметить, что содержание анализа определяется перечнем понятий в разделе «Программа курса», а также целевой установкой конкретного семинара;

в) литература для чтения и реферирования;

г) вопросы и задания для обсуждения, в ходе которого уточняется содержание понятий и формируются способы теоретического осмысления методологических и технологических проблем исследования в сфере образования; поиск и представление найденной совместными усилиями позиции (ответа на вопрос) как системы суждений, связной, четко сформулированной аргументации, т. е. отработка навыков логически правильного мышления и реализации научного стиля речи;

д) задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться как индивидуально, так и при работе в микрогруппе. Главная их задача – развитие опыта решения локальных практических задач, возникающих в ходе научного исследования, т. е. формирование элементарных исследовательских умений и навыков.

Подготовка к семинарскому занятию предполагает: 1) внимательное ознакомление с планом и методическими указаниями; 2) изучение конспекта лекции по данной теме; 3) самостоятельное изучение литературы к каждому из вопросов плана; 4) выполнение заданий для самостоятельной работы; 5) соотнесение изучаемой теории с практикой собственной исследовательской работы. При чтении литературы и выполнении самостоятельных заданий целесообразно делать краткие выписки, отражающие или основные идеи, или важнейшие факты, что поможет вам при ответах на вопрос выстроить логическую систему аргументов.

Семинарское занятие, в отличие от лекции, является диалогичной формой организации занятий. Беседа, учебная дискуссия, «мозговой штурм», мини-конференции, практикум, тренинг и др., - вот основные формы проведения семинаров. При подготовке к семинарским занятиям и в процессе участия в них вы: 1) овладеете основными методологическими понятиями; 2) научитесь на их основе осмыслять актуальные методологические идеи и теории; опираться на теорию при описании и анализе фактов и явлений; проектировать и моделировать самостоятельное исследование в социальной и гуманитарной сфере.

Таким образом, на семинарских и практических занятиях формируется методологическая культура исследователя; професиональная направленность мышления; развиваются и закрепляются мотивы учения и важнейшие исследовательские умения и навыки; закладываются основы профессиональной рефлексии.

Именно на семинарских занятиях в основном реализуется иерархия целей обучения:

1-й уровень - знание - узнавание, запоминание и воспроиз­ведение информации;

2-й - понимание, проявляется в умении описывать, интерп­ретировать ситуацию или совокупность факторов, обнаружить их связи, зависимости и т.д.;

3-й - применение, обнаруживается в умении проанализировать ситуацию, осно­вываясь на профессиональном понятийном аппарате;

4-й - анализ, проявляется в умении самостоятельно вычле­нить исследовательскую задачу;

5-й - синтез, рассматривается как умение обобщить инфор­мацию, получаемую из разных источников и на этой основе самос­тоятельно спроектировать программу и процедуру решения исследовательской задачи;

6-й - оценка - творческое овладение профессиональными знаниями и рефлексией, показывающими вашу способность определить ценность и практическую значимость идей, теорий, концеп­ций для решения исследовательских задач.

В ходе практических занятий осуществляется моделирование собственного будущего научного исследования в рамках выполняемой курсовой работы. Особую роль на занятиях играет использование различных видов работы с научными текстами, анализируя их, вы получаете возможность развивать аналитические умения, видеть проблему в системе, оценивать достоинства и недостатки предложенной исследовательской модели.

Цель вашей самостоятельной работы по курсу – расширение информированности по основной проблематике курса, формирование (совершенствование) навыков работы с различными источниками информации, преобразования информации и представления ее в различных формах. Кроме того, задания самостоятельной работы ориентированы на продолжение в индивидуальном режиме той работы, что выполняется в ходе семинарских занятий фронтально или по группам. Вам предлагаются задания для внеаудиторной самостоятельной работы, которые вы будете выполнять, учитывая свой темп работы, загруженность аудиторными занятиями, личные интересы и склонности. Все предлагаемые задания связывают вашу учебную и исследовательскую деятельность, направлены в конечном итоге на помощь в организации вашей эффективной работы над курсовой работой.

Настоящий курс предполагает использование таких учебных форм, которые связывают в одно целое образовательный процесс (собственно учебную деятельность) и исследовательскую работу, в которой и происходит становление вашей личностной позиции как будущего специалиста по работе с молодежью.

Вы примите участие в игровых и имитационных методах обучения, которые предполагают формирование профессиональных умений и навыков и связаны с моделированием профессиональной деятельности. При их применении имитируются как ситуации профессиональной деятельности, так и сама профессиональная деятельность. Среди таких методов ролевые и деловые игры, учебные дискуссии, конференции, поисковые лабораторные работы, проектные задания, самостоятельная работа с разнообразной информацией.

Работа в рамках данного курса будет непосредственно связывать вас с исследовательской деятельностью выпускающей кафедры, позволит вам принимать активное участие во всех научных и научно-методических мероприятиях университета.

По итогам изучения курса проводится экзамен как в традиционной форме, так и в форме защиты индивидуальных проектов исследовательской работы (по выбору преподавателя форма аттестации может быть комбинированной: включать и теоретический вопрос, и практическое задание).

В структурепособия выделяются следующие части: 1)программа курса, учебно-тематический план; 2)краткий курс лекций; 3)содержательные модули, каждый из которых включает в себя методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям, систему заданий для самостоятельной работы; 4)комплекс приложений, призванных помочь вам при подготовке к экзамену и при написании курсовой работы.

Успехов!

ПРОГРАММА КУРСА

Модуль 1. Общие основы методологии научно-исследовательской деятельности.

Наши рекомендации