Запоминание, связанное с представлением о цвете

Игры данного раздела основаны на том, что было усвоено детьми
при проведении дидактических игр с использованием цвета в пре-
дыдущих разделах. Постепенно у детей формируются представления
о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить
ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной;
жизни, научить оперировать этими представлениями не только в
реальных действиях, но и мысленно.

Узнай и назови

Цель. Продолжать соединять представление о цвете со словом-
названием, учить производить выбор цвета по слову.

Оборудование. То же, что в игре «Лото».

Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото, а за-
тем спрашивает, не показывая маленькой карточки: «У кого синяя
карточка (красная, желтая, оранжевая, черная и др.)?» Тем, кто
отвечает: «У меня», педагог дает маленькие карточки и побуждает
самостоятельно проверить правильность выбора. Игра проводится
до тех пор, пока все карты лото не будут накрыты маленькими
карточками. В конце игры педагог обращает внимание детей на
их ошибки, но обязательно дает общую положительную оценку их
действиям в игре.

Запомни и найди

Цель. Продолжать развивать внимание, запоминание с опорой
на представление о цвете.

Оборудование. То же, что в предыдущей игре.

Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото. Просит
внимательно рассмотреть их и закрыть чистыми листами картона.
Показывает одну из маленьких карточек, кладет ее на стол тыльной
стороной вверх, отсчитывает до 10—16 («про себя»), просит детей
снять чистые листы и показать, какой цвет они видели в образце.
Затем педагог демонстрирует образец и дает детям возможность
проверить, правильно ли они указали цвет, и раздает им маленькие
карточки.

Запомни и назови

Цель. Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в
памяти определенное время; учить сосредоточиваться на цели, ко-
торая отсрочена от инструкции.

Оборудование. То же.

Ход игры. Принцип организации и проведения игры остается
прежним. После того как дети снимут чистые листы, они должны
назвать цвет карточки, которую показал педагог.

Какого цвета нет

Цель. Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ори-
ентировку на цвет; учит запоминать цвет, активизируя внимание;
стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.

Оборудование. Наборное полотно, крупные цветовые кар-
точки, лист белой бумаги.

Ход игры. Педагог располагает на доске наборное полотно и
вставляет в него в случайном порядке четыре цветовые карточки
(названия цветов хорошо знакомы детям), просит назвать цвета.
Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну
из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет.
Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами цветовые
карточки.

В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.

Что бывает такого цвета

Цель. Соединять представление о цвете с представлением о
реальных предметах; дать понять, что цвет — одно из свойств
предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.

Оборудование. Наборы предметов разного цвета: овощи и
фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, ка-
пуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника,
крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь
белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый,
лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением
предметов.

Ход игры. 1 -й в а р и а н т. На столе у педагога лежит помидор,
огурец, лист дерева (зеленый или желтый), яблоко (зеленое или
красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет.
Потом педагог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки,
поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять
по одной карточке. Потом они поворачивают карточки расцветкой
вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы,
лежащие на столе. Обладатель зеленой карточки называет зеле-
ные предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой.
У третьего ребенка — синяя карточка. Он также вспоминает синие
предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку сни-
мают и проверяют правильность ответов детей. Педагог говорит:
«Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок —
зеленого. А бывает помидор синего цвета? или синий листок? синий
огурец?» Дети отвечают. Педагог просит всех вспомнить и найти в
групповой комнате синие предметы.

2-й вариант. Дети называют предметы определенного цвета,
а педагог дает ребенку картинку сизображением правильно наз-
ванного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не
дается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут наз-
ваны, они раскладывают картинки и называют их изображение.
Например, ребенок говорит: «У меня лягушка, яблоко, огурец».—
«Правильно,— говорит педагог,— они зеленые». Другой ребенок
показывает свои картинки: «Тут кузнечик, крокодил, листок и тра-
ва».— «Верно,— дает оценку педагог.— Посмотрите! Лягушка,
листок, огурец,кузнечик бывают зеленые. У насесть зеленая чашка,
зеленая лейка, зеленая машина.Л могут они быть красными? Да,

могут. Их можно покрасить в любой цвет. А вот предметы природы
бывают определенного цвета. Трава зеленая, снег белый».

Хлоп-хлоп

Цель. Учить действовать по цветовому сигналу, развивать
внимание.

Оборудование. Цветовые карточки или- цветные флажки.

Ход игры. Педагог ставит перед собой подставку с двумя
флажками разного цвета, например синего и голубого. Предла-
гает детям хлопать в ладоши, когда поднимает синий флажок, а с
поднятием голубого флажка — положить руки на стол (показывает,
как это сделать). Затем педагог попеременно поднимает флажки,
то синий, то голубой, а дети производят соответствующие действия.
В дальнейшем очередность в показе флажков меняется так, чтобы
дети ориентировались только на цветовой сигнал.

Светофор

Цель. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал,
действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: крас-
ный цвет запрещает движение (стоп!), зеленый разрешает (иди!).

Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или само-
дельный (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны
зеленой, с другой — красной бумагой).

Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором,^ показы-
вает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной
сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на
улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог пред-
лагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут
руки впереди стоящим на плечи — это трамвай. Педагог исполняет
роль милиционера (действует светофором). При появлении крас-
ного сигнала трамвай останавливается, зеленого — едет (дети пере-
двигаются по комнате).

В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут
двигаться по очерченной полосе — улице, выполнять роль машины
(их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п.
«Нарушители» — те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят
из игры. Роль милиционера может выполнять ребенок.

Оденем кукол

Цель. Активизировать представления о цвете, закреплять зна-
ние названий цветов.

Оборудование. Картонная кукла с набором одежды.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де-
тей). Дети с педагогом сидят вокруг стола. На нем кукла с набором
одежды. Педагог предлагает послушать рассказ о кукле Наташе,
июму из детей выполнять действия по ходу рассказа. Начина-
ет: «Кукла Наташа встала утром иначала одеваться, чтобы пойти
в детский сад. Она надела желтое платье. Где желтое платье?
(Ребенок находит его и надевает на куклу.) Коричневыйбант и

коричневые туфли. (Ребенок находит нужные предметы.) Правиль-
но! Сейчас зима. Наташа надела красивое красное пальто с серым
воротником и меховую серую шапку. На ноги она надела красные
сапожки. (Действует другой ребенок. Он находит все перечисленные
вещи и надевает на куклу.) Кукла говорит: «Спасибо!» Наташа
пошла в детский сад и внимательно смотрела на светофор». (Пе-
редает куклу третьему ребенку, а сам держит светофор. Ребенок
ведет куклу через дорогу, подчиняясь сигналам светофора.)

Наши рекомендации