Обязательные виды учебной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Производственная преддипломная практика является обязательным завершающим этапом обучения педагога профессионального обучения, предусматривается ФГОС ВПО и учебным планом. Организация практики должна обеспечить овладение первоначальным профессиональным опытом педагога профессионального обучения в области дизайна на стадии перехода к самостоятельной трудовой деятельности. При прохождении практики студенты выполняют все виды учебной деятельности педагога профессионального обучения и проводят исследовательскую работу, сбор и подготовку материалов к выпускной квалификационной работе (ВКР).
В процессе прохождения практикив соответствии с ее целями и задачами студент выполняет задания по методике профессионального обучения: проектировочные, конструктивные, организаторские, исполнительные и исследовательские работы. На основе общих задач практики и заданий по указанным дисциплинам студент разрабатывает индивидуальный план (программу) педагогической практики, с указанием конкретных направлений, тем и видов деятельности. По результатам практики оформляют письменный отчет (приложение 1).
Требования к уровню освоения содержания практики.
В результате прохождения практики студент должен:
знать:
· сущность, содержание и структуру образовательного процесса в учреждениях НПО и СПО;
· основные требования, содержание методики организации и профессиональной подготовки рабочих (специалистов);
· дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;
· формы, средства и методы педагогической деятельности;
· виды, этапы и методы педагогического эксперимента;
уметь:
· разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и. виды занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению) в образовательных учреждениях системы НПО, СПО и дополнительного образования;
· разрабатывать различные виды учебно-программной и методической документации для подготовки рабочих и специалистов по профилю «ДПИ и дизайн»;
· разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям образовательного процесса учреждений НПО и СПО;
· разрабатывать программу педагогического эксперимента;
владеть:
· проектированием и осуществлением общепрофессиональной и специальной подготовки рабочих (специалистов);
· проектированием и осуществлением исследовательской деятельности;
· прогнозированием результатов своей профессионально-педагогической деятельности.
Объем преддипломной практики – 5 недель
ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Цель и задачи практики
Цель преддипломной практики - углубление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение навыков самостоятельной практической работы в области профессионально-педагогической деятельности, подготовка материалов для выпускной квалификационной работы.
Основными задачами преддипломной практики являются:
· ознакомиться с методикой подготовки и переподготовки кадров в профессиональных образовательных учреждений;
· ознакомиться со структурой и системой управления качеством выпускников;
· ознакомиться с нормативно-методической документацией учреждения (организации);
· изучить и охарактеризовать учебный процесс в учреждении профессионального образования;
· изучить и проанализировать учебно-планирующую документацию преподавателя и мастера производственного обучения;
· посетить и проанализировать занятия теоретического и производственного обучения;
· разработать планы-конспекты занятий теоретического или производственного обучения по одной из дисциплин профессионального цикла;
· провести занятия теоретического и производственного обучения;
· осмыслить задание на выполнение выпускной квалификационной работы и собрать необходимые данные;
· провести исследования в контексте темы выпускной квалификационной работы студента-практиканта;
· провести анализ и рефлексию собственной деятельности в период практики.
В процессе производственной преддипломной практики студенты-практиканты выполняют следующие основные виды деятельности: учебную, исследовательскую и рефлексивную.
Содержание учебной деятельности
Учебная деятельность студента-практиканта является доминирующей, ее результативность обеспечивает:
1. Совершенствование умений и навыков наблюдения и анализа учебно-воспитательного процесса.
2. Отработку навыка планирования и проведения системы учебных занятий.
3. Изучение педагогического опыта профессионального училища (колледжа): новые педагогические системы, современные технологии обучения и воспитания, альтернативные и вариативные программы и учебники.
4. Овладение умениями и навыками самоконтроля, самооценки и корректировки своей деятельности.
5. Выработку индивидуального стиля педагогической деятельности.
Обязательные виды учебной деятельности
1) Изучение и анализ нормативной и планирующей документации преподавателя (мастера п\о):
· сведения о нормативных документах, планирующей и отчетной документации педагога профессионального обучения - перечень документов преподавателя (мастера п\о);
· анализ образовательных стандартов (ФГОС НПО или СПО) - шифр и наименование, срок освоения, направления деятельности, изучаемые дисциплины по циклам, требования к конечным результатам и другое. Возможно заполнение таблицы по варианту студента-практиканта;
· анализ планирующей документации преподавателя (мастера производственного обучения) - перспективно-тематическое планирование, поурочное, календарное планирование;
· краткая характеристика методической работы педагога профессионального обучения - преподавателя (мастера производственного обучения) – индивидуальная методическая тема, применяемые технологии и др.
2) Посещение и анализ занятий теоретического или производственного обучения (не менее 2 с предоставлением письменного анализа).
3) Проектирование методического и дидактического обеспечения учебно-воспитательного процесса:
· разработка тематического планирования определенной темы программы дисциплины профессионального цикла (производственного обучения);
· разработка планов-конспектов занятий теоретического обучения по одной из дисциплин профессионального цикла или планов занятий производственного обучения применительно к определенной профессии;
· разработка, изготовление и подбор дидактического обеспечения занятий – макеты, модели, технологические карты, контрольно-измерительные инструменты и другое.
4) Проведение занятий теоретического (производственного) обучения, не менее 5 занятий(занятие – 2 академических часа), оценка результативности их проведения, самоанализ.
Все виды учебной деятельности и проведение занятий фиксируются в письменном отчете по практике в таблице 1.
Планы - конспекты занятий и их дидактическое обеспечение прилагаются к письменному отчету в приложении (достаточно представить один подробный план и конспект занятия с дидактическим обеспечением или методическую разработку одного занятия).
Содержание исследовательской деятельности
Принципиально новым в подготовке педагогов в условиях университетского образования является ориентация будущих педагогов профессионального обучения на сочетание учебно-воспитательной работы в учреждениях НПО или СПО с научными поисками. Обладая профессиональными знаниями и умениями, необходимыми педагогу, и опытом исследователя, выпускник университета сможет творчески подходить к решению новых проблем, возникающих в педагогическом процессе, использовать методы науки в практических целях.
Исследовательская работа студентов обеспечивает:
• развитие у будущих педагогов профессионального обучения склонности к поисковой, исследовательской деятельности, к творческому решению учебно-воспитательных задач в образовательном учреждении;
• совершенствование умений сформулировать проблему цель, гипотезу, задачи педагогического исследования;
• формирование умений отбирать и использовать методы научного исследования, умения организовать опытно-экспериментальную работу, обрабатывать и интерпретировать полученные в исследовании данные, формулировать выводы.