Задачи музыкального воспитания детей в семье. используемый репертуар

Обучая ребенка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспита­ния детей в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреж­дении, а именно:

— обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатле­ниями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего наро­да, сформировать основы музыкальной культуры;

— развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности (восприятие, испол­нительство, творчество, музыкально-образовательная деятель­ность) ;

— способствовать общему развитию детей средствами музыки.

Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном воз­расте необходимо заложить основы для будущего профессиональ­ного обучения.

Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стре­мятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способ­ностей детей, формирования основ музыкальной культуры необхо­димо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с ран­него детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку задачи музыкального воспитания детей в семье. используемый репертуар - student2.ru важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться восприни­мать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

Для слушания следует отбирать произведения, в которых вы­ражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестров­кой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайков­ского) и более скромная по выразительным средствам, но вызыва­ющая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СЕМЬЕ

Основные педагогические методы (наглядный, словесный, пра­ктический) применимы и в музыкальном семейном воспитании.

Наглядно-слуховой метод — основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и ис­пользование ее как фона для другой деятельности).

Наглядно-зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества. В детском саду для работы с детьми исполь­зуются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюст­рации, качество которых не всегда высоко. Дома же имеется воз­можность показать детям книги с репродукциями картин, расска­зывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традици­ях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод также очень важен. Краткие беседы о музы­ке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее вос­приятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).

Практический метод (обучение игре на музыкальных инстру­ментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками испол­нительства и творчества.

Успешность применения всех этих методов зависит от общекультурного и музыкального уровня взрослых, их педагогических знаний и способностей, терпения, желания заинтересовать детей

музыкой.

Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непремен­но наивысших результатов (например, в игре на музыкальном инструменте), насильно заставляют его подолгу заниматься, часа­ми играть упражнения. Если же малыш не справляется с задания­ми, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

К сожалению, некоторые учителя музыкальных школ, занима­ясь с маленькими детьми, допускают излишнюю строгость, требо­вательность, не учитывая желаний и возможностей ребенка. Это часто приводит к тому, что даже одаренные дети теряют интерес к музыкальным занятиям, а иногда и к музыке вообще. У ребят надолго закрепляются отрицательные эмоции, полученные во вре­мя учебы, которые порождают затем негативное отношение к му­зыке.

Педагог должен суметь убедить родителей, что только заинте­ресованностью можно добиться успеха в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации, соблюдать меру в занятиях, следить, чтобы дети не переутомились, не начали скучать. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности.

Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отно­шение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый прояв­ляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важ­на культура общения взрослого с детьми.

Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит инди­видуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, люби­мым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окру­жении.

Консультируя родителей, педагогу-музыканту дошкольного уч­реждения необходимо рассказывать об опыте музыкального вос­питания, накопленном ребенком в детском саду, чтобы они могли использовать его дома, давать рекомендации по применению до­ступных и эффективных методов и приемов музыкального воспита­ния детей в семье.

Наши рекомендации