Развитие интеллектуальной сферы. Умение анализировать черты характера героев сказки
Анализ
Умение анализировать черты характера героев сказки. Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки» по двум признакам. Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 6 частей без образца и из 7-8 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
На основе представлений и зрительного восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
— дикие и домашние животные; — растения (деревья, цветы, грибы, ягоды);
— вещи (головные уборы, одежда, обувь); рыбы, спортивные принадлежности, птицы, насекомые.
Выполнение операции конкретизации на основе всех изученных обобщений.
Сериация*
— по цвету — 5 оттенков;
— по величине — 7 предметов;
— по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального состояния к другому) — 5 степеней выраженности;
- по возрасту — 4 возрастные группы;
- по степени выраженности свойств предметов — 5 степеней;
— серия из 5 последовательных картинок.
Классификация
По двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть эмоциональные состояния: радость — восторг, грусть, гнев — ярость, удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Умение рассказать о своем настроении. Знание не менее трех способов выражения и изменения этих эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы. Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать дополнительные роли. Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной ситуации. Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей, как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность. Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества. Проявление элементов рефлексии.
К 7 годам
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная: объем — 7 звуков. Слуховая вербальная: объем — 7-8 слов. Тактильная: объем — 7 предметов.
Внимание
Объем - 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут. Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей, при высокой плотности штриховки. Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по трем и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез
Из 9 частей без образца и из 12 частей — со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов
Ребенок должен самостоятельно выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Сериация*
По всем свойствам предметов. Умение выстраивать серию из 8-10 последовательных картинок.
Классификация
По существенным признакам.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам. Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Список литературы
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.: «Валери СГ1Д», 2001.
Крюкова С. В.. Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 1999.
Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.
Чистякова М. И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995.
Кряжева Н. J1. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития. 1996.
Семенака С. И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. М АРКТИ, 2002.
Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. СПб.: Речь, 2001.
Богуславская Н. Е„ Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: Литур, 2000.
Дурова Н. В. Очень важный разговор: Беседы — занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. М.: Мозаика Синтез. 2000.
Белая А. £'., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М ООО Издательство ACT 2000 Шишова Т. Страхи это серьезно. М.: Искатель, 1997.
Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
Лютова Е. К.. Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых (работа с гиперактивными. агрессивными, тревожными, аутичными детьми). СПб'. Речь 2002.
Клюева Н. В., Косаткина Ю. В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
- Особенности личности ребенка, поступающего в школу. Дошкольник становится школьником.
Предлагаем Вашему вниманию отрывки из книги "Психология младшего школьника. Учебно-методическое пособие для студентов-заочников факультетов подготовки учителей начальных классов" М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, К. Л. Патрина, издание 2-е, исправленное и дополненное - Москва, «Просвещение», 1976г.
- Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста
"Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста" / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера; Науч.-исслед. ин-т. общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1988. — 136 с.: ил. — (Педагогическая наука — реформе школы)