Мимика-пантомимика-пластика-мизансцена.

Соединяясь в определённых видах и пропорциях, эти факторы выразительности являют собой структурную композицию зрелищной формы, выражающую определённый смысл. При этом, смыслы разных форм, составляющих одну большую зрелищную композицию, взаимодействуют друг с другом, порождая те или иные новые значения. Причём, одна и та же зрелищная форма в различных культурных контекстах даёт нам разное смысловое значение. Сам собой напрашивается вывод, что художественная форма – это композиция из выразительных средств.

Рассмотрим пример:

Звук(РЕАЛЬНЫЙ

Давайте попробуем искусственно, не ставя перед собой пока никаких художественных задач, попробуем присоединить к этому реальному звуку другие компоненты художественной выразительности. Отметим сразу, независимо от нас наше воображение, замешанное на опыте, устроит нам такой внутренний спектакль, что диву дашься, какой ты талантливый.

Итак, первый компонент - У нас имеется РЕАЛЬНЫЙ ЗАУК - несколько ударов тяжёлым предметом по металлу, шум падающих капель, вой ветра.

В воображении прибавляем к нему абсолютно черное окно, по которому женский палец чертит линию. За движущемся пальцем возникает ярко светящаяся золотом линия. Мы смотрим на лицо девушки, и оно постепенно на наших глазах начинает стареть и превращается в лицо старухи, покрытое молодёжным макияжем. Старуха пальцем снимает частички светящейся линии со стекла и наносит себе мазки на лицо. Лицо покрывается золотой маской. Вой ветра прекращается. Раздаётся сильный удар, который переходит в звук колокола. Маска на лице в момент удара разлетается на мелкие кусочки. Мы вновь видим лицо молодой девушки. Она приникает лбом к стеклу и черное стекло начинает плавиться и стекать, открывая за собой роскошный цветущий сад.

Хотим мы или не хотим, но у нас возникает определённая концепция виденного. Не будем сейчас формулировать, что явилось нашему воображению, а проделаем простой эксперимент, переставим местами элементы нашей маленькой кинозарисовки. И мы увидим, как от этой простой манипуляции резко меняется вся художественная концепция.

Итак у нас имеется РЕАЛЬНЫЙ ЗАУК - шум падающих капель. Старуха пальцем снимает частички светящейся линии со стекла, за которым мы видим роскошный цветущий сад, и наносит себе мазки на лицо. Лицо покрывается золотой маской. звук колокола обрывается резким металлическим ударом. Маска на лице в момент удара разлетается на мелкие кусочки. Мы видим лицо молодой девушки. Она приникает лбом к стеклу и роскошный цветущий сад. начинает плавиться и стекать, открывая за собой черное стекло Мы смотрим на лицо девушки и оно постепенно на наших глазах начинает стареть и превращается в лицо прежней старухи. Мы видим черное окно, по которому старушечий палец чертит золотую линию. Возникает вой ветра.

Ничего не добавляя, мы, тем не менее, нарисовали картину абсолютно противоположную предыдущей. Налицо новая художественная форма, полученная простым эффектом комбинирования.

Окружающая нас жизнь сама по себе является для нас цепью определённых событий, выстроенных в определённой последовательности и отношении к нам. Мы видим эту жизнь, нисколько не задумываясь, что она для нас значит, и, не выбирая определённой точки зрения на неё. Так течёт обыденное человеческое существование без особых происшествий и ярких событий.

Но стоит нам заинтересоваться чем-нибудь, мы сразу встаём на определённую точку зрения. Мы обращаем внимание на определённые события, выделяем их из общего потока обыденности по признакам только нам понятным. И заинтересованность наша объясняется неожиданностью, неординарностью факта, обратившего на себя наше внимание. Из ряда вон выходящие происшествия собирают вокруг себя толпы любопытных и создают особый вид жизненной ситуации – документальное зрелище, в основе которого всегда лежит что-нибудь неординарное. Мы идём по улице и вдруг камень, пущенный рукой подростка, вдребезги разбивает витрину магазина, Происшествие. Толпа любопытных. Налицо уличное зрелище. И таких примеров можно привести бесчисленное множество. Автор этих строк в далёком детстве стал свидетелем несчастного случая, который произошёл с инвалидом. Инвалид попал под трамвай. Происшествие поистине трагическое закончилось под громкий хохот толпы. Под трамвай попал инвалид, который потерял на войне обе ноги, и вторично трамваем ему отрезало уже не ноги, а оба протеза. И происшествие из разряда трагического мгновенно перешло в разряд комического. И все смеялись не потому, что им было, не жаль беднягу, а именно потому, что в этом смехе отразилось облегчение, которое испытали все присутствующие, понявшие, что, в общем-то, бедняга, почти не пострадал. И как всегда в основе этого уличного документального действия лежало происшествие. Но наш выбор этого события из ряда всех соседствующих поднял его из ранга простого уличного происшествия, в разряд документального зрелища.

Таким образом мы можем утверждать, что в основе документального зрелища всегда лежит п р о и с ш е с т в и е, по структуре и характеру действие документальное.

Мы уже говорили, что любое действие имеет две стороны, оперативную и выразительную. Следовательно, дальнейшее своё развитие действие получает в обоих этих направлениях.

С одной стороны повышается степень условности поведения в действенном акте, а с другой – обстоятельства остаются без обусловленности. Другими словами ритуал всегда осуществляется в реальных жизненных обстоятельствах. Это его резко рознит с игрой, где обусловлены обстоятельства, а действия остались реальными и импровизационными.

Итак – оперативная функция действия привела нас к игре, а выразительная породила – ритуал. Из них возник обряд, как ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ.

Дальше ритуал превратился в художественное зрелище, а игра в драматическое действо. С одной стороны ритуал, всё более развиваясь и изощряясь, породил эстрадно-цирковое зрелище, а с другой игра превратилась в театральное представление. На стыке их возникла зрелищная миниатюра, которая по сути своей осталась театральным действием, а по характеру и структуре – номером художественного зрелища.

И если в основе структуры документального зрелища, как мы уже говорили, лежит происшествие,

то в основе игры – игровой ход,

в основе ритуала – регламентированная акция,

в основе художественного зрелища – номер,

а в основе театрального зрелища – событийный ряд.

Всё это является разновидностями действия, обусловленного по разному принципу

Что же касается обряда, то в основе его структуры лежит традиционное поведение, которое определяется с одной стороны строгой регламентацией последовательности действий, а с другой – импровизационностью поведения в каждом отдельном эпизоде. Обратимся к схеме.

Мимика-пантомимика-пластика-мизансцена. - student2.ru

Документальное зрелище – в основе лежит «происшествие». Композиция организуется по принципу «отбора действенных фактов».Документальное зрелище строится на основе случайно и несвоевременно произошедшем событии, то есть, на происшествии. Своей нестандартностью это событие обращает на себя внимание, своей необычностью оно выделяется из ряда вяло текущих жизненных событий и превращается в зрелище именно благодаря своей способности пробудить, порой даже нездоровое, любопытство. Но такова уж природа документального зрелища. Оно всегда неожиданно.

Игра – По своей природе игра всегда конфликтарна. Но не так как в жизни развивается её конфликт. Во-первых, игровой конфликт всегда соревновательный по своей природе и поэтому в основе игровой структуры всегда лежит «игровой ход». Под этим следует понимать такое соревновательное поведение игрока, которое приводит к игровому столкновению с противником с целью поставить его, противника в тупик. То есть вынудить его к проигрышу. Следовательно, когда мы говорим о построении игровой композиции, мы имеем, прежде всего, в виду то, что организация любой игры осуществляется при помощи «провокации конфликта» или «борьбы», если угодно. И осуществляется это при помощи тщательной разработки условий игры, то есть, правил.

Ритуал – в основе «регламент поведения». Действенный основной принцип построения ритуальной композиции – это «проявление отношения». Проявление отношения к действенному факту, положенному в основу ритуального события. Например: награждение победителя. Неважно какого. Главное победителя! Он всегда в центре композиции. Он всегда главный и все действия, совершаемые вокруг него, направлены на одно - выделить этого человека. Соответственно поведение участников ритуала – это пиетет к предмету ритуализирования. Он герой сегодняшнего дня! И мы все для него, как бы говорят поступки окружающих! Он ценность для нас! Ритуал выражает наши ценностные ориентации. И это главное в ритуале. Это его основная функция – поднимать на щит культурные ценности!

Художественное зрелище – в основе – «номер». Номер – законченная зрелищная миниатюрная композиция. В номере всегда концентрация сил, умений, способностей, максимум выразительности, то есть, всего того, что способно отличить и проявить исполнителя с неожиданной стороны. Поэтому эстрада всегда эксцентрична, гротескова, обострена и преувеличена. Кстати, «кончерто» по - итальянски означает соревнование. Исполнители соревнуются в неожиданных умениях. Они стремятся превзойти друг друга в исполнении неожиданных трюков и действий. Максимум проявить себя. И выразительность порой превалирует над элементарным смыслом, порой, даже здравым. Выразительность превыше всего, всё остальное подчинено ей!!! Отсюда основной принцип композиционного построения зрелища – «проявление выразительности».

Мы говорим, какой зрелищный футбол и все нас понимают с полуслова. Слово зрелищный давно приобрело положительную аксиологическую окраску. Поэтому мы употребляем его всегда в положительном смысле, если хотим что-нибудь похвалить. Зрелищность синоним яркости, неожиданности и оригинальности. Зрелищность это всегда уникальность и неповторимость. Если мы хотим кого-нибудь поразить своим внешним видом, то, естественно, мы стараемся одеться ярко, оригинально, неповторимо. Никому не приходит в голову поражать своих знакомых серыми, блёклыми, невыразительными одеждами. А если поражать блеклым и серым, то его должно быть много этого блеклого и серого. Не качеством, так количеством - два пальто и десяток свитеров. Представляете, как на вас смотреть будут, когда вы раздеваться начнёте? Все в осадок выпадут от такого шоу.(зрелище по нашему). Или без одного рукава погулять по городу. Опять все в осадке. Или башку в зелёный цвет покрасить. Короче, зрелищность, это отличность от обыденности, выходящая за грань привычного.

Возникает вопрос, а как же быть с прекрасным, с совершенным в природе? Например – женская красота. Это тоже зрелище. Вы посмотрите на мужиков, когда красивая женщина по улице идёт. К врачу ходить не надо, ставьте диагноз – вывих всех шейных позвонков. Однако этот факт также подпадает под наше определение. Красота не такое уж рядовое явление, чтобы не быть отнесённой к разряду зрелища. Но представьте такую картину, кордебалет красивых девушек, ряд стройных фигур и входит карлица. Всё внимание на неё, опять зрелище.

Наши рекомендации