Итог, оценка деятельности детей. Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в словах; обогащать и активизировать словарь, формировать и развивать коммуникативные умения; упражнять
Занятие 7
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ [Щ] В ПРОСТЫХ ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ (ЗВУК В НАЧАЛЕ СЛОВА, ЗВУК В КОНЦЕ СЛОВА) И ОДНОСЛОЖНЫХ СЛОВАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в словах; обогащать и активизировать словарь, формировать и развивать коммуникативные умения; упражнять в умении подбирать к существительным слова - признаки предметов, формировать навыки словоизменения; развивать слуховое внимание и фонематический слух, мелкую моторику, умение выполнять звуковой и языковой анализ; воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Повар».
Повар готовил обед, Ребром ладони стучать по столу.
А тут отключили свет.
Повар леща берет Загибать большой палец на ле-
И опускает в компот. вой руке.
В котел бросает плащ, Загибать указательный палец.
На пол кладет хрящ, Загибать средний палец.
Из ящика овощ берет Загибать безымянный палец.
И тоже бросает в компот.
Клещами мешает бульон Загибать мизинец.
И очень доволен он! Развести руки в разные стороны.
3. Повторение артикуляции звука [щ]. Игра «Угадай звук по схеме»,
4. Игры со словами. «Повтори слова».
Слова произносят отраженно и по картинкам: щит. щель. лещ. вещь, плащ, борщ. клещ. плющ, хрящ, прыщ.
- Какие слова отвечают на вопрос кто? Какие - на вопрос что? Что можно есть, а что нельзя?
« Скажи правильно».
Растение - ... (плющ), одежда - ... (плащ), еда - ..., рыба - ..., сквозное отверстие - ..., старинный военный доспех - ... . «Скажи какой?»
Плащ какой? Лещ какой? Борщ какой? Плющ какой?
«Скажи ласково».
Плащ - ..., лещ - ..., борщ - прыщ - хрящ - :.. .
«Изменяй слова».
Нет ... (леща. плаща, борща, клеща, прыща): думаю о ... (леще, плаще, борще) и т. д.
5. Игра «Много - один».
Логопед называет слова, обозначающие много предметов; ребенок называет слово, обозначающее один предмет. лещи - лещь клещи - клещ
вещи - вещь прыщи - прыщ
плащи – плащ
Физкультминутка
Игра с мячом «Запомни и повтори».
лещ - вещь
плат - хрящ - клещ
борщ - плющ – прыщ
7. Игра «Подбери слово».
Петя надел . (плащ).
Щенку дали... (хрящ).
В озере плавает... (лещ).
На стене вьется... (плющ).
У нас вкусный... (борщ).
На огороде вырос огромный... (овощ).
На помощь пришел... (товарищ).
Составь схему предложения «Петя надел плащ»: обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками.
- Составь схему предложения «На стене вьется плющ»: обозначай предложение длинной полоской, а слова - короткими полосками; маленькое слово «на» обозначь схемой этого слова (квадрат, а на квадрате - маленький кружок)
8. Игра «Подбери слова к схеме».
ЗКЗ С 3 К 3 ССКЗ
лещ плющ плащ
9. Замени первый звук на [щ].
кит - щит мель - щель река - щека рука - щука тетка - щётка венок - щенок
Итог, оценка деятельности детей.
Занятие 8
Тема: АВТОМАТИЗАЦИЯ |Щ] В ПРОСТЫХ
ДВУСЛОЖНЫХ СЛОВАХ (|Щ| В НАЧАЛЕ СЛОВА)
Задачи: упражнять в правильном произнесении звука [щ] в словах; обогащать и активизировать словарь, тренировать навыки словоизменения; развивать слуховое внимание и фонематический слух, умение выполнять звуковой и слоговый анализ; развивать память, воспитывать активность и самостоятельность на занятии.
Ход занятия
Организационный момент.
Игра «Подскажи словечко».
- Подскажи словечко и скажи, с какого звука начинается слово-отгадка.
-
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал... (щенок).
В роще щебечут стрижи,
Чечетки, чижи и... (щеглы).
Как у нашей дочки Розовые... (щёчки).
2. Характеристика звука [щ].
-Звук [щ] какой? (Согласный, мягкий, непарный.)
3. «Будь внимательным!».
- Подними букву и/, если услышишь в слове звук [щ]: щенок, спички, одуванчик, ящерица, бочка, щелка, помощник.
4. Игра «Повтори слова».
Щука, щёки, щепа, щеголь, щётка, щели, щепка, щавель, щегол, щенок.
- Что может двигаться само? Что не может?
- Назови предмет на картинке; под каждой картинкой выложи столько квадратов, сколько слогов в слове.
-
5. Игра «Чего нет?».
Логопед поочередно убирает картинки, ребенок вспоминает и говорит, чего нет. {«Нет щуки» и т. д.)
Картинки: щука, щётка, щепка, щегол, щенок.
6. Игра «Подбери слова к схемам».
ЗКСК зксск зкскс
Щука, щётка,щенок,щепка,щегол
Физкультминутка.
Игра с мячом «Клубок слов».
Логопед вместе с ребенком по очереди называют слова со звуком [щ], каждый раз повторяя слова друг друга.
Игра «Измени слово».
Я вижу щенка. Мы... Ты... Вы... Он... Она... Они...
Я купила щётку. Я собираю щавель.
8. Замени первый звук на звук [щ]. Назови слово.
кепка - щепка венок - щенок
мука - щука виток - щиток-
тучка-щучка полка-щёлка
тетка - щётка курит - щурит
река - щека