Личностно-ориентированный подход в процессе обучения
Академик В.В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям».
Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной школе – не только начальной, но и полной средней, причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло. Обучение и сегодня доминирует над обучением
Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учитель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальные факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих подготовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для закрепления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.
При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах.
Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека – субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой.
Личностно-ориентированные технологии направлены на индивидуальное развитие учащегося. Индивидуальное развитие – это совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствующей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.
Личностно-ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики, и по своей сути предполагает ориентацию учебно-воспитательного процесса на личность учеников, их интеллектуальное и нравственное развитие, развитие целостной личности, а не отдельных качеств. При личностно-ориентированном подходе в образовании абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек.
Личностно-ориентированное обучение должно ориентироваться на:
· уровень обученности в данной области знания и степень общего развития, культуры, т. е. ранее приобретенный опыт;
· особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу);
· особенности характера, темперамента.
Если говорить о приоритетном развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихся, уместно выделить следующие показатели умственного развития ребенка:
· самостоятельность мышления;
· быстрота и прочность усвоения учебного материала;
· быстрота умственной ориентировки (находчивость) при решении нестандартных задач;
· глубокое проникновение в сущность изучаемых явлений (умение отличать существенное от несущественного);
· критичность ума, отсутствие склонности к предвзятым, необоснованным суждениям.
Среди разнообразных технологий личностно-ориентированного обучения можно выделить:
· обучение в сотрудничестве;
· метод проектов;
· «Портфель ученика»;
· модульные технологии;
· технологии программированного обучения;
· индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях;
· разноуровневое обучение;
· игровые технологии и др.
Так, обучение в сотрудничестве,обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Идея обучения в группах относится к 20-м годам ХХ столетия. Учитель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.
Рассмотрим наиболее интересные варианты этого метода обучения.
1. Обучение в команде – уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы и постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой /проблемой/ вопросом, подлежащим изучению. Вкратце обучение в команде сводится к 3 основным принципам:
а) «награды» группа получает одну на всех в виде балльной оценки, какого-то поощрения. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение;
б) индивидуальная ответственность: успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена;
в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха: каждый ученик приносит своей группе очки. Сравнение проводится с собственными, достигнутыми ранее результатами.
2. Обучение в сотрудничестве «пила» – группы по 6 человек работают над учебным материалом, разбитым на фрагменты (по типу «Мозаики»).
3. «Учимся вместе» – класс делится на группы по 4 – 5 человек, каждая получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс.
4. Исследовательская работа учащихся в группах – акцент на самостоятельную работу учащихся, организацию групповых дискуссий.
Выделяют основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
· взаимозависимость членов группы;
· личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей;
· совместная учебно-познавательная, творческая и т. п. деятельность учащихся в группе;
· социализация деятельности учащихся в группах;
· общая оценка группы.
В результате применения личностно-ориентированного обучения удается воспитывать в учениках такие полезные качества, как самостоятельность, коммуникабельность, ответственность за результаты своего труда, умение принимать решения, но академические успехи оставляют желать лучшего.
Размещено на Allbest.ru