Изучение специалистами ДОУ интегративных качеств
Интегративные качества | Специалист ДОУ | Методы мониторинга |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками | Инструктор по физкультуре, педагог-психолог, воспитатель | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты |
Любознательный, активный | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты |
Эмоционально отзывчивый | Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Воспитатель, педагог-психолог | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать но правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции | Воспитатель, педагог-психолог | Экспериментальные процедуры, тесты, беседа |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Воспитатель | Беседа |
Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности | Воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог | Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры |
На основе обобщения своего опыта работы с группой и педагогических наблюдений они делают вывод о соответствии показателей ребенка одному из уровней достижения планируемых результатов (показателей) формирования того или иного интегративного качества: высокому, среднему, низкому и низшему.
По результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню – зона базовых образовательных потребностей, низкому и низшему – зона риска. Соответственно осуществляется планирование и оценка результатов образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации. В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей. Однако, несмотря на достоинства данного мониторинга, следует отметить сложности соотнесения его результатов с результатами освоения образовательных областей. В основном будут соотноситься те области и интегративные качества личности, которые связаны с определением уровня знаний, навыков и умений детей, с одной стороны, и уровнем побуждения к деятельности и самоорганизации поведения – с другой. Между тем не все образовательные области формулируют задачи развития именно так.
Для проведения последнего мониторинга – мониторинга преемственности образовательной программы дошкольного и начального школьного образования и оценки ее результатов – используется модель мониторинга введения ФГОС начального общего образования, включающая два блока: концептуальный и инструментальный. При этом оценивается уровень результатов личностного развития детей, связанный с формированием ценностных ориентаций и ценностного отношения к миру.
Это предполагает разработку следующих диагностических карт:
– экспертная карта "Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека";
– экспертная карта "Воспитание нравственных чувств и этического сознания" (табл. 32);
– экспертная карта "Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни";
– экспертная карта "Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)";
– экспертная карта "Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)".
Таблица 32
Экспертная карта "Воспитание нравственных чувств и этического сознания"
Параметры и критерии оценки | Экспертная оценка | |||
Воспитатель и педагог-психолог детского сада | Учитель начальных классов и педагог-психолог начальной школы | |||
Когнитивный компонент (среднее арифметическое) | ||||
первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях | ||||
представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе | ||||
элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны | ||||
знание правил этики, культуры речи | ||||
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы | ||||
Эмоциональный компонент (среднее арифметическое) | ||||
уважительное отношение к родителям, старшим | ||||
доброжелательное отношение к сверстникам и младшим | ||||
бережное, гуманное отношение ко всему живому | ||||
отрицательное эмоциональное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач | ||||
Поведенческий компонент (среднее арифметическое) | ||||
различение хороших и плохих поступков | ||||
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке | ||||
стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым | ||||
умение признаться в плохом поступке и проанализировать его | ||||
Итого (сумма средних арифметических значений по всем компонентам) | ||||
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение воспитанниками и обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника или обучающегося со своими педагогами и учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение воспитанниками и обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанников или обучающихся между собой на уровне группы детского сада или класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение воспитанниками или обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у старшего дошкольника или младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника или обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.