Формы взаимодействия с родителями
Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывает опыт работы и результаты проведённого в дошкольном учреждении мониторинга, отношение родителей к мероприятиям в рамках Школы зависит от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду. В то же время родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые родителями, участниками Школы, из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме.
Формы взаимодействия с семьёй, приведённые ниже помогают решать проблемы родителей будущих первоклассников индивидуально и комплексно.
Тестирование («Моя семья», «Два домика» - дети; «Знаю ли я своего ребенка?», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?», «Каков социальный опыт моего ребенка?» – родители).
Анкетирование («Как помочь учиться?», «Мое мнение о школьной жизни ребенка», «В чем причина трудностей первоклассника?», «Оценка уровня коммуникативности педагога с родителями», «Определение стиля общения воспитателя с родителями»)
Диагностика ( «Как определить ведущую руку будущему первокласснику?», «Диагностика готовности к школе и эмоционального благополучия ребенка-выпускника», методика «Половозрастная идентификация ребнка-выпускника»)
Консультации специалистов (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, ст.медсестра, учитель начальных классов, воспитатель)
Беседы и рекомендации по подготовке к школе («Адаптация к школе», «На пороге школы», «Скоро в школу», «Как развивать самостоятельность ребенка», «Нежелание идти в школу»)
Беседы индивидуальные, внеплановые. ( «Агрессивный ребенок», «Адаптация детей к школе», «Тревожный ребенок», «Почему ребенок обманывает?»
Наглядность (информационный стенд рекомендаций педагогов – специалистов; газета для родителей «Будущие выпускники – сегодня», буклеты, памятки для родителей).
|
«Дошкольная видео-панорама»–активный просмотр родителями видеороликов, слайдовых презентаций и фоторепортажей о жизни детей в детском саду, их занятиях, играх, прогулках.«Дошкольная видео-панорама» – одна из инновационных форм взаимодействия воспитывающих взрослых в «Школе для родителей будущего первоклассника», позволяющая вызвать не только интерес родителей к занятиям и другим мероприятиям в «Школе», но и (самое главное) желание активно в них участвовать, приобретать знания, перенимать опыт педагогического мастерства, необходимый для воспитания будущего первоклассника. Разрабатывая эту форму работы с родителями, я разбила условно её на три, имеющих свои задачи, этапа.
Задачи первого этапа:
· заинтересовать родителей новой формой взаимодействия;
· побуждать ответственных за воспитание взрослых членов семьи к систематическому посещению занятий в "Школе".
Первый этап - это возможность для родителей просто получить удовольствие, увидев на экране своё любимое чадо, где-то посмеяться, над чем-то призадуматься. На первый взгляд, всё просто, но именно этот простой приём и привлекает родителей на первых порах, а потом появляется интерес и желание посещать занятия в «Школе».
Задачи второго этапа:
· активизировать родителей, слушателей "Школы", побуждая к рефлексии после просмотра видеоматериалов;
· вызвать желание родителей участвовать в монтаже видео-презентаций, роликов с использованием материалов из семейного фото и видеоархива (родители в течение определённого по времени периода приносят из дома фото или видеосьёмку по определённой психологом или проблемной для них теме и все вместе монтируют материал для будущих занятий в "Школе").
Задачи третьего этапа:
· предоставить родителям возможность через собственный видеоматериал представления семейного опыта решения проблем подготовки детей к обучению в школе;
привлечь родителей к созданию обучающих слайдовых презентаций по проблемам адаптации и подготовки детей к и обучению в школе
Результаты деятельности
«Школы для родителей будущего первоклассника»:
«Школа для родителей будущего первоклассника» на современном этапе непрерывного образования является важной стороной взаимодействия дошкольного учреждения с родителями и детьми. Реализация программы Школы для родителей эффективна, она позволяет успешно проводить психологическое просвещение и профилактику детско-родительских отношений. Программа помогает гармонично организовывать воспитывающее, образовательное и развивающее пространство дошкольника, что, несомненно, положительно влияет на личностный рост участников:
· большинство детей имеют сформированные интеллектуальные умения, удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца;
· 93% детей детского сада имеют уровень развития познавательных процессов выше среднего, речь содержательна, грамматически правильна;
· все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе;
· 90 % детей обладают организованным поведением, имеют хорошо развитую подготовленную к письму руку, сформированные навыки владения карандашом, ножницами.
План работы
«Школы для родителей будущего первоклассника»
2009-2010 учебный год
Дата проведения | Тема и цель мероприятия | Форма проведения мероприятия и его содержание | Материал, необходимый для подготовки и проведения мероприятия | Ответственный за выполнение мероприятия |
Сентябрь | «Помочь учиться» Цель: углубить знания родителей об особенностях детей старшего дошкольного возраста, раскрыть понятие «психологическая готовность», повышение психологической компетентности родителей | Конференция 1. Ознакомление родителей с рекомендациями семинара «Круглого стола» в школе № 9 г.Чайковского. 2.Знакомство с результатами психологической диагностики (анкетирование «Помочь учиться»). 3. Демонстрация ответов детей (аудиозапись) «Скоро в школу». | 1. Приглашения для родителей детей подготовительных к школе групп. 2. Анкеты для родителей «Помочь учиться». 3. Памятки для родителей «Необходимые условия для успешного обучения в школе» 4. Плакаты для оформления зала (пословицы и поговорки, афоризмы об учении, цитаты русских педагогов). | Педагог-психолог, учитель-логопед |
Октябрь | «Роль семьи в подготовке детей к школе» Цель:оказание родителям консультативной и практической помощи в подготовке детей к школе, выявление уровня готовности детей к обучению в школе, повышение психолого-социальной компетентности родителей по вопросам взаимодействия с будущим первоклассником | Теоретический семинар 1 Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка – консультация педагога-психолога. 2. «Речь детей 7-го года жизни» –лекторий учителя-логопеда · «Пальцы рук – наш второй орган речи»; · «Работа над мелкой моторикой ребенка подготовительной группы – как помощь будущему первокласснику; · «Роль логоритмики для ребенка с заиканием» (индивидуальная консультация); · Деловая игра «Обучение грамоте через развитие мелкой моторики» 3. Анализ анкет с последующей родительско-педагогической рефлексией. | 1. Анкета «Для родителей, будущих первоклассников» 2. Приглашения 3. Памятки «Семья» 4. Подборка игр и упражнений по развитию речи | Педагог-психолог, учитель-логопед |
Ноябрь | «Как помочь адаптироваться детям старшего дошкольного возраста к школьной жизни» Цель: как помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни, причины трудностей в процессе школьного обучения у первоклассников, индивидуальные особенности готовности ребенка к школьному обучению | Брифинг пед.состава «Школы» (по интересующим родителей темам) 1 «Этапы адаптации ребенка к школе». 2.Просмотр видеофильма «Открытый урок» по ФЭМП и обучение грамоте,. 3.Экспресс-опрос родителей на предмет выявления уровня их представлений о собственной ответственности за успешную адаптацию их детей к школе. | 1.Памятки для родителей «Адаптация к школе» 2. Приглашения для родителей. 3. Монтаж видеофильма «Открытый урок» 4. Диагностика детской тревожности - тест Р.Теммл, М.Дорки, В.Амен | Педагог-психолог, воспитатели |
Январь | «Здоровье будущего первоклассника» Цель: создание условий для поддержания и коррекции здоровья, организация здорового образа жизни | Комплексное занятие 1. Мини-лекторий медицинского персонала: · «Закаливание и натуротерапия – профилактика и здоровьесбережение будущего первоклассника»; · «Скоро в школу! Новый режим дня без проблем». 2.«Укрепляем здоровье дошколят» – сообщение из опыта работы воспитателя подготовительной к школе группы. 3. «Спорт и здоровье» – КВН между командами родителей и детей. | 1. Памятка «Здоровье будущего первоклассника» 2. Приглашения 3. Атрибуты к играм | Педагог-психолог, медицинские работники, воспитатели, музыкальный руководитель. |
Февраль | «Воспитание культуры поведения» Цель:повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания культуры поведения | Педагогический калейдоскоп 1.Видеофильм «Дети о культуре поведения». 2. «Воспитание культуры поведения ребёнка – основа прилежания и успешного обучения в школе» – лекция-беседа. 3. Тесты для родителей «Детей воспитывают родители. А родителей?» 4. Анализ тестирования с последующей родительско-педагогической рефлексией. | 1 Приглашения. 2. Памятки «Полезные советы». 3.Анкеты «Устами младенца» | Педагог-психолог, воспитатели |
Март | «Тревожный ребенок» Цель: углубить знания родителей о тревожных детях, причины возникновения тревожности у детей, рецепты повышения самооценки у родителей | Детско-родительский практикум 1. «Портрет тревожного ребенка», психологический лекторий. 2.Игра с детьми «Импровизированный урок» со сказочным персонажем. 3.Деловая игра с родителями и детьми «Портфель». | 1. Приглашения для родителей детей подготовительных к школе групп. 2. Памятки для родителей «Ответы-вопросы» 3. Подготовка атрибутов и костюма Петрушки для импровизированного урока. | Педагог-психолог, воспитатели |
Апрель | «Психологическая готовность к школьному обучению» Цель: что нужно знать о психологической и интеллектуальной готовности детей к школе, познакомить с характеристиками психологической готовности ребенка к школе | Семинар-практикум 1.Сообщение «Психологическая готовность детей к школе» 2. Беседа по рисункам детей «Школа» 3.Решение проблемных задач 4. Игровые упражнения с родителями «Мой образ ребенка-первоклассника», «Закончите предложения». | 1. Приглашения 2. Памятки « Как ребенку избежать трудностей?» 3. Подборка литературы для родительской библиотечки «Скоро в школу». | Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели. |
Апрель | «Кризис семи лет» Цель: углубить знания родителей о симптомах кризиса семи лет, помочь разрешить кризис, как вести себя родителям во время кризиса | Устный журнал 1.«Кризис семи лет и поступление в школу» Сообщение педагога-психолога. 2. Родительско - педагогическое рефлексированиепо результатам тестирования. 3. Игры с родителями «Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома». | 1.Приглашение для родителей. 2.Памятка «Что делать родителям?» 3. Игровые атрибуты | Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели. |
Май | «Семья в системе подготовки детей к обучению в школе» Цель: вместе с родителями проанализировать роль родителей в подготовке к школе, изучить мнение родителей о причинах затрудненной адаптации детей к школе | Круглый стол 1.«У школьного порога, или готов ли ваш ребёнок к школе» – 2. «Особенности современного первоклассника» Выступление завуча школы № 4. 3. «Семь в подготовке детей к школе», презентация семейного опыта воспитания и подготовки детей к обучению в школе. 4. Деловая игра с родителями «Закон семьи». | 1. Памятки для родителей 2. Приглашения 3. Газета «Будущие первоклассники – сегодня» 4. Тесты для родителей «Ребенок идет в школу» 5. Тесты для детей «Приветствуем тебя, будущий первоклассник». 6. Материалы, подготовленные родителями для презентации собственного опыта семейного воспитания. | Педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, завуч школы №4. |