Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов (при необходимости).
Содержание
Общая информация……………………………………………………………….….4
Структура и содержание работы………………………………………………...…5
Правила нумерации в работе……………………………………………….……....9
Правила цитирования и ссылки на использованные источники…………...10
Отзыв. Рецензия………………………………………………………………….….12
Приложение…………………………………………………………………….…....13
Общая информация
Защита научно-исследовательской работы предполагает предварительный выбор школьником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее исследование избранной для научно-исследовательской работы проблемы, изложение выводов по теме работы.
Конечно, речь идет об учебных исследованиях, результатами которых часто являются известные обществу знания. Но эта работа, как никакая другая, создает мотивацию к обучению и творческой деятельности, формирует профессиональные качества.
Уровень трудностей и содержания научно-исследовательской работы должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Учащийся может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое.
Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:
1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.
2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.
3. Ознакомление с методами исследования.
4. Составление плана работы.
5. Поиск противоречий.
6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.
7. Предзащита работы.
8. Окончательное оформление и защита работы.
Научно-исследовательские работы выполняются на русском языке (в секциях украинского языка и украинской литературы разрешается оформление на украинском языке); к работе по иностранному языку (выполняется также на русском языке) добавляются тезисы (т.е. 2 экземпляра-на русском и иностранном языках) на иностранном языке. Защита работы также проводится на иностранном языке.
Научно-исследовательская работа печатается шрифтом Times New Roman текстового редактора Word (или Open Office) размера 14 на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5 (до 30 строк на странице).
Поля: левое, верхнее и нижнее - 20 мм, правое - 10 мм.
Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3 интервалам.
Объем научно-исследовательской работы составляет 15-20 (для гуманитарных направлений 20-25) печатных страниц. К общему объему научно-исследовательской работе не входят: тезисы, приложения, список использованных источников, таблицы и рисунки, которые полностью занимают площадь страницы. Текст работы должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.
Научно-исследовательская работа оформляется в двух экземплярах: один используется жюри при оценке работы, второй - участником при защите. Экземпляры должны быть идентичными.
К рассмотрению не принимаются работы, тема и содержание которых не соответствуют профилю секции; работы, которые были представлены в предыдущие годы и не имеют существенной доработки; работы, которые являются плагиатом; компилятивные работы без самостоятельного исследования, обработки источников и собственных выводов по выбранной тематике.
Авторы этих работ после этапа заочного оценивания научно-исследовательских работ получают соответствующую рецензию и к участию в следующих этапах конкурса не допускаются.
Также к рассмотрению не принимаются работы без тезисов, отредактированных и оформленных в соответствии с данными требованиями.
Структура и содержание работы
Работа должна быть построена по определенной структуре. Основными ее элементами в порядке расположения являются:
1. Титульный лист.
2. Тезисы.
3. Содержание.
4. Перечень условных обозначений (при необходимости).
5. Введение.
6. Основная часть (Разделы).
7. Выводы.
8. Список литературы.
9. Приложения (если они имеются).
Каждая структурная часть научно-исследовательской работы начинается с новой страницы. Заголовки структурных частей печатаются большими буквами симметрично к набору «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ», «ВВЕДЕНИЕ», «РАЗДЕЛ», «ВЫВОДЫ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ». Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой большой) с абзацного отступа. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 3-4 интервалам.
Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей работы, заполняется по образцу (приложение 1).
Тезисы.
В тезисах (текст объемом до 1 страницы) подается краткая характеристика содержания научно-исследовательской работы по определению основной цели, актуальности и задач научного исследования. Также в них указываются выводы и полученные результаты проведенной работы.
В заголовке тезисов приводятся следующие данные:
• название темы работы;
• фамилия, имя автора (полностью);
• класс;
• название учебного учреждения;
• фамилии, имя, отчество (полностью) руководителя работы, должность, место работы.
Образец оформления тезисов:
ПРЕСНОВОДНАЯ ФАУНА ОЗЕРА СИНДОР И ЕЁ СВЯЗЬ С ФАКТОРАМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Иванов Андрей Иванович
учащийся 7 класса Донецкой общеобразовательной
школы I-III ступеней № 20
Научный руководитель: Иванов Иван Иванович, учитель биологии Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 20, учитель высшей категории, учитель-методист
Далее следует текст тезисов, напечатанный шрифтом Times New Roman текстового редактора Word, размер шрифта - 14, интервал - 1,5 (объёмом 1страница).
В тезисах необходимо отразить цель, задачи, методику исследования, основные результаты, полученные в результате проведенных исследований, выводы.
Названия разделов и глав в тезисах НЕ ПИСАТЬ!
Текст рамочками НЕ ОБВОДИТЬ!
Приведение всех фактических и численных данных в тезисах не требуется.
Латинские названия растений и животных можно выделять курсивом.
Содержание.
В него должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия разделов и подразделов, выводы, список литературы, приложения).
Образец оформления содержания:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
РАЗДЕЛ 1. Название……………………………………………………………..6
1.1. Название…………………………………………………………………....6
1.2. Название……………………………………………………………………8
1.2.1. Название……………………………………………………………………10
РАЗДЕЛ 2. Название……………………………………………………………...12
2.1. Название……………………………………………………………………..13
2.1.1.Название……………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….….20
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….23
Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов (при необходимости).
Если в работе использованы специфическая терминология, а также малоизвестные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень подается в виде отдельного списка, который размещается перед вступлением.
Перечень должен располагаться двумя столбиками. Слева в алфавитном порядке приводятся условные обозначения, символы, единицы сокращения или сроки, справа - их детальная расшифровка.
Если в работе специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.д. повторяются менее трех раз, перечень не составляется, а их расшифровка приводится в тексте при первом упоминании.
Введение.
Введение – вводный текст, предваряющий изложение основного материала (не более 3 страниц). Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы (зачем исследование вообще было проведено); отражать актуальность темы (почему именно сейчас необходимо данное исследование); определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Основная часть. Разделы.
Основная часть научно-исследовательской работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов.
Каждый раздел начинается с новой страницы. Основному тексту раздела может предшествовать короткое предисловие с описанием выбранного направления и обоснованием примененных методов исследований. В конце каждого раздела формулируются выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, что дает возможность освободить основные выводы от второстепенных подробностей.
В основной части работы приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор литературы по данной тематике (не должен превышать 20% объема основной части), определяются основные этапы научной мысли по определенной проблемой, указываются вопросы, которые остались нерешенными; обосновывается выбор направления исследований, приводится методика и техника исследования; подаются сведения об объеме исследования; излагаются, анализируются и обобщаются полученные результаты, дается их оценка.
Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Выводы.
Выводы должны содержать краткое изложение результатов решения научной проблемы и поставленных задач, сделанных в процессе анализа выбранного материала оценок и обобщений. Необходимо подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и (или) прикладное значение, подчеркнуть количественные и качественные показатели полученных результатов, обосновать достоверность результатов и привести рекомендации по их использованию.
Выводы должны содержать:
· подведение итогов проведенного исследования,
· доказана теоретическая новизна и практическая значимость исследования,
· определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы;
· рекомендации
· общие выводы по работе в целом
Примечание: выводы не должны быть кратким изложением работы или ее раздела. Первым надо располагать самый важный вывод, а далее располагать их в порядке убывания важности.
· выявлено соответствие выводов поставленным целям и задачам
· определены возможные перспективы дальнейшей разработки проблемы.
Примечание: заключение не должно повторять содержание глав, а представлять обобщение более высокого уровня, синтез всех полученных данных.
Список литературы.
Список использованных источников следует размещать одним из таких способов: в порядке появления ссылок в тексте (наиболее удобный в использовании и рекомендован при написании работы), в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, в хронологическом порядке.
Сведения об источниках составляются в соответствии с требованиями, указанными в стандартах: ГОСТ 7.1 - 84 «СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ДСТУ 3008 – 95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления».
Например:
книга трех авторов оформляется так: Дудюк Д. Л., Максимов В. М., Ореховский Р.Я. Электрические измерения: Учеб.пособие. - Л.: Афиша, 2003. - 260 с.
сборник: Цеков Ю. И. Подтекст художественного произведения и мироощущение писателя // Проблемы современного литературоведения. - Одесса, 1998. - С. 149-180.
статья из журнала: Звягин Ф.В. Об одном классе орбит в задачах трех и четырех тел // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Приборостроение. 2010. №2. С. 105—113.
электронные источники оформляются в соответствии с общими правилами описания литературных источников, при этом в квадратных скобках после названия указывается: [Электронный ресурс]. В конце - Режим доступа: http://www.psyh.ua.
Например: Колесов Ю.Б., Сениченков Ю.Б. Имитационное моделирование сложных динамических систем. Режим доступа: http://www.exponenta.ru/soft/others/mvs/ds_sim.asp).
Ссылки на сайты, порталы, Интернет-ресурсы размещаются отдельно в конце списка источников без нумерации под заголовком: «ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ». Например: http://www.botany.ua. Ссылки в тексте на такие источники информации не размещаются.
Приложения.
В приложениях содержатся вспомогательные или дополнительные материалы, необходимые для полноты восприятия работы, лучшего понимания полученных результатов: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, дополнительные таблицы, графики, рисунки, иллюстрации и т.д.
Желательно предоставление фотоснимков, подтверждающих поисковую работу автора (в библиотеке, с участниками событий, в музее, архиве; на месте событий и т. д.).